Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №46/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ

Этот переходный возраст


Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков:
Метод. пособие/ С.Н.Ениколопов, Л.В.Ерофеева, И.Соковня и др.
Под ред. И.Соковни.
М.: Просвещение, 2002. –158 с.

Подростки являются группой риска и одновременно фактором, представляющим потенциальную угрозу общественной безопасности. Общество меняется, а вот психофизиологические особенности организма в переходном возрасте – это объективная константа. Можно ли спокойно возложить ответственность за деструктивное и асоциальное поведение подростков на них самих, списав все на природу пубертатного периода, и на этом, что называется, умыть руки? Очевидно, что нет. Но если нет, то как, какими путями корректировать анормальное поведение у подростков, как, какими методами вести воспитательную работу в этой специфической проблемной среде с позиций современной педагогической науки? Что должен сказать, сделать воспитатель или родитель своему чаду, направляя его на пути формирования позитивных ценностей? Эта книга посвящена профилактической работе, и ценность материала, заключенного в ней, именно прикладная, практическая.
Проблематика подростковой среды и девиантного поведения анализируется в разных аспектах – социальных, психологических, медицинских, юридических. Превентивные действия на упреждение гораздо эффективнее действий постфактум – запугивающих, исправительных мер. Это очевидно, и такова позиция авторского коллектива. Несоизмеримы по трудоемкости и моральным издержкам, скажем, реабилитационная терапия жертвы изнасилования и цикл бесед, направленных на изменение поведенческих паттернов у девушек, ведь во многих случаях элементарная осторожность, самоконтроль, отсутствие провоцирующих моментов в поведении способно свести риск к минимуму. А ведь те или иные действия подростков могут иметь необратимый фатальный характер: в случаях суицида, тяжких преступлений против личности, потери здоровья в случае наркотической зависимости или половых заболеваний, таких как СПИД, и ответственность за эти последствия лежит частью и на обществе. Это проблема воспитательной системы в целом.
Книга состоит из трех разделов: 1) «Терроризм как глобальная проблема общества», где феномен терроризма рассматривается в широком социально-историческом и политическом аспектах; 2) «Современный взгляд на проблемы выявления агрессивных проявлений у подростков», в котором анализируются гендерные, возрастные, личностные и социальные факторы агрессии у подростков; 3) «Практические пути выявления и предупреждения агрессивно-террористических проявлений у подростков» – раздел, содержащий описание различных тренингов, практических методик, планы и материалы бесед для профилактической и коррекционной работы в подростковой среде.
В приложении работы содержится не менее ценный и интересный материал справочного характера, который мог бы претендовать и на более значимое место в работах аналогичного характера. Например, приводится таблица значения криминальных татуировок, есть материалы по сектантству, интернет-зависимости и геймерству, венерическим заболеваниям, рискованному сексуальному поведению, химической зависимости, – то есть та информация, которую в общем контексте психологических проблем подросткового возраста специалистам, педагогам и родителям знать необходимо.

Геннадий МЕТЕЛЕВ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru