Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №53/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ЛЕТНЯЯ ГАЗЕТА.
ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО КАНИКУЛАМ. Выпуск №5 ВНЕКЛАССНЫЙ

Елена ЯНИНА

Математические карты

Есть легенда, что древние мудрецы решили передать свои сакральные знания потомкам и доверили их сохранность пороку. Были созданы карты. Это одна из древнейших настольных игр, широко распространенная во всем мире, но почему-то пользующаяся особой популярностью в низших слоях общества.
Бедные учителя из кожи вон лезут, чтобы как-то замотивировать школьников на своих уроках. Кто-то отправляет класс в полет на Луну, другой закручивает происходящее на уроке в сказочный сюжет. У детей горят глаза в начальной школе, им интересно на таких уроках в 5–6 классах. А вот когда ребятки взрослеют…
В 8, 9, 10 классах редко кто из учителей осмеливается предлагать «опускаться под воду на батискафе», чтобы, решив все задачи и уравнения, «благополучно вернуться на землю». Старшеклассники в лучшем случае посмеются над наивностью учителя. Какие же тогда игры могут быть подспорьем в освоении сложных наук?
В работе с учениками-надомниками мне приходится часто сталкиваться с проблемой запоминания большого количества формул. Две мои ученицы из 7 и 8 класса были аккуратными старательными девочками, но в связи со спецификой их заболеваний никак не могли выучить наизусть формулы. Одна – формулы сокращенного умножения из курса алгебры, а другая – формулы площадей многоугольников из курса геометрии.
Начали выписывать формулы на отдельный лист. Штудируем. Затем лист разрезали на полосы. Опять штудируем. Не помогает. Режем формулы на более мелкие фрагменты. В результате возникли карточки, которые чуть позже превратились в игральные карты. Методика напоминает самую распространенную карточную игру в подкидного дурака, поэтому первоначальные названия у этих игр были такие: «Дурак алгебраический» и «Дурак геометрический».
Когда я показала эти игры серьезной даме из методцентра, она, к моему удивлению, взяла оба комплекта карт на опробование и все лето играла с внучкой. Обе остались довольны, но методист попросила меня изменить название. Так появились новые названия – «Наследник Аль-Хорезма» и «Пифагоровы штаны». С этими картами можно «развлекаться» и в одиночку, раскладывая пасьянс – любимое занятие нашей молодости.
Многие педагоги возмущаются, увидев карты в школе, подростковом клубе или в летнем лагере. Но дети все равно играют, удовлетворяя потребности и в общении, и в смекалке. Так давайте предложим им альтернативу. Пусть ребята играют, но играют в математические карты.
Или, например, другая картина. Учитель оставляет после урока двоечников и дает им задание: сыграть пять конов в «Наследника Аль-Хорезма». Мечтать, говорят, не вредно.

Карты игральные АЛГЕБРАИЧЕСКИЕ

Предназначены для настольной игры с использованием карт, на которых изображены фрагменты формул сокращенного умножения из курса алгебры для 7 класса.

«Наследник Аль Хорезма», или «Дурак алгебраический».

В игре могут участвовать два и более игроков. Колода тщательно перемешивается. Один из игроков раздает по шесть карт, если количество участников не превышает четырех человек. При большем количестве игроков все карты делятся поровну. Оставшиеся после раздачи карты кладутся стопочкой тыльной стороной вверх. Следующий после раздающего игрок (по часовой стрелке) начинает ходить.
Первый заход делается с красной карты, соответствующей левой части формулы. Далее по кругу все выкладывают по очереди по одной карте, либо продолжая начатую уже формулу, либо начиная новую.
Если правая часть формулы состоит из нескольких множителей, то их можно выкладывать в любом порядке. Например, формула разности квадратов может выглядеть так:
а2 – b2 = (а – b) • (а + b)
а2 – b2 = (а + b) • (а – b)
Если одному из участников игры нечем ходить, то он берет одну карту из колоды. Далее этот игрок либо выкладывает карту на стол, либо при неподходящей карте передает ход следующему игроку.
Если у кого-то уже закончились все карты, но в колоде они еще есть, то он также берет карту из колоды и продолжает игру.
Внимание! При неправильном продолжении формулы кем-то из игроков, последний забирает себе все выложенные на стол карты этой формулы.
По окончании игры на столе должны быть выложены все формулы. Колода должна быть полностью разобрана. Проигравшим считается тот, кто положил последнюю карту.
Напомним используемые в игре формулы:

  • Квадрат суммы двух чисел (а + в)2 = а2 + 2аb + b2

  • Квадрат разности двух чисел (а – в)2 = а2 – 2аb + b2

  • Разность квадратов а2 – b2 = (а – b) • (а + b)

  • Куб суммы двух чисел (а + b)3 = а2 + 3а2b + 3ab2 + b3

  • Куб разности двух чисел (а – b)3 = а2 – 3а2b + 3ab2 – b3

  • Сумма кубов двух чисел а3 + b3 = (а + b) • (а2 – аb + b2)

  • Разность кубов двух чисел а3 – b3 = (а – b) • (а2 + аb + b2)

Для участников игры, знающих программу 8 класса, в колоду добавляются еще 4 карты, соответствующие формуле разложения квадратного трехчлена на множители:
ax2 + bx + c = a (x – x1) • (x – x2)

«Пасьянс алгебраический».

Человек, раскладывающий пасьянс, тщательно перетасовывает колоду и затем выкладывает на стол лицом вверх 8 карт (или 9 карт для колоды из 29 карт). Если среди них оказались карты с началом формул (красные карты), то под них кладутся карты со знаком «равно», а затем и карты из правой части формулы (черные карты).
Сначала перекладываются уже открытые карты. Затем на освободившиеся места выкладываются карты из колоды. Если все 8 или 9 позиций верхнего ряда заполнены картами, то дальше открывают по одной карте из колоды. Если карте находится место в какой-либо формуле, то она выкладывается на стол. В противном случае карты складываются на столе в стопочку «лицом» вверх. При появившейся возможности необходимо переложить верхнюю открытую карту из стопочки в одну из формируемых формул.
Считается, что пасьянс сошелся, если все карты разложены и на столе сформированы все формулы в виде колонок. То есть в каждой формуле карты располагаются сверху вниз. Как и в игре в «дурака», множители в правой части формулы могут располагаться в любом порядке.

Карты игральные ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ

Предназначены для настольной игры с использованием карт, на которых изображены фрагменты формул из курса «Геометрия» (8 класс) для вычисления площадей некоторых многоугольников, а также равенства, соответствующего теореме Пифагора.

«Пифагоровы штаны», или «Дурак геометрический».

В игре могут участвовать два и более игрока. Колода тщательно перемешивается. Правила игры те же, что и в «Дураке алгебраическом».
Напомним используемые в игре формулы:

  • Площадь квадрата S = a2 a – сторона квадрата

  • Площадь прямоугольника S = a•b a и b – стороны прямоугольника

  • Площадь параллелограмма  S = a•h a – основание h – высота параллелограмма

  • Площадь треугольника S = 1/2 a•h a и h – высота треугольника

  • Площадь прямоугольного   треугольника S = 1/2 a•b a и b – катеты прямоугольного треугольника

  • Площадь трапеции S = 1/2 (a + b)•h a и b – основания h – высота трапеции

  • Теорема Пифагора с2 = a2 + b2 a и b – катеты с – гипотенуза прямоугольного треугольника

«Пасьянс геометрический».

Колоду тщательно перемешать и выложить на стол лицом вверх семь карт, идущих подряд. Далее пасьянс раскладывается по тем же правилам, что и в пасьянсе алгебраическом.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru