Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №62/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ

Слово в защиту прагматического оптимизма

Время часто подбрасывает нам поводы для пессимизма.
Еще совсем недавно, каких-то десять лет назад, казалось, что вожделенный мир свободной, демократической школы – вот он, рукой подать. Еще одно усилие, еще один демократический закон, и чудо свершится.
Мы забыли о том, что общество, долгое время жившее в условиях тотальной несвободы, не превратится в свою противоположность по мановению волшебной палочки. Что свобода не рождается подобно Минерве из головы Юпитера. Свобода – это трудное мировоззрение и одно из самых трудных испытаний.
Свобода – это всего лишь вектор движения. Направление, в котором пытается идти на протяжении своей жизни человек, на протяжении своей истории – человечество.
А что у нас? Свободная школа не свершилась как чудо, и вот мы уже готовы оплакивать «утраченную демократию», свои собственные утраченные иллюзии и надежды.
Что ж, все верно – идет «бюрократический откат», старая управленческая машина поднимает голову, школа испытывает все большее и большее давление абсурдных бумаг и резолюций...
Тем не менее есть основания утверждать, что в кризисе – исключительно наши демократические иллюзии, а вовсе не та реальная свобода, которая трудно и медленно рождается в живых, реальных делах. Эти дела не декларируются сверху в виде тех или иных законов, а делаются реальными людьми, свободными ровно настолько, насколько им хватает для этой свободы мужества и трезвой гражданской ответственности.
Педагоги саратовской гимназии, отстаивающие свое право на «полоску свободы» и героически удерживающие этот с таким трудом завоеванный плацдарм, вопреки титанической армаде бумаг и инструкций, идущих на них страшной психологической атакой, – разве можно было такое помыслить 15 лет назад?
Удивительный проект обуздания криминальной энергии подростковых «стрелок» через использование подросткового психологического опыта этих «стрелок». Этим людям некогда ныть о криминализации российского общества – они изобретают путь спасения общества от криминала, и оттого их дела исполнены удивительного оптимизма. Это не оптимизм в розовых очках, это прагматический оптимизм нового, деятельного поколения.
Наконец, «педагогический Город Солнца», построенный педагогами и студентами Тульского педагогического университета, – в этом простом одном только перечислении того, что они сделали и делают, сделанного столько силы, что ясно одно: никакой бюрократический откат этой силе не грозит. И поколение студентов, выпущенных из стен этого университета, будет уже совершенно не тем поколением, которое в начале девяностых захлебнулось в обрушившемся на него потоке внешней свободы.
Все это – миры нашей реальной свободы, миры нашей реальной демократии, и чем больше таких миров, тем больше открыта эта наша долгая дорога к свободе.
На этом фоне воплощение идеи свободной школы в г. Мумбайе   кажется сущим пустяком. Хорошо им там, в демократической Индии, а вот вы у нас попробуйте!
И пробуют. И бьются за свои небольшие плацдармы свободы. И в их проектах, в их делах прорастает та свободная, демократическая школа, которую не отменишь указом министра или очередной инспекторской проверкой. Потому что она – в нас.
Одно дело – когда свобода даруется сверху, и совсем другое – когда она выстрадана как личный опыт противостояния несвободе. Выстрадана как личный опыт гражданственности.
Чем больше такого опыта и чем он разнообразнее – тем прочнее бастионы свободы. Это и есть процесс прорастания реальной демократии в нашей школе.
Человек имеет не столько свободы и демократии, сколько ему дают (когда «дают», это уже не свобода), а столько, сколько ему самому удается взять в этом далеком от идеалов свободы и демократии мире.
И это будет всегда. В этом – глубинный парадокс свободы. Внешняя свобода – ничто, если нет свободы внутренней. И каждый человек свободен ровно настолько, насколько он что-либо делает. Дело, делаемое человеком, – это и есть мера его реальной свободы. Будь это рядовой учитель из самарской гимназии или профессор из Индии.

Александр ЛОБОК

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"