Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №60/2003

Третья тетрадь. Детный мир

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА

Наедине

И вот опять вдруг случилась осень по календарю. И значит, нужно поскорее привыкнуть к тому, что кончилось лето, и вспомнить вместе со своими школьниками правила поведения, безопасности, общежития…
А заодно найти наконец взаимопонимание, согласие, дружбу и свое место рядом с детьми.

Нам хочется, чтобы дети учились. Языкам, физике, игре на скрипочке, самообороне. И, казалось бы, мы все уже придумали, решили и точно знаем, как и где, а дети не хотят. Что с ними делать?
Да ничего. Просто знать, что научить их нужно только тому, что они должны учиться вообще. Как и трудиться вообще. И сейчас, и потом, и всегда. Это уже обязательно.
А учатся они не только за партой и не всегда на уроках. Как ни странно, очень важным вещам они учатся даже тогда, когда мы умираем от страха, неизвестности, тревоги, не зная, когда они вернутся или куда уехали.
Как-то между прочим, потихоньку, не сразу, но всегда вдруг оказывается, что дети уже умеют внимательно слушать, хорошо бегать, складывать вещи в шкаф, дружить, сочинять стихи, защищать слабых… И так без конца, если, конечно, не решат, что хватит учиться, и не станут скучными взрослыми.
Да, родителями быть трудно. Потому что они не врачи, должны терпеть, ждать перемен и лучших времен. Им не помогут точный диагноз, статистические данные и профессиональные термины, объясняющие недостатки их ребенка. Родителям вообще, как никому другому, должны быть видны достоинства их детей. И именно этот взгляд и такой угол зрения для ребенка гораздо полезнее всех остальных благ человечества и достижений технического прогресса.
Человек – и ребенок тем более – батарейка, которой время от времени необходимы подзарядка или полный разряд. У него есть два полюса – плюс и минус. Один притягивает и излучает любовь, добро, свет, другой – зло, безразличие, обиду, ненависть, скуку. И с этим тоже надо считаться.
Взрослые рядом с детьми, тем более школьниками, все время что-то делают, принимают меры. Вместо того чтобы оставить ребенка в покое, дать ему время самому разобраться, принять решение или попросить о помощи.
Да, мы опытнее, знаем наперед, где споткнется, где ошибется, что ему за это будет. И тем не менее воспитание требует гораздо меньше срочных решений и мер, чем нам кажется.
Если ребенок – продолжение нас самих, то тогда мы главные, а ему очень многое нельзя и запрещается. Тогда он чаще сидит дома один, не выходит с друзьями гулять, потому что так удобно родителям. А если он рядом с нами как самодостаточная величина, то соображения практичности и удобства отпадают и не нужны. И тогда ребенок свободен и мы не командуем, а помогаем.
И как бы ни было трудно, придется поверить, что все в жизни – по-честному, по-справедливому, без обмана. Рядом с детьми это особенно заметно и очевидно.

Марина НИКОНОВА

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru