Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №61/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ВИРТУАЛЬНАЯ ШКОЛА 
 

Александр ЛОБОК

Большая программная несовместимость

Почему компьютер в школе работает с кпд паровоза

Компьютеризация школ – дело модное и очевидное. Сегодня, кажется, уже почти не осталось «компьютерных луддитов» – ярых противников компьютеров и всякой прочей новейшей электронной техники в школе. Тем более что на самых высоких уровнях всяческое расширение и углубление процесса компьютеризации школ рассматривается как одно из приоритетных направлений модернизации.
Пусть и втридорога сбрасывают школам всякие устаревшие модели (благо деньги-то государственные!) и выходят эти компьютеры через полгода из строя – кто же смотрит в зубы дареному коню? Любому такому подарку, любому такому приобретению школы радуются без оговорок…
Впрочем, есть и такие учебные заведения, которые давно уже оснастились компьютерной техникой, что называется, под завязку, да и выделенная линия Интернета для них не в новинку. И что?
Неизбежно проходит какое-то время, и для наиболее продвинутых, мыслящих школ наступает отрезвляющий момент. Момент, когда самим себе приходится отвечать на вопрос: а как появление огромного количества этой самоновейшей техники отразилось на самом главном, ради чего эта техника вроде бы и внедрялась? Как повлияло внедрение всей этой техники на содержание образовательного процесса, на психологическое самочувствие учителей и учащихся, на уровень их образованности?
Увы, если говорить честно, вопрос этот до сих пор открытый и совершенно неисследованный.
Ведь то море возможностей, которые открывает наличие в школе качественной компьютерной техники, мощных медиабиблиотек и открытых интернет-линий, – это возможности, которые весьма и весьма плохо стыкуются с задачами традиционного учебного процесса.
В самом деле, что делать на традиционном уроке со всем этим гигантским многообразием открывающихся возможностей, со всем этим гигантским многообразием культурной информации, которая отныне становится доступной каждому? Да ровным счетом ничего. Поскольку традиционный урок с его программными ограничениями этого всего не предполагает и все это попросту не помещается в его прокрустово ложе.
Поэтому появление в школах хорошо оснащенных медиацентров, качественного компьютерного парка и обширных медиабиблиотек неизбежно переводит чисто технический вопрос в качественную плоскость: как это все состыковать с текущим учебным процессом?
И здесь есть два принципиальных пути.
Первый заключается в том, чтобы приспособить новые информационные возможности под задачи традиционного урока. Использовать обширные возможности медиацентра для того, чтобы учащиеся более эффективно и качественно осваивали содержание традиционной программы… Но если говорить честно, для решения традиционных учебных задач учащимся и бумажные-то библиотечные фонды обыкновенно не нужны. Равно как и учителю. Берет этот учитель в руки совершенно потрясающий медиадиск, на котором записаны фантастически интересные для ребенка путешествия по той или иной образовательной области, и… теряется. Ведь традиционное планирование урока предполагает не вольное путешествие (а именно в возможности вольного путешествия основная прелесть любого медиасредства!), а четкое расписание: когда, куда и с какой (заранее сформулированной!) дидактической целью должен двигаться ученик. И потому традиционному уроку все эти информационные клондайки нужны как телеге пятое колесо.
Второй путь – это путь радикальный. Путь, предполагающий совершенно новое понимание сути образовательного процесса. Путь, который ориентирован не на заранее придуманную учебную программу, не на нормативный учебник и не на нормативный урок, а на свободное культурно-образовательное путешествие в тех информационных мирах, доступ к которым открывается с помощью школьного медиацентра и доступной каждому компьютерной техники.
Впрочем, второй путь в условиях нашей образовательной системы оказывается совершенно немыслим. Если и остается в современной российской школе что-то священное, то это корова заранее запланированной учебной программы. Вольные образовательные путешествия – только в дополнительное время. А где взять это дополнительное время, если все уходит на освоение школьного стандарта, выложенного перед учеником в четкой последовательности учебных действий. Вот и получается, что миллионы, затраченные на медиасредства, оказываются миллионнами вхолостую – реальный кпд использования образовательного потенциала этих медиасредств оказывается много ниже, чем у пресловутого паровоза.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"