Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №54/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

Главная образовательная проблема –проблема понимания

И речь идет о понимании не только учебного материала, но и других людей и себя самого

Как важно научиться играть с версиями о мире

Проблемы понимания сопровождают нас всю жизнь. Дети не понимают взрослых. Ученики не понимают текстов. «Я не понимаю тебя». «Ты их не понял». Проблема понимания волнует нас, потому что в конечном счете это проблема отношений «между» или отношений «к», за которыми следуют определенные действия. «Мы не находим общего языка, и поэтому нам лучше расстаться». «Я не понимаю, что тут написано, поэтому не буду читать эту книгу».
О проблеме понимания мало точных коротких высказываний. О любви, о дружбе, о счастье – много, а о понимании – нет. Не свидетельство ли это сложности процесса прочтения, расшифровки мыслей другого, остановленных и запечатленных в речи?

Психологические особенности понимания

Понимание приходит к каждому только после того, как он выстроит свою гипотезу о мире. В сознании человека в результате восприятия мира возникают индивидуальные карты, планы мира, отличающиеся от тех, что возникли в сознании другого человека. Они будут отличаться и от карт мира, выработанных многолетним человеческим опытом, которые ученые называют Образом мира. Понимание приходит в результате сравнения своих гипотез о мире, своих планов мира с теми, что существуют в культуре и у других людей. Такое сравнение в психологии носит название рефлексии. Получается, что рефлексия – это внутренний штурман в эвристическом, поисковом механизме восприятия мира.
Итак, для того чтобы состоялось понимание другого человека или культуры в целом, нужен предварительный, поисковый этап выработки своих гипотез. Поэтому педагоги и говорят, что детям важно давать возможность высказаться. Но, как я убедилась, важно еще понять, что дает предоставление этой возможности. Высказывание вливается в море гипотез других детей и тех, что высказывают учителя, содержат учебники. После этого в результате рефлексии происходит процесс соотнесения своего и иного, своего и культуры, а результат – порождение новой очередной гипотезы.
По-моему, когда взрослые сталкиваются с непониманием детей, им стоит задуматься: чьих гипотез во время общения звучит больше – взрослых или детей. Даже самые маленькие дети стремятся к тому, чтобы поделиться с взрослыми своими открытиями, звуками и движениями, привлекая к себе внимание. Но всегда ли у нас хватает таланта и терпения расшифровать эти гипотезы, вступить с ними в контакт, чтобы в дальнейшем у маленького человека состоялось понимание, появились новые догадки, впитавшие наши культурные традиции и достижения?
Учителя сталкиваются с тем, что в классе есть дети, которые не получили такого опыта общения с миром взрослых: когда тебя слушают, пытаются понять, принять и лишь затем высказывают свои версии понимания услышанного. Это дети, не умеющие использовать ни своих догадок о мире, ни версий о нем других людей. Понимание к таким ученикам приходит очень медленно, они выбиваются из учебного процесса. Чаще всего эти дети боятся высказывать свои варианты представлений о мире, потому что они напуганы неуважительным отношением и “глухотой” взрослых.
Чтобы преодолеть это, придется потратить немалое время на слушание таких учеников, создавая ситуации, когда больше говорят дети, а не взрослые.

Речь – способ предъявления себя в мире

С точки зрения процесса понимания речь человека выполняет роль инструмента, посредника при обмене людей своими гипотезами о мире. Речь, с одной стороны, помогает нам, а с другой – вносит много неопределенности в наше общение. Хорошо известная детская игра в «глухой телефончик» демонстрирует обманы слуха. Есть много причин того, что мы забываем о сложностях процесса пользования речью: легкость, с которой мы овладеваем бытовой речью, чаще всего весьма конкретной и утилитарной; информационный бум, уводящий нас от более глубоких смыслов и значений.
Поэтому вариант игры в «глухой телефончик», основанный на передаче смысла по цепочке от человека к человеку, заставил меня задуматься о сути общения: один человек, получив в устном виде перечень поручений для сотрудников от ушедшего затем начальника, должен передать его следующему вошедшему в комнату человеку, а тот – следующему и т.д. Эта игра демонстрирует, как наша речь легко искажает первоначально вложенные в нее смыслы. При этом у каждого обнаруживаются свои «способности» изменять эти смыслы. Сейчас я подумала, что хорошо бы эту игру продолжить в виде попытки восстановить первоначальные смыслы, разбив команду сотрудников на две группы (одна – первые пять человек, вторая – с шестого по десятый). Этот этап продемонстрирует возможности восстановления смыслов в совместной работе.
Стоит поиграть в такую игру и детям, и взрослым, чтобы уяснить и вспомнить, как понимание приходит и уходит, как речь становится более эффективной при наличии обратной связи, т.е. в диалоге, и многое другое. Уверена, что учитель-словесник сможет провести эту игру более эффективно и творчески. Одним словом, это игра-исследование возможностей нашей речи. Показатель успешности игры – количество обнаруженных возможностей и сложностей нашей речи.

Прочтение индивидуальных картин мира как возможность понимания

Еще одна особенность нашего восприятия помогает разобраться в том, что исказил язык. Свои гипотезы мы храним в виде картин мира, т.е. запоминаем не только отдельные моменты мира – кусочки мозаики-паззла, а складываем их в целостную картину. Как раз эта картина мира и всплывает в нашей речи, в поступках и действиях. Как один элемент мозаики не может передать в точности наше представление о мире, так и одна фраза, сказанная нами, не характеризует его. Но в череде высказываний и поступков всплывает картина нашего проекта мира.
У тех детей и взрослых, которые боятся предъявлять ее, развитие останавливается, потому что не вырабатываются навыки соотнесения своего и иного. Ведь в процессе общения “складывание мозаики” продолжается бесконечно, и новые картины порождаются каждый раз, как только своя версия сталкивается с иной. В этой «игре» постепенно вырабатываются определенные психологические структуры, помогающие нам в череде все новых и новых открытий. Люди, которые не научились этой игре из-за возникших в раннем детстве страхов осуждения, фактически не владеют навыками понимания иного. Для изменения ситуации важно, чтобы они доверили свою картину мира другим. Это значит, что нужно очень бережное и осторожное обращение с любыми внешними выходами их версий о мире, нужна особая принимающая среда.

Игры с Гоголем

Непонимание часто связано с недостаточной готовностью детей к отвлеченному мышлению. Почему же тогда мало помогают учителям картинки и опорные схемы, становящиеся посредниками между конкретными явлениями и отвлеченными формулировками?
Опыт отвлеченного мышления приобретается для многих детей долго и мучительно. Для таких детей обычных усилий педагога с использованием конкретного, наглядного материала недостаточно для развития опосредованного мышления. Эти дети чаще всего не любят читать художественную литературу, потому что не улавливают смысла написанного. Они плохо понимают орфограммы, правила. Зато им легче даются, например, уроки естествознания, потому что начальные курсы биологии в школе связаны с определениями окружающих явлений и фактов (лист, черешок, почка, побег, плод, семена, споры, органы обоняния, осязания – все это мы видим в окружающей нас жизни). Таким детям тексты книг по естествознанию будут более интересны и понятны. Объекты живой природы легко нарисовать, обозначить, зашифровать. Все мы знаем, что дети любят придумывать разные шифры, особые языки общения, игры с символами. Важно, чтобы эти шифры, языки и игры не были готовыми, придуманными взрослыми, а придумывались самими детьми. Я на собственном опыте убедилась, что при этом приобретается дополнительный опыт опосредованного мышления: у многих учеников снимались проблемы понимания и, как следствие, происходила активизация интеллектуальных способностей.
Одним словом, детям нужен промежуточный этап для развития отвлеченного мышления. Когда мне удавалось понять картину мира ребенка, становилось понятно, как выстраивать этот промежуточный этап.
Я обнаружила, что дети в классе не улавливают, почему так красив прочитанный им отрывок из «Мертвых душ» Гоголя. До этого они учили и инсценировали отрывки. Казалось бы, сама ткань художественного повествования должна стать понятной. Но, признавая красоту и выразительность высказываний Гоголя и наслаждаясь ими в чтении, дети не могли распознать и выделить известные им из уроков литературы средства выразительности художественной речи. В чем же дело?
Анализ показал, что дети воспринимают мир особым образом, их картина мира изначально стихийно-метафорична, метафора – это их гипотеза о мире, их миф о мире, но никак не средство повышения выразительности языка. В этом мне приоткрылась и тайна развития русского языка, тайна зарождения его выразительности и красоты. Мне довелось быть свидетелем того, как из незатейливых детских сказок о мире рождаются красивые эссе о жизни.
Чтобы привлечь внимание шестиклассников к выразительным средствам языка Н.В.Гоголя, я предложила им записать по памяти как можно более точно прочитанный мной отрывок из его произведения «Мертвые души». Затем эти записи сравнивались с текстом Гоголя. Запомнить этот отрывок в точности невозможно, поэтому появляются собственные версии уловленных смыслов. Только после создания своих версий детям особенно отчетливо стали видны выразительные средства Гоголя.
Мы сравнивали каждое предложение Гоголя со всеми версиями, что появились в классе. Это сравнение обогатило копилку осознанных приемов письменной выразительной речи детей. Можно сказать, что я наблюдала, как Культура накладывается на индивидуальный опыт каждого, как они соразмеряются друг с другом.
Кстати, эти игры с текстами Н.В.Гоголя не только позволили детям понять такие слова, как метафора, олицетворение, сравнение, эпитет, и начать осознанно встраивать их в образовательное общение, но и стали подспорьем для детей, не понимающих текст Гоголя. Когда смыслы цитат из произведений писателя развернулись веером версий и стали предметом обсуждения, понимание пришло постепенно ко всем. Хотя бы однажды проведенная такая углубленная работа с текстами позволяет уловить свои понимания каждому ученику и начать доверять себе и своим интерпретациям.

Ирина КАЛИСТРАТОВА
Нижний Новгород

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru