Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №59/2003

Третья тетрадь. Детный мир

ДЕТСКАЯ ПЛОЩАДКА 
 

Народная примета: коль день хмур и желтые листья забили водосток – осень пришла, а коль до скрежета зубовного довели призывы раздавить бюрократов, возродить духовность и вернуться к корням – накатили выборы.
Как тут не вспомнить о лакомом, но неохваченном электорате – школьниках, учащихся ПТУ, студентах?
СПС завлекает несмышленышей «свежей» программой: «Молодежь – армия – реформа ЖКХ», лидер ЛДПР Владимир Жириновский – содержательным и емким намеком: «Мы за бедных, мы за русских!», а Партия жизни – совсем простым и понятным тостом: «За детство!», естественно, искренне и от всего сердца. Борьба за юные, ничейные пока души разгорелась нешуточная.
Чему верят сами осажденные, кому и почему отдают предпочтение, отправились выяснять корреспонденты «ПС» Надя ИВАНИЦКАЯ и Женя ПОПОВА.
Вот что они узнали...

Молодежью надо заниматься.

Чтобы ей было хорошо и интересно

Всероссийский центр изучения общественного мнения с 20 по 24 июня 2003 года провел репрезентативный экспресс-опрос россиян в 100 населенных пунктах 40 регионов страны.
Гражданам были заданы всего два вопроса: «Насколько вас интересует политика?» и «Если бы выборы в Госдуму состоялись в ближайшее воскресенье, какое из следующих утверждений наиболее точно отражает ваше намерение голосовать на этих выборах: 1) Уверен, что не буду голосовать. 2) Не знаю, буду голосовать или нет. 3) Скорее буду голосовать. 4) Совершенно точно буду голосовать (если, конечно, до этого момента со мной ничего не случится)?».
На первый вопрос 58% респондентов 18–24 лет ответили, что политика их «не слишком интересует» и «не интересует вообще». Интересующихся «очень» и «в какой-то мере», естественно, меньше – 41%. Для сравнения: в самой старшей возрастной группе – 55 и более лет – 56% заявили, что очень интересуются политикой. Тех, кому она вовсе не нужна или «не слишком», оказалось 44%.
Второй вопрос высветил различие в политизированности поколений еще резче. 16% молодых уверены, что голосовать не будут, 17% – будут. Не знают, будут голосовать или нет, – 21%. Склоняются к тому, что скорее будут голосовать, – 27%.
В старшей возрастной группе 44% совершенно точно собираются голосовать. Не намерены голосовать только 9%. То есть самые молодые передоверяют голосование самым старшим?
Аполитичность молодежи опрос выявил отчетливо. Вот такой объективный факт получился. И как же понимают и оценивают этот факт граждане? Может, испытывают ностальгию по массовым молодежным организациям советских времен и считают желательным их появление в наши дни?
Фонд «Общественное мнение» (ФОМ) заинтересовался общественным настроением и провел общероссийский опрос. На вопрос: «Надо или не надо сегодня заимствовать из советского времени опыт работы с молодежью?» – 74% респондентов ответили твердо: надо. И только 15% решились придержаться противоположной точки зрения.
Но следующий вопрос: «Что именно надо заимствовать?» – почему-то вогнал большинство опрошенных в тупик. Внятно ответить они не смогли. 20% полагали, что «надо заимствовать молодежные организации», а 15% – «организацию досуга», остальные просто затруднились.
Типичные ответы: «все лучшее из пионерской и комсомольской организации»; «комсомол и пионерия – они сплачивали как-то»; «шефство сильных над слабыми»; «восстановить пионерию, комсомол»; «ввести пионерские и комсомольские организации»; «создать организации по типу пионерских и комсомольских»; «политическую молодежную партию создать»; «всю инфраструктуру молодежных организаций»; «создать нечто подобное пионерской и комсомольской организациям».

Третий вопрос для самых юных (школьников) был сформулирован так: «Одни говорят, что в пионерской организации было больше хорошего. Другие говорят, что в пионерской организации было больше плохого. С каким мнением вы согласны?»
Подавляющее большинство опрошенных – 82% – согласились с первым утверждением. Со вторым – только 5%. 13% ответить затруднились.
На вопрос: «Как вы считаете, должны или не должны политические партии создавать молодежные политические организации?» – 80% ответили, что «должны».
Попытка выяснить представления респондентов о желаниях молодежи: «Как вы думаете, кем чаще всего хотят стать сегодняшние юноши?» и «Кем хотят стать сегодняшние девушки?» – удалась на славу.
23% отвечавших заверили, что современные юноши жаждут стать предпринимателями, 16% – юристами, 1% – политиками. Желательное будущее для девушек выразилось в иной картине: 13% – модель, 11% – экономист, 8% – удачное замужество.
О существовании нынешних молодежных организаций большинство респондентов знают лишь понаслышке: 45% участников общероссийского опроса затруднились ответить, есть ли в их регионе какие-либо молодежные организации, еще 29% уверенно заявили, что таких организаций нет. Причем оказалось, что многие из опрошенных, утверждающих, будто в их регионах существуют молодежные организации (среди граждан моложе 35 лет – 35%), во-первых, почерпнули эти сведения исключительно из местных СМИ, а во-вторых, толкуют понятие «молодежная организация» расширительно, зачастую распространяя его на любые общественные организации, в которых встречается молодежь.
Участники фокус-групп, перечисляя известные им молодежные организации, упомянули в их числе даже «зеленых» («Гринпис»). Не забыли религиозные секты и РНЕ. В тех случаях, когда речь шла о скаутах, коммунистических или националистических молодежных организациях – а эти три типа организаций упоминаются чаще всего, – участники фокус-групп, как правило, обнаруживали весьма невысокий уровень осведомленности об их деятельности. Характерные ответы: «Я просто слышал, что существуют молодежные организации», «Говорят, есть комсомольская организация», «Знаю про скаутов и профашистские организации», «Надо возродить всех: и комсомольскую организацию, и пионерскую, только под другим названием», «Молодежная организация – это, во-первых, идея. Если нет идеи, то это уже не организация, просто тусовка».

«Представления российских граждан о предназначении и функциях молодежных организаций, – прокомментировал представитель Фонда общественного мнения результаты опроса, – основаны главным образом на воспоминаниях о собственном пионерском и комсомольском прошлом либо на рассказах старших об этом прошлом. Ни в одном ответе ни в какой форме не прозвучало даже намека на то, что молодежь является социальной группой со своими собственными социальными интересами, которые могут отстаиваться и реализовываться молодежными организациями. Такие организации, согласно представлениям сограждан, – это прежде всего инструменты, позволяющие оказывать влияние на молодежь. А сама молодежь рассматривается не как социальный субъект, а исключительно как объект воздействия государства и различных политических сил. Это обстоятельство во многом объясняет тот неожиданный на первый взгляд факт, что подавляющее большинство участников общенационального опроса – 77% – считают: именно государство должно «поддерживать молодежные политические организации». Только 8% высказали противоположное мнение.
При более чем скептическом отношении российских граждан к партиям и иным политическим институтам, такая позиция выглядит «противоестественной», если не признать, что под «молодежными политическими организациями» респонденты понимают структуры, созданные самим государством. Ведь и пионерская, и комсомольская организации числились в свое время политическими».


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru