Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №54/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Колонка редактора

Только приезжая к морю или в степь, понимаешь, как соскучилась по горизонту. И что солнце должно заходить за край земли, а не проваливаться в крыши, бетонные коробки и дымные трубы. Я подумала об этом в первый же день отпуска. И никаких мыслей о работе! (Прислушаемся к советам психологов.) Но…
Иди сейчас же в воду, а то на море больше не поедешь!
Вылазивай из воды немедленно, я кому сказала!
Никаких пирожков – руки грязные и аппетит испортишь.
Съешь еще пирожное (грушу, виноград, кукурузу…).
«На тебя не угодишь», – сказали мне друзья и повезли в горы. К сожалению, не на лошадях, а всего лишь на автобусе. Зато в самую дальнюю деревушку.
Автобус трясся, брыкался не хуже лошади и деловито дребезжал. За горячим стеклом проползали горы одна за другой, поворачивались и подставляли бока. Речка еле видна среди камней – говорят, во время смерча может не только выйти из берегов, но и залить дорогу и часть долины. Расстояние между остановками все увеличивается, автобус одышливо взбирается все круче вверх. Наконец приехали. Конечная остановка – деревня Семеновка.
После автобуса горы вокруг кажутся очень тихими и надежными. Вот где я точно забуду на несколько дней о педагогических проблемах, домашних заданиях и модернизации образования.
Мы добрались до дома на краю долины. Хозяин возился в огороде, но совсем не походил на деревенского пенсионера: в берете, солидных очках и глаженой рубашке. И имя – Эдик – происходило из какой-то совсем другой жизни.
Шашлык, зелень и здоровенные ломти хлеба на длинном некрашеном столе выглядят так же гармонично, как солнце над горизонтом. Во дворе ползали и бегали четверо маленьких ребятишек – сыновья двух сестер из Белоруссии, которых Эдик пустил пожить несколько лет назад. Просто так, даром. Разговор за столом повернул в сторону работы, и мне пришлось признаться, что я работаю в газете для учителей.
Было совершенно очевидно, что моя профессия так же далека от деревни Семеновка, как и имя хозяина. И еще мне казалось, что сельские чудаки бывают только в книжках. Но я ошибалась. Оказалось, что у нашего гостеприимного хозяина множество идей по поводу (да-да!) модернизации образования.
Через несколько дней мы вернулись из Семеновки. Каково же было мое удивление, когда однажды ранним утром ко мне в окно постучал Эдик и... вручил мне четыре тетрадных листа, исписанных мелким неразборчивым почерком. С просьбой донести, если возможно, его идеи до педагогической общественности, даже не указывая имени автора.
Честно говоря, я с большой опаской принялась за чтение. Но, разобрав первую страницу, поняла, что здравый смысл диктует одни и те же подходы и модели образования, будь ты в Москве, Красноярске, Саммерхиле или Семеновке. У ребенка должна быть возможность найти себя, нащупать свои способности и учиться с интересом. Для этого в школе необходимы лаборатории: физические, химические, биологические и много разных мастерских. Хорошо, когда ребенок понимает, что и зачем он делает, и может применить знания хоть в какой-то деятельности. Домашние задания отменить, и так почти весь день дети за партой. И вообще поменьше принуждать и заставлять!
Узнаете? Тут вам и деятельностный подход, и продуктивное образование, и сотрудничество.
Не правда ли, идеи просты и узнаваемы для каждого, кто читает «Первое сентября», приезжает на «Эврику», пробует работать по-новому в классе. Они основаны на здравом смысле и просты, как горизонт или лаваш на длинном столе из каштановых досок.
И так же труднодостижимы, если смотреть отсюда – крыши, трубы, методические кабинеты, приказы, аттестации, ЕГЭ... А до здравого смысла, как до горизонта...

Елена КУЦЕНКО


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru