Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №56/2003

Первая тетрадь. Политика образования

ШКОЛА И ОБЩЕСТВО

Лучший день для разговора с родителями

1 сентября – единственный день в году, когда большинство родителей приходит в школу. И никто, как правило, специально их не вызывает, не составляет списков и не проверяет явку. Родители первоклассников в полном составе, а дальше – по убывающей. Но все равно – это единственный день в году, когда родители сами, что очень важно, приходят в школу.

Какой это удобный повод поговорить с главными воспитателями ребенка о педагогике, о том, какой быть школе! Начать этот разговор, пока нет еще троек-двоек и других поводов поругать детей.
Если получится – заключить своеобразный общественно-родительский договор, в том числе и о том, что предстоит в этом году пережить школе. Узнать, как родители к этому относятся. А то ведь родители о том, что предстоит школе, узнают в основном из газет. При этом никто из них не понимает, в чем смысл подавляющего числа нововведений: ни про стандарт, ни про ЕГЭ, ни про профили.
Но это все новости сверху, а ведь в школе еще и своя жизнь, и свои намерения, и нововведения. Кроме того, нужно поговорить о качестве обучения, узнать, какую оценку школе дают родители …
Но каждый раз после торжественной линейки, торжественных речей и вноса первоклассницы на плечах выпускников, первого звонка, когда начинаются первые уроки учебного года, родители разворачиваются и уходят со школьного двора. Этого уже не видят ни ученики, ни учителя – они все заняты своими делами. Родители уходят, чувствуя свою ненужность. В то время как сами мы, работники образования, совещаемся перед началом учебного года, проводим свою педагогическую рекогносцировку... По крайней мере начальство нас накачивает перед уроками.
Так сложилось. И хотя все давно считают августовские конференции формальными мероприятиями, а управленцы каждый год мучаются, как бы провести поинтереснее традиционные сборы педагогов, все равно все знают: надо собраться и обсудить то, что начальству нужно.
И все было бы хорошо… Проводы лета, встреча нового учебного года… Только вот эффективность этих мероприятий почти нулевая.

Мы убеждены, что время обсуждать намерения и планы школы только внутри самого образовательного сообщества прошло. И общество стало более открыто, и материальное положение школы уже в большей степени зависит от граждан.
К тому же внутренние ресурсы школы исчерпаны до конца. И материальные – ну нет денег у школьного ведомства. Все, что происходит – компьютеризация, ремонт, учебники, и так далее, – выпрашивается школьными начальниками у власти, поверх обычного образовательного бюджета. А школьные деньги... Вот тебе три рубля и ни в чем себе не отказывай!
Да и воспитательные и учебные ресурсы школы тоже близки к нулю. Вузы откровенно игнорируют то, как учителя учат детей в классах по своим программам, родители тоже не доверяют школе и платят бешеные деньги репетиторам.
Время корпоративной власти внутри образования закончилось. Внутрикорпоративные решения в образовании почти потеряли свою силу.
В такой важной для семьи и общества сфере, как образование, граждане будут стремиться оказывать свое влияние. И на судьбу собственного ребенка, и на школу в целом.
Но огромная сложность заключается в том, что желание влиять – это одно. А понимание современной образовательной ситуации, ее анализ применительно к конкретной школе и ребенку – с этим большие проблемы.
Теперь мы в школе должны создать эффективные механизмы взаимодействия с гражданами.
Так пригласите родителей в школу 1 сентября!
И не по классам рассадите, а придумайте более индивидуальные формы общения.
И не читайте им лекции о возрастном развитии детей – не превращайте школу в университет марксизма-ленинизма.
Готова ли школа к более серьезному диалогу с гражданами?
Можем ли мы рассказать, что происходит в образовании, что нас ждет и как мы нуждаемся во взаимопонимании с родителями?
Если бы нас спросили:
– А что вы предлагаете? О чем говорить с родителями?
Ответ «Первого сентября» такой: это не должны быть ни педсоветы, ни родительские собрания.
Самая лучшая форма – «круглые столы». Разговор на равных. А темы лучше, наверное, выбирать не те, что важны для высокого руководства, а те, что действительно волнуют людей.
Прежде всего это, с нашей точки зрения, обсуждение материального положения школы и риски, с этим связанные. Родители должны знать реальное положение вещей. И надо им честно сказать: пока они не потребуют от учредителей школы полного финансирования, их будут облагать данью.
Результаты обучения: большинство родителей полагают, что теперь вместо обучения математике или русскому языку учителя будут натаскивать выпускников на сдачу ЕГЭ. Что с этим делать? У нас появились два типа заказчиков: одни хотят, чтобы выпускники хорошо сдали ЕГЭ, а другие – чтобы дети были образованными. Задачи эти пока несовместимы. У школы нет готового ответа, и скрывать это от родителей невозможно.
Уклад школы – от каникул до формы. Правила жизни и отношений детей и взрослых.
Это, на наш взгляд, тот минимум, который нужно учителям и родителям обсудить вместе. Будет очень трудно не сообщить родителям, как обстоят дела, а попытаться вовлечь в обсуждение этой проблематики. И в течение учебного года продвигаться в выработке совместных решений.
…От простого рассаживания в кружок и разрешения обсудить самые болезненные проблемы школы диалог не возникает. Но ведь мы учителя, мы профессионалы, мы умеем создавать ситуацию сотрудничества, и мы нуждаемся в открытом общении с родителями наших учеников.
А главное: если 1 сентября родители придут в школу, давайте попытаемся удержать их.
А то ведь больше не придут.

Александр АДАМСКИЙ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru