Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №59/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ПРОФИЛЬНАЯ ШКОЛА 
 

С 1 сентября начнется первый этап федерального эксперимента по введению профильного обучения. В нем примут участие девятиклассники из 10 регионов России, их ожидает особая предпрофильная подготовка. Они же станут учениками экспериментальных профильных классов на следующий год. Реальные масштабы официального эксперимента пока не так велики: около двух десятков школ из каждого региона-участника (при этом в регионах определены по четыре пилотные школы, чьи сотрудники проходят обучение под руководством специалистов федерального уровня). Однако уже сейчас очевидны сложности и риски, которые будут связаны с переходом страны на массовое профильное обучение в 2006/07 учебном году (по плану-графику Министерства образования РФ). Чему будут учить в профильной школе? Как оценивать учебные достижения старшеклассников? Кто возьмется оплачивать труд представителей разных ведомств, участвующих в общей работе по профильному обучению?
Сегодня мы расскажем, каким видят положение специалисты из группы разработчиков эксперимента и какие вопросы задают педагоги и управленцы на местах.
Александр Аронович РЫВКИН,
директор Центра образования № 1811 “Измайлово” (Москва) ,
Ольга ЛЕОНТЬЕВА

Технология самоопределения

Главная цель профильной школы – научиться учиться

В Центре образования № 1811 “Измайлово” (Москва) эксперимент по созданию профильных классов начали еще в 1988 году, а три года назад центр стал одной из официальных площадок, где апробируется профильное обучение. Результатом исследования (конечно, совместного с другими школами – участниками экспериментальной работы) и стали предложения по созданию профильной школы, проект нового базисного учебного плана.

– На сегодняшний момент профильное образование – это единственная достаточно хорошо описанная технология, которая позволяет детям самоопределиться в своей учебе, повышает мотивацию к ней. Конечно, приучать ребят выбирать и заниматься любимым делом необходимо начинать заранее, чтобы в старшей школе они не были поставлены в непривычную (а потому опасную, тревожную) для них ситуацию: ситуацию вынужденного сиюминутного выбора после нескольких лет постоянного послушания.
Введение профильного обучения помогает в достижении именно этой цели образования – научить учиться.
При этом нельзя забывать, что сам процесс учения должен носить деятельностный характер. Мы заметили, что дети в 14–15 лет начинают вновь интересоваться учебой, если она построена на самостоятельном поиске информации, на решении конкретных, жизненных задач. Так, лет шесть назад мы открыли театральную студию, где ребята учились слушать себя и других, быть раскрепощенными. Через некоторое время стало ясно, что участие в работе студии положительно влияет и на отношение к любым другим учебным занятиям. Ведь дети не только занимались теорией, но и участвовали в реальной творческой деятельности. Через два года нас посетила идея: а почему не открыть профильный класс? Предложили родителям, детям, и часть наших восьмиклассников решили заняться искусством театра всерьез.
Интересно, что по окончании школы лишь двое из этого класса пошли учиться в театральные училища. Остальные выбрали совершенно другие профессии. Такой результат был неожиданным для педагогов. Но именно разброс детских вариантов выбора для нас самое ценное. Вообще я за многопрофильную школу, а не за специализированную.
Особо отмечу, что профильный класс вовсе не означает ограничение поля деятельности учеников. Так, ребята из класса с естественно-научным профилем часто выбирают в качестве дополнительных курсов психологию, журналистику и другие, как мы их называем, гуманитарные мастерские.

Тем, кто с этого учебного года собирается развивать в своих школах профильное образование, хотелось бы пожелать следующее.
Во-первых, не спешить. Выслушав заказы детей и родителей, нужно спокойно и серьезно провести ревизию собственных возможностей: что можно сделать в нашей школе? Для чего у нас не хватает кадров? В чем не позволяет продвигаться наша материальная база?
Во-вторых, создать в школе хорошую службу мониторинга, которая помогла бы детям сделать нужный выбор, чтобы профилизация не падала им как снег на голову. Без предварительного мониторинга и последовательной подготовительной работы вся идея создания профильных классов может полностью извратиться.
В-третьих, каждое решение должно приниматься совместно с учениками и родителями. Это позволяет мобилизовать педагогический коллектив, заставляет и нас, учителей, постоянно учиться. Детско-взрослое сотрудничество обязательно должно быть ведущей формой организации школы с профильными классами.
В-четвертых, нужно стремиться как можно меньше вводить в профильных классах теоретических курсов. Основная работа должна быть построена в проектно-проблемном залоге. Подчеркну: наличие проблемы необходимо так же, как и наличие деятельности на этих занятиях. Причем это относится не только к детям! А сами проекты могут быть и межпредметными, и внутрипредметными, и внепредметными.

Итак, эксперимент начнется с понедельника. Ответит ли он на вопрос, как организовать переход в профильную школу, чтобы дети могли выбирать – и осознанно выбирать – свою образовательную траекторию? Или после 9 класса каждому скажут, куда он должен отправиться дальше, на что ему хватает ума? Не лишим ли мы детей права выбора? Права на ошибку, наконец? Будет ли новая старшая школа отвечать потребностям детей, общества, рынка труда или станет очередным административным проектом внутри такой разноречивой модернизации системы российского образования?

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru