Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №61/2003

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ДОМАШНИЙ АРХИВ 
ПОД ЗЕЛЕНЫМ АБАЖУРОМ

Дмитрий ШЕВАРОВ

Осенние рассказы о любимых книгах

Недавно в Челябинске прошел замечательный литературный праздник – «Книги нашего детства». Свои рассказы о любимых книгах прислали сотни детей и взрослых. Об этом мы узнали из письма главного библиотекаря областной библиотеки Надежды Анатольевны Капитоновой и директора центральной детской библиотеки города Елены Александровны Разборовой. Они же прислали нам целый пакет с воспоминаниями взрослых о детских книгах.
Это именно воспоминания – сокровенные, исповедальные, проникнутые нежностью и светом. Так вспоминают о друзьях детства и юности в длинных письмах, какие пишут только самым близким людям.
Когда я читал эти воспоминания, то вдруг подумал: какой прекрасной могла бы получиться “Книга о любимых книгах”!

ВСЕ ЛЮБИМЫЕ БУДУТ СО МНОЮ ВЕЧНО
Фарли Моуэт. «Собака, которая не хотела быть просто собакой»

Однажды, когда-то давным-давно, в руки мне попалась маленькая книжечка. Побыла она у меня совсем недолго – дня три, но за это время я успела ее прочитать и несколько раз перечитать. Твердо помню имя автора и название: Фарли Моуэт. «Собака, которая не хотела быть просто собакой» – и то ощущение счастья и радости, что сопровождало меня при чтении этой книги.
Совсем недавно, копаясь в фонде городской библиотеки, я наткнулась на ту мою незабвенную «Собаку, которая не хотела быть просто собакой». Это было как радость встречи с давним другом.
Что же в этой книжке такого, что вызывает во мне столько радости? Я уже взрослая женщина 37 лет, воспитатель детского приюта, у меня двое больших детей и два высших образования. Но что-то заставляет меня так радоваться встрече с этой книгой. Я открываю ее и снова погружаюсь в волшебный мир, где родители молоды, Матт только начинает осваивать соседние улицы, а непуганые кошки еще безбоязненно шастают по заборам. И я верю, что так будет всегда – смерти и старости нет, и все любимые будут со мною вечно.

Инесса КОНОПЛЯНЦЕВА,
воспитатель детского приюта
п. Солнечный, Сосновский р-н, Челябинская область

И ВСЕ-ТАКИ ОНИ ВЕРНУЛИСЬ!
Х.К.Андерсен. «Дикие лебеди»

Мое детство и юность прошли в селе Коелга Еткульского района, которое удобно расположилось при слиянии рек Увелька и Коелга. Говорят, что в переводе с башкирского Коелга – двуречье. Так это или не так – не столь важно, но что в этом «двуречьи» очень красивая природа – это очевидно. Холмистая местность, березовые рощи по обе стороны реки Коелга, Чебаркульский бор по обе стороны реки Увелька, само село, раскинувшееся в глубокой мраморной чаще, – все это создавало романтическое настроение в моей душе.
Идешь за грибами или за ягодами, а из-под ног выскакивает выводок куропаток, или вдруг в глубине леса раздастся тревожное хлопанье крыльев – это глухарь забеспокоился. Летом по ночам соловьи поют, заливаются, а днем жаворонки над лугами звенят. Каких только птиц не встретишь в коелгинских лесах, да и зверья всякого немало: зайцы, лисы, косули, рыси, лоси – всего и не перечислишь. Но только никогда я не видела диких лебедей, а я так мечтала увидеть их живьем, не на картинке.
Отец объяснял мне, что лебедей в природе осталось немного, так как их жестоко истребляли из-за нежного, легкого пуха, да и гнездятся они не на реках, а на стоячих водоемах – озерах, прудах. Так что видела я этих красивых гордых птиц только по телевизору.
Образ прекрасной птицы появился у меня, когда, учась в начальных классах, я прочла сказку Х.К.Андерсена «Гадкий утенок». Эта сказка дала мне понимание того, что терпение и любовь к жизни помогут преодолеть все трудности, утвердиться и понять свое предназначение.
Лебедь стал для меня идеалом всего прекрасного в жизни.
Когда мне было лет десять, родители подарили мне фильмоскоп и два десятка диафильмов. Это стало событием в моей жизни. Диафильмы были разные, но запомнился мне один на всю жизнь – сказка Х.К.Андерсена «Дикие лебеди». Талантливый художник нарисовал чудные иллюстрации, которые стоят перед моими глазами до сих пор.
Что поразило меня в этой сказке? То, что Элиза ищет не просто братьев, а братьев, превращенных в диких лебедей, она ищет лебедей с золотыми коронами на головах. От этого сравнения образы братьев наполнились тогда для меня силой, добротой, верностью. Да, таких братьев стоит искать, им нужно обязательно помочь избавиться от злых чар. И я вместе с Элизой преодолеваю все страхи, трудности, наговоры, чтобы помочь братьям. Самое трудное испытание – это молчать. И я завидовала Элизе, что она все снесла молча, не проронив ни слова. О, великий мудрец Андерсен! Он великолепно знал, что самое трудное для женщины – молчание!
С тех пор Элиза стала для меня примером для подражания.
У меня было два старших брата, и в детских мечтах я представляла, как, подобно Элизе, спасу их, если они попадут в беду. И в самом деле, было время, когда я помогала им, хотя была моложе на десять – двенадцать лет.
В 1980 году я приехала в село Малое Шумаково, которое расположено в краю озер и болот. Здесь много водной птицы, но много лет подряд я не видела лебедей, хотя говорили, что они гнездятся по берегам наших озер. В девяностых годах каждую весну на озеро Табыньша стали прилетать лебеди по нескольку пар, да и на других озерах они стали постоянными летними жителями. Моя детская мечта увидеть лебедей наяву осуществилась. И теперь каждую весну я с нетерпением жду прилета лебедей. Они прилетают, и я вижу на их головах маленькие золотые короны.

С.Р.ВНУКОВА
с. М.Шумаково, Увельский
р-н, Челябинская обл.

ВСПОМНИ АССОЛЬ
А.Грин. «Алые паруса»

Родилась я в поселке первоцелинников с красивым названием «Светлое». Приехали на пустое место молодые романтики весной 1954 года. Сначала они жили в палатках, а когда появились две первые улицы, то им были даны названия – улица Пушкина и улица Островского. Вместе с нехитрыми пожитками привезли эти романтики и свои любимые книги. Однажды летом в наш поселок привезли фильм «Алые паруса». Цветной! (В то время это было редкостью.) Что могла понять о любви маленькая четырех-пятилетняя девочка, которую мама взяла с собой, оставить-то было не с кем, все жители хотели посмотреть кинофильм. Наверное, ничего. Но нежное чувство какого-то восторга вспоминается до сих пор. Когда мы вернулись с мамой домой, отец уже приехал с поля, с работы, и привез букет иван-чая. Мама тогда так обрадовалась этим цветам. Мы вдвоем рассказывали ему содержание фильма про красавицу-девушку с необычно звучащим музыкальным именем – Ассоль. О том, что ей пришлось расти одиноко без друзей и подруг, про синее-синее море и волшебный корабль с алыми парусами, который ждала и дождалась эта хрупкая, мечтательная, нежная и юная фантазерка, про юношу-капитана, который воплотил мечту Ассоль. Я запомнила то чувство, которое возникло: как приятно получать от любимого человека то, о чем мечтаешь.
Название «Алые паруса» осело в моей памяти, позже кто-то сказал, что есть такая книга, а автор ее – А.Грин. Я мечтала найти и прочитать ее, когда подрасту. Но в детстве дни такие длинные, ребенок так долго ждет, когда же он наконец подрастет. И вот я подросла.
Я не помню точно, в каком же возрасте она была прочитана. Но что творилось в моей юной душе! Страницы книги дополнялись воспоминаниями о фильме, все вставало перед глазами! Я тоже стала мечтать о красивом принце, который увезет меня далеко, поймет мои мысли, мою душу. Какой романтичной и мечтательной фантазеркой я была… Как ждала настоящей любви!
Тогда, в ранней юности, у меня не было близкой подруги. Мне не хватало собеседника. Не с кем было поделиться впечатлениями от прочитанных книг. Девчонкам и мальчишкам нужны друзья, с которыми можно было бы поделиться сомнениями, мечтами, на которых можно надеяться. А у меня их не было. Книги были моими собеседниками, в них я искала ответы на волнующие вопросы. И я думала: «Терпи. Жди. Все изменится, все будет так, как ты захочешь. Вспомни Ассоль…»

Татьяна ДМИТРИЕВА, учитель
п. Березинский, Челябинская обл.

В ЖИВЫХ ОСТАЛИСЬ ТОЛЬКО Я И ПУШКИН
«Стихи А.С.Пушкина»

Книгу «Стихи А.С.Пушкина» мне подарила мама, сказав: «Они тебе всегда помогут». Сама я стала читать с пяти лет. Книжка была старая, чуть потрепанная и небольшая; там были не только стихи, но и отрывки из прозы. Я жила в Ленинграде, где все связано с Пушкиным. Мама мне часто читала стихи. Как понятны и близки были слова:

…Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки Жучку посадив,
Себя конем преобразив.
Шалун уж заморозил пальчик,
Ему и больно, и смешно,
А мать грозит ему в окно.
Особенно нравились стихи о природе:
Люблю сей темный сад
С его прохладой и цветами…

Конечно, я не все понимала. Как это – «и каждой осенью я расцветаю вновь»?
Мне казалось, что Пушкин ко мне обращается:
Здравствуй, племя младое, незнакомое!
Когда я гостила у тети около Ленинграда в начале войны, немцы часто бомбили в сентябре. Мы, собрав вещи, прятались в погребе, подальше от дома. А я не заплакала, когда все молились, ревели, а вдруг стала читать стихи Пушкина наизусть. Все примолкли.
Мороз и солнце, день чудесный…
Начался голод. Рано утром, согнувшись, шли на поле собирать картофель, свеклу, капусту. Страшно было, двоих убили, а я хваталась рукой за стихи поэта, что всегда были в кармане. Они мне помогали перенести ужас.
Когда вернулись в Ленинград, мама уже почти не вставала, она просила меня почитать Пушкина. И я читала все подряд. Видимо, мама хотела отвлечь меня от дум о еде, поверить в чудо, жить. Каждое утро сгоняла меня с постели. Было холодно, я плакала, а она: «Читай Пушкина». В награду давала немного киселя из столярного клея.
Ежедневно с братом я ходила за хлебом. 125 граммов – как они согревали! Я, поверив, что Пушкин меня спасет, брала его стихи всегда в карман. В очереди стояли часами с номерком на ладони. Я про себя читала стихи его, иначе бы не выдержала. Люди падали в очереди. Подняться на пятый этаж, где мы жили, не могла. Старший брат говорил: «Ползи, как собачка». И я, ослабленная, голодная, с хлебом и Пушкиным ползла. В начале марта умерли мама и тетя. Брат отвел меня с сестрой в Александро-Невскую лавру, там был приемник-распределитель. Нас бомбили, жутко было, да еще по обе стороны окон видны были памятники на кладбище. Раз сестра попросила меня прочитать стихи. Я читала сначала тихо, потом громче. Дети перестали плакать, слушали…

Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.

За два месяца в лавре я несколько раз читала стихи. Однажды меня наградили за это кусочком глюкозы. Сестра уже не вставала. Прощаясь, она сказала: «Я никогда не забуду твоего Пушкина». Вскоре она умерла. Из всей семьи уцелели только я и книжка Пушкина.

Валентина КАРПУШЕВА
г. Троицк, Челябинская обл.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru