Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №59/2003

Третья тетрадь. Детный мир

ДЕТСКАЯ ПЛОЩАДКА 
 

Народная примета: коль день хмур и желтые листья забили водосток – осень пришла, а коль до скрежета зубовного довели призывы раздавить бюрократов, возродить духовность и вернуться к корням – накатили выборы.
Как тут не вспомнить о лакомом, но неохваченном электорате – школьниках, учащихся ПТУ, студентах?
СПС завлекает несмышленышей «свежей» программой: «Молодежь – армия – реформа ЖКХ», лидер ЛДПР Владимир Жириновский – содержательным и емким намеком: «Мы за бедных, мы за русских!», а Партия жизни – совсем простым и понятным тостом: «За детство!», естественно, искренне и от всего сердца. Борьба за юные, ничейные пока души разгорелась нешуточная.
Чему верят сами осажденные, кому и почему отдают предпочтение, отправились выяснять корреспонденты «ПС» Надя ИВАНИЦКАЯ и Женя ПОПОВА.
Вот что они узнали...

И длинным рублем, и коротким лозунгом

Чем только не заманивают тинейджеров в политические партии. Но коммерческие структуры выглядят в их глазах привлекательнее

Владимир Набоков в самый разгар протестного молодежного движения, прокатившегося по Западной Европе и Америке 25 лет назад, сказал в одном из интервью, что бунтующий революционный молодняк, все эти бородачи и хиппи, которые кричат: «Требуй невозможного!» – «самые отъявленные конформисты и филистеры, самые настоящие обыватели». И пояснил: «Нужно изучить мир, прежде чем изменять его». Следуя этой логике, наши школьники и студенты не страдают филистерством и конформизмом, потому что как раз «изучают мир».
Они выросли не просто среди перемен – среди грандиозной ломки. Но для них это было вовсе не страшно: юные головы адаптивны и воспринимают все происходящее, будто так и надо.
Это в советские времена нежелание юноши или девушки вступать в комсомольскую организацию означало социальное изгойство и невозможность получить высшее образование. Впрочем, таких героев почти не было. В 14 лет каждый школьник послушно писал заявление: «Хочу быть в рядах борцов за коммунистическое завтра» – и до 28 лет числился в комсомоле. В других странах соцлагеря срок пребывания в молодежной коммунистической организации истекал в 25. У нас же старались сохранить партийный присмотр над молодым человеком как можно дольше.
У сегодняшних девушек и юношей гораздо более широкие возможности утвердить свои политические предпочтения, вступив в ту или иную партию, но подавляющее большинство отыгрывается за крах партийных родителей полнейшим равнодушием к политической жизни страны. Аполитичность нынешней молодежи особенно очевидна, когда оттеняется эксцессами немногочисленных, но шумных хулиганствующих экстремистов.
Политтехнолог, директор Агентства прикладной и региональной политики Валерий Хомяков убежден, что молодежь нельзя тащить в партии насильно: «У нас уже есть опыт советских времен, когда ее без всякой пользы загоняли в комсомол. Это даже хорошо, что современные молодые люди не рвутся в партийную сферу. У них другие проблемы: получить высшее образование, сделать карьеру, заработать денег. Однако чтобы воспитывать политическую сознательность у молодых людей, партийным лидерам необходимо искать с ними общий язык, стремиться понять, чем они живут и какие проблемы их интересуют».
Количество молодых людей в партии – предмет ее гордости и признак активности, потому за молодые кадры борьба на политическом рынке страны идет нешуточная. И... малоуспешная. В многомиллионной Москве ведущим политпартиям удалось завлечь к себе только 4–4,5 тысячи человек. В ЛДПР всего 60 постоянных молодых членов; в «Яблоке» – 80 постоянных и 250 приходящих. СПС, «Единство» и коммунисты называют другие цифры: 1000, 3000 и 300.
Подходы самые разные. Привлекают молодых ребят в партии и деньгами, и лозунгами, и приятной компанией, и экстремальным времяпрепровождением, и богатыми перспективами. Но несмотря на это, никаких глобальных изменений в политической активности молодежи пока не происходит.
Руководитель аналитического департамента Центра политических технологий Алексей Макаркин оснований для изменения ситуации в обозримом будущем не видит. «Каждая партия рассчитывает на свой сегмент молодежи. Коммунисты – на протестных. Такая молодежь будет голосовать за Зюганова как за самого ругаемого. Однако его имидж молодых не устраивает – слишком консервативный, слишком партийный. Они не видят в нем своего. У “Единства” молодежный электорат неопределенный. Партия делает ставку на молодежь вообще, завлекая ее активно финансируемыми концертами. Дает понять, что она самая сильная и определяет политику. А молодые вообще сильную руку чувствуют. Но насколько они сознательны? СПС и “Яблоко” работают с более политически сознательными группами. У СПС акцент на карьеристов, на самых успешных. У “Яблока” – на юных интеллектуалов. ЛДПР создала себе имидж самой смешной и прикольной партии. Как раз для маргинальных групп молодежи. Однако со времен советской власти молодежь сильно изменилась. Если еще в 1993 году молодые люди были готовы работать за идею, то уже в 1995-м на первое место выдвинулись деньги и желание сделать карьеру. Сейчас за идею в партии идут только анархисты, лимоновцы и другие крайние. Система рекрутирования молодежи в политические организации развита слабо. Нормальных партий нет, механизмов нет. А партийная карьера в условиях несложившихся партий невозможна. Вот молодежь и предпочитает им коммерческие структуры».
Должна ли нас тревожить такая ситуация? Казалось бы, еще как! Ведь пройдет каких-нибудь десять лет, и неприбранные к партийным рукам школьники и студенты станут теми, от кого и будет зависеть, как пойдут дела в стране. Но президент Фонда «Общественное мнение» Александр Ослон считает, что оснований для тревоги нет: «Если люди проявляют повышенный интерес к политике, значит, в стране что-то не в порядке, и они опасаются за свое будущее. Чем спокойнее время, тем ниже политическая активность».


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru