Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №56/2003

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН

Страна восходящих реформ

Несекретные материалы про “секрет японской школы”

Собираясь в учительских после лета, мы рассказываем друг другу, кто где был, что видел, чему удивился. И вспоминаем детей, своих коллег, школы. Так уж устроены учителя. Они всегда думают о школе.
Не каждому из нас удалось этим летом (и в этой жизни) побывать в далеких странах, своими глазами увидеть, как там все устроено. Значит, послушаем тех, кому повезло войти в японскую или новозеландскую школу.

Развивать людей, создающих разнообразие

Когда отправлялся в Японию, то думал, что лечу на край света. Но после приезда взглянул на японские карты, где изображены слева Евразия, справа – Америка, а в центре – Япония, и убедился, что края света в наше время не существует. Японцы не собираются жить на обочине и потому так легко преодолели привычные для нас географические стереотипы; взглянув на карту, человек ощущает ментальность “центровой нации”. Прожив в Японии больше месяца, убедился, что глобальное присутствие Японии проявляется во всем: от продвижения высокотехнологичных товаров до желания распространять свою культуру, традиционные виды спорта, японский язык, педагогические технологии…
На первый взгляд можно заметить много внешних признаков американизации на улицах, но на самом деле глобализация вовсе не означает ментальной колонизации Японии Западом. Тем более глобальное образование не рассматривается как продвижение вовне националистического или этноцентрического менталитета. Признание разнообразия культур, взаимное внимание к самобытности каждой из них – пожалуй, таковы здесь основы подходов к глобализации. Свой вклад в глобальное образование вносит и японское телевидение, показывающее мир, в котором культурный обмен становится нормой жизни. Запомнилась социальная реклама: японский и британский бизнесмены подписывают договор, японец протягивает руку, а британец в этот момент кланяется. В результате они и раскланялись, и пожали руки.
Роль школы видится в выращивании у учеников видения глобальных перспектив, стремления и умения достигать взаимопонимания.
Одним из направлений такого движения выступают международные обмены.
По одному из них, организованному Японским международным кооперативным агентством (JICA), попал в Японию и я. Наша учебная группа насчитывала восемь участников: из Сенегала, Уганды, Мозамбика, Камбоджи, Армении, Македонии и Украины. Всего же JICA ежегодно организует обучение восьми тысяч участников разнообразных тренингов из 140 стран мира. В каждом большом городе есть JICA-центры, на базе которых проводится обучение. В Нагое расположен международный центр, выглядящий настоящим Вавилоном.
“Развивать людей, которые создают разнообразие” – так декларирует свою главную задачу JICA.

Импорт идей

С миссии 104 японцев во главе с министром Топоми Ивакурою в 12 стран Западной Европы в 1871–1872 годах начались первые образовательные реформы “периода Мейджи”, целью которых было “объединить японский дух с западным обучением”. Главное, что восприняли японцы из достижений западной педагогической мысли, – идея “ребенкоцентрированного образования”. “Свобода, индивидуальность, разнообразие” – три кита, на которых начала строиться школа послевоенной Японии.
И сейчас японские педагоги в поисках ответа на вечный вопрос: как учить следующее поколение? – внимательно присматриваются к педагогике других стран, выискивая там те зерна, которые могут дать добрые всходы на японской почве. Даже нам первым делом прочитали лекции про развитие образования в Южной Корее (особенно интересным для Японии выглядит опыт Кореи в изучении английского, в организации работы учительско-родительских ассоциаций, в образовательном менеджменте), в Китае (о китайском опыте образовательного налога, который составляет 2–3% от стоимости проданного товара), в странах Юго-Восточной Азии (многоязыковое образование на Филиппинах и т.д.). В Нагоя-университете одно из ведущих направлений в обучении студентов – сравнительная педагогика. Наш приезд тоже использовали для того, чтобы студенты могли побывать сначала на семинаре, где каждый из нас представлял систему образования своей страны, а потом на заключительной встрече, ставшей поводом не только проанализировать увиденное в Японии, но и обговорить общие проблемы развития школы, подискутировать о новом мышлении в педагогике…
В коридоре одной из школ мне попался плакат: “Обучаясь за границей, ты узнаешь больше про себя”…
Учебные путешествия в Северную Америку, Европу или Азию дают возможность учителям почувствовать другие культуры, развивают их умение сравнивать образовательные системы. С 1995 года такую программу финансируют муниципалитеты. Так рождается чувство единой семьи педагогов всего мира, а в конце концов из опыта таких путешествий складывается почва для подготовки таких учительских кадров, которые знают, что делать в своей стране.

Эпохи без реформ уже не будет

Еще в 1984 году при премьер-министре Японии возник консультативный орган по вопросам реформирования образования. В 1987 году им было определено три главных направления реформ:
– децентрализация вместо централизации;
– разнообразие вместо унификации;
– гибкость вместо жесткости и косности.
Тремя отправными точками реформ стали:
принцип особого внимания к индивидуальности: учить не всех одному и тому же, а каждого в соответствии с его индивидуальными наклонностями, развивать в ребенке чувство индивидуальности;
переход к системе образования на протяжении всей жизни и соответственно воспитание готовности к самообразованию;
обустройство динамичной образовательной системы, адекватной эпохе постоянных перемен:обучать жить в условиях непрерывных перемен, адаптироваться к изменчивости окружающего мира. Известна восточная поговорка: “Не дай Бог жить в эпоху перемен”. Сегодня мы должны понять, что других эпох уже не будет.
Программу образовательных реформ можно найти на сайте министерства образования, науки, спорта и культуры Японии www.edu.go.jp. Любопытно, что в этом документе есть не только традиционные формулировки, “культивировать творчество”, “укреплять связь школ с индустрией и местным сообществом”, но и неожиданные для нашего словаря фразы, например, “усиливать в детях вкус к жизни”.

Характерные черты японских школ

Конечно, для меня, как для директора гимназии, наиболее интересной частью программы были визиты в школы. Начали мы со школы-филиала Нагоя-университета. Первое, что бросалось в глаза, – школьная форма. Она обязательна во всех школах Японии (могут быть разные фасоны, но, как правило, везде белая сорочка у ребят и блузка и белые гольфы у девочек). Атмосфера на уроках весьма раскованная. На некоторых занятиях (например, по изобразительному искусству) господствует “творческий хаос”. Кроме множества стационарных компьютеров стоят и компактные ноутбуки. Так, на любопытном уроке домашнего хозяйства мы наблюдали за тем, как дети с помощью ноутбуков проектировали дом своей мечты.
В начальной школе Кита в г. Такаяма в кабинете директора висит галерея портретов всех директоров, кто руководил школой на протяжении 120 лет. (Кстати, за все 120 лет среди них не было ни одной женщины.) Когда я сказал коллеге, что это замечательная идея – так почитать память предшественников, он мне шутя возразил: “О нет, ведь все они смотрят на меня”. В этой школе поражает масса выставленных детских работ, причем большинство из них сделано из отходов (бутылок, упаковок, трубочек-соломинок…).
Преобладают подвижные формы уроков. Например, урок музыки служит одновременно и уроком физкультуры. После уроков вся школа танцует во дворе традиционные японские танцы, готовясь к школьному фестивалю.
В той же Такаяме мы посетили школу для работающей молодежи – аналога наших вечерних школ. При огромном помещении и чудесном техническом оборудовании учеников здесь немного. Первым делом те, кто приходит сюда после работы, идут ужинать. Стоимость ужина символическая, а блюда весьма разнообразны. Занятным был урок музыки, на котором ученики сначала изготавливали “перфокарту”, вставив которую в специальную “шарманку” можно сыграть выбранную тобой мелодию.
Сельскохозяйственная и лесная школа Хида – симбиоз обычной старшей школы и ПТУ. Школьный лозунг – “So-Mei-Ki” (творчество – бодрость – искренность). У школы грандиозная техническая база; ее лаборатории по биотехнологиям могут позавидовать наши исследовательские институты. Про производственную базу, позволяющую выпускать продукцию на продажу и получать прибыль, можно сказать то же самое. Ученики этой школы могут пройти разнообразные виды производственной практики не только здесь, но и, например, поехать изучать агрокультуру в Канаду, Голландию или Бразилию. Действует и программа семейных обменов (с проживанием в семьях) с Австралией; правда, за проезд юных туристов платят их родители.
“Сельская” старшая школа Камиока (в высокогорном городке проживают всего 11000 жителей) поражает как красотой окружающей природы, так и своими размерами и оборудованием. На 327 учеников построены специальный дом для семинарских занятий, спортивный корпус, мастерские, научный корпус, общежитие для учеников, хореографические залы, стадионы – и компьютеры, компьютеры… В этой школе ученики могут выбирать один из пяти профилей обучения: гуманитарный, естественно-научный, спортивный, информационных технологий и индустриальных технологий. Есть и весьма широкий перечень предметов по выбору (среди них обнаруживаю довольно оригинальный: “Мой стиль жизни”). Минимальное число учеников в классе при изучении предмета – 2, максимальное – 39. Никаких проблем с оплатой труда учителя, у которого обучаются всего двое, не возникает – ведь на следующий год его предмет могут выбрать 20 учеников… Посетив уроки индустриальных технологий, убеждаюсь, что детей учат трудиться на роботизированном и компьютеризированном производстве, не теряя времени на молотки и напильники.
Мне периодически хотелось обвинить и эту школу, и подобную в другом высокогорном городке, Фурукава, в чрезмерных затратах по перенасыщению классов техникой. Кстати, никто в японских школах не собирается экономить электроэнергию: постоянно работают кондиционеры, даже в солнечную погоду не выключают освещение и т.д.
В Фурукаве мы стали зрителями грандиозного шоу с барабанным боем: две сотни детей, как один организм, демонстрировали нам картину “живой трибуны” Московской олимпиады. Это чем-то напомнило мои пионерские годы; визит в “школу с барабанным боем” был и путешествием в будущее, и возвращением в прошлое. Японские педагоги считают, что такие “пионерские формы” помогают поднять коллективный дух и сформировать чувство принадлежности к школьному сообществу. Может, и так, но если бы постоянно барабанили полдня у меня под окном кабинета, я, наверное, с ума бы сошел…

Спонсор публикации статьи – компания «Солярис» осуществляет продажу, обслуживание и установку кондиционеров в Москве. Современные сплит-системы востребованы в любое время года, позволяя создать в помещении оптимальный микроклимат. Установка кондиционера занимает не более 4-х часов, а сертифицированные специалисты компании могут произвести ее даже в сложных условиях, когда необходимо задействовать промышленных альпинистов. Вы можете получить консультацию и при необходимости вызвать сметчика для расчета стоимости установки кондиционера.

Чистота и труд

Еще одна характерная черта японской школы – культ чистоты. Во всех школах обязательна сменная обувь (переобуваться в Японии нужно и во многих ресторанах, и в музеях, и даже в туалетах). В начальной школе Кита мы попали на “чистые минутки”: 15 минут после обеда все ученики вместе с учителями дружно и весело отдраивали классы и коридоры. Как нам пояснил директор, такая уборка происходит в один и тот же час ежедневно. Так что от самообслуживания учеников не отказываются и в богатых странах. Здесь же мы наблюдали и своеобразный продуктивный труд детей: малыш присматривал за курочками (яйца продают учителям – так школа зарабатывает дополнительные деньги).
Производственная деятельность вовсе не выглядит развлечением. В сельскохозяйственной школе в Хиде ежегодная прибыль от реализации продукции на ежегодных школьных фестивалях – 27 млн иен (230 тысяч долларов). Не удивляйтесь такой огромной сумме; например, говядина в Японии очень дорога, и стоимость одного бычка составляет более восьми тысяч долларов.

Кнут и пряник

Профессор Нагоя-университета Хакаява Мисао, прочитав нам лекцию про образовательные реформы, как-то сказал, что у его сына ужасное время. Он заканчивает среднюю школу и готовится к экзаменам в старшую. Жесткая система экзаменов вынуждает его усиленно заниматься и после уроков, и в выходные… Сейчас в стране идет дискуссия по поводу намерений реформаторов дать ученикам больше свободы и свободного времени. А пока идут дискуссии, японские дети после уроков вынуждены идти к репетиторам, помогающим лучше подготовится к экзаменам. Есть и еще один могучий образовательный фактор, особенно в начальной школе, – японская мама. Такое “скрытое” образование кроме перегрузки детей приводит и к проблеме неравных возможностей. У ребенка из обеспеченной семьи шансов заниматься у частных учителей куда больше…
К счастью, в Японии нет таких негативных последствий экзаменационной лихорадки, как взяточничество, протекционизм… Представление о честной игре господствует на вступительных экзаменах.
В Японии немало противников либерализации школы, считающих, что нельзя забывать “кнут”. Последнее время выросло число детей, пропускающих больше 30 дней в году, падает дисциплина на уроках, возрастает агрессивность подростков, неуважение к старшим… Японское “поколение Х” не хочет так тяжело работать, как родители. Проблемы новой генерации схожи на Западе и Востоке. Профессор Хаякива Мисао говорит, что такова обратная сторона медали, на лицевой стороне которой написано слово “свобода”.
Но, несмотря на критику, сейчас в Японии реформируется система оценивания учебных достижений, осуществляется переход с относительного к абсолютному оцениванию. При относительном оценивании всегда есть победители и аутсайдеры, детей сравнивают между собой и ставят высшие оценки тем, кто опережает других. Абсолютное же оценивание отслеживает персональное продвижение учеников, развитие навыков критического мышления. Так японские педагоги стремятся запустить механизм, стимулирующий энергию к обучению.
Скрупулезно фиксируются такие приметы понимания того или иного предмета, как способность поставить проблему и найти пути ее решения, как творческое отношение к делу, умение высказаться, желание получать высшее образование, добытые награды… На экзаменах, например в старшую школу, школьный отчет про обучение в неполной средней школе дает 45%, вступительные экзамены – 50, интервью с учеником – 5% к общему числу проходных баллов.
Впрочем, есть и скептики, которые резонно замечают, что если оценивать активность на уроках, то дети будут тянуть руки только ради того, чтобы это было отмечено.
Среди форм межличностной оценки предполагаются и трехсторонние встречи между учителем, учеником и родителями, где обговариваются результаты обучения ребенка и планы на будущее.

Общество, которое учится

Еще один секрет успехов японской школы в том, что она далеко не одинокая территория, где “сеют разумное, доброе, вечное”. Япония – это общество, которое обучается. Включив телевизор, вы сразу найдете множество разнообразнейших учебных программ. Каждый японский город – это развивающая среда, где ребенок может учиться за стенами школы.
Так, в Нагоя ребенок познает таинственный мир океана, посещая аквариум в порту, разбирается с высокими технологиями в музее науки и техники, увлекаясь нумизматикой, бесплатно посещает музей денег, организованный одним из банков…
Японский бизнес берет на себя часть ответственности за подрастающее поколение. Я побывал на экскурсии в Тойота-сити. На фирме есть специальное подразделение, занимающееся просветительской работой среди школьников. “Тойота” не только знакомит всех желающих с современными технологиями автомобилестроения (и оказывает гостям, большим и маленьким, весьма теплый прием), но и финансирует программы обмена ученическими делегациями между разными странами, спонсирует научные и образовательные учреждения.
В Японии образование не сброшено на плечи школы, а служит предметом общей заботы муниципалитетов, бизнеса, журналистов и т.д. Насколько школа открыта здесь обществу, настолько и общество стремится максимально содействовать школе.

Возвращение к себе

Занятные люди эти японцы. В своем доведенном до предела технопространстве они с особой любовью сохраняют “комнаты в японском стиле” (где проходят чайные церемонии) и японские садики. Для современных японцев смысл чайной церемонии, как и тысячу лет назад, лежит в том, чтобы иметь время подумать про себя, постичь смысл жизни…
Восточная приветливость и покорность вроде бы бросаются в глаза. Но следует иметь в виду, что это всего-навсего стиль общения, при котором люди склоняют голову, кланяются, не смотря в глаза, но стремятся лучше разглядеть твою душу.
Уважение к человеку чувствуется здесь во всем, даже в пунктуальности – приоритете японского этикета. Жить в гармонии с миром, в гармонии с собой – на это нацеливают подрастающее поколение и в школе, и вне школы.
Конечно, качественное образование выглядит дорогим удовольствием. Нам, украинским педагогам, остается отвечать на риторический вопрос: возможно ли организовать обучение детей в ХХI веке на достойном уровне при затратах на ученика меньше 100 долларов? В таких условиях японский учитель, возможно, сделал бы харакири. Мы же осуществляем образовательное “харакири” все вместе.
Как заметил еще Киплинг: “Образование – величайшее из земных благ, если оно высшего качества. Иначе оно абсолютно напрасно”. Приходится с грустью замечать: современное образование стало привилегией богатых наций. В бедных странах, а мы, увы, принадлежим к этой категории, можно разве что создавать островки современной школы, которые, быть может, со временем расширятся до масштабов страны.

Виктор ГРОМОВОЙ,
директор гимназии им. Т.Г.Шевченко
г. Кировоград, Украина

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru