Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №62/2003

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ТЕОРЕМА СОЦИУМА

Основанная на страхе зависимость от власти и одновременно неуважение этой власти, фальшивый коллективизм, стремление уклониться от личной ответственности, страх перед ситуациями неопределенности, стремление к стандартным решениям, ориентация на краткосрочную перспективу и работа ради галочки – если верить социологам, все эти характеристики абсолютно доминируют в трудовых отношениях российских граждан.
Я снова и снова вглядываюсь в данные российско-канадского социологического исследования и никак не могу отделаться от странного ощущения. Все эти характеристики словно списаны с портрета той массовой российской школы, которая ориентирована на трансляцию знаниевого стандарта, на трансляцию пресловутых ЗУНов. Стиль трудовых отношений на российских машиностроительных заводах как две капли воды похож на тот, который господствует во множестве российских школ, что заставляет задуматься над природой этого совпадения.
Самым наивным было бы попытаться в очередной раз увидеть в школе крайнего и предположить, что это выпускники школ несут на свои предприятия те или иные черты школьной субкультуры. Мол, это все школьные привычки и ценности. Разве не школа формирует основанную на страхе двойки личную зависимость ученика от учителя, прививает школьникам привычку жить по двойному стандарту, ориентирует на краткосрочную перспективу (сдать и забыть!) и наполнена множеством чисто формальных, ритуальных процедур (от заполнения школьных журналов до праздничных мероприятий)?
Но можно сделать и противоположный вывод: этот стиль школьных отношений и неписаных правил есть проекция и порождение того, что доминирует в российском общественном сознании в целом. Учитель, сознающий фальшь своих действий, но продолжающий их выполнять, или педагогический чиновник, разрабатывающий для учителя очередную порцию стандартов и бумаг для отчетности, – в общем, не виноваты в том, что делают. Они всего лишь заложники традиции, господствующей в российском обществе. И на российских машиностроительных заводах, оказывается, абсолютно те же традиции, ценности и мыслительные схемы.
Но тогда становится более понятным то, на что мы можем надеяться, в том числе и в нашей школьной епархии.
На поколение новых, энергичных менеджеров, которые не собираются быть заложниками психологических и мыслительных установок прошлого и для которых личная ответственность, долгосрочная перспектива, уверенность в ситуациях неопределенности и способность делать дело по внятно очерченным правилам, а не на основе личных неформальных контактов станет нормой существования. Только через их повседневные усилия сделает наконец поворот инерционная, неповоротливая машина российской ментальности. И произойдет это не в силу чьих-то прекраснодушных призывов, а в силу жестких экономических законов выживания в условиях развитого, цивилизованного рынка. Когда по-настоящему выживает не тот, кто приспособился к конъюнктуре и текущим правилам игры, а тот, кто видит долгосрочную перспективу и готов на нее работать в зоне повышенного риска и повышенной ответственности. Когда несешь ответственность не перед проверяющим начальником, а перед собственными долгосрочными целями. Но это будут уже совсем другое производство и совсем другая школа.
В этом, на наш взгляд, и состоит значение публикуемых сегодня на этой полосе материалов.

                                                                                                                                                                                Александр ЛОБОК

За все надо платить,

или Какая социальная защищенность нам нужна?

Работник стоит столько, сколько он стоит на рынке труда; попытка обязать предпринимателя платить ему больше приведет к сокращению рабочих мест.
Что такое трудовые отношения? Это отношения работника и работодателя относительно зарплаты и занятости. Именно это социологи почему-то упорно игнорируют; правда, часто заканчивают свои рекомендации выводом: при современном уровне зарплат о правах работника говорить нечего… Но позвольте: если моя работа на рынке стоит тысячу рублей в час, а мне платят две – это какой-то странный менеджер, и он наверняка быстро разорится. Если же мне платят пятьсот рублей вместо тысячи, я пойду искать работу в другом месте. Или же останусь на этой, но совсем по другим причинам: жду квартиру, устраивает режим работы – все равно какая-то компенсация должна быть.
Я не к тому, что сфера трудовых отношений вообще не нуждается в регулировании; я всего лишь о том, что за все надо платить, и за определенный уровень зарплаты и других социальных гарантий тоже. Наш трудовой кодекс слишком жесток.
Если налоги непомерно высоки, их просто перестают платить, и это превращается в большую проблему для бюджета. Если рабочее место стоит предпринимателю слишком дорого (высокий уровень зарплаты, огромные страховые выплаты, бесконечный торг с профсоюзами) – в ответ предприниматель перестает образовывать новые рабочие места.
Наша проблема не в том, что у нас слабы профсоюзы. Выскажу крамольную мысль: мне кажется, мы более или менее благополучно миновали самые тяжелые для экономики времена именно благодаря тому, что профсоюзы были слабы, а работники неорганизованны. Иначе их требования, никак не соотносимые с реальными возможностями и успехами предприятия, просто пустили бы всех на дно.
Наша беда в том, что у нас почти не образуется новых рабочих мест. Только развитие производства и сферы услуг может поднять цену рабочей силы, и никак иначе этого не достичь. Когда предприниматели начнут конкурировать между собой за работников, последним будут больше платить. А если государство бросает все силы на то, чтобы не допустить увольнений, в результате страдают все. Издержки производства растут, вследствие чего не может расти заработная плата. Безработные никогда не найдут себе работы, потому что все места уже заняты. Молодежь, явившись на рынок труда, тоже не найдет себе применения. Надо отдавать себе отчет: за все приходится платить, за высокий уровень собеса – тоже. И платит все общество в целом, а также наиболее уязвимые его группы – молодые, безработные и так далее.
Хорошо бы всегда иметь в виду эту простую экономическую логику, вполне доступную здравому смыслу: за все приходится платить…

Владимир ГИМПЕЛЬСОН,
кандидат экономических наук,
директор Центра трудовых исследований

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru