Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №46/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ

Всякая книга бывает разной


Райский С.И.
Зачем идут в учителя,
или Всякое детство
бывает разным.
М.: Вентана-Граф, 2002

Тема книги Райского видна из первой половины названия. Вторая – «украшанс» для привлечения внимания посетителя книжного магазина. Видимо, на это нацелены и бесконечные цитаты из школьных сочинений, и развеселые картинки, имеющие, впрочем, слабое отношение к тексту. Возникает, однако, вот какой приземленный вопрос: на кого все же нацелено? Родителю вся эта тема, как мне кажется, неинтересна. Учителю – тоже: он считает, что про себя-то знает, а даже если сомневается, то не поверит ни психоаналитику, ни тем более книге. Единственный, кому может быть интересен персонаж, который не дает плеваться жеваной бумагой на уроке, – так это ученик. Точнее, не исключено, что среди учеников найдутся такие. Но привлекут ли их (именно их!) игривые картинки и демонстративно косноязычные цитаты (почему-то считающиеся смешными)? Весьма сомнительно.
Итак, сделана книга весело и «ненапряжно». Цитатки из сочинений и картинки. Легкий стиль. Автор явно бережет читателя. Фразы покороче, логика попроще. «Не грузи – и неопускаем будешь!» Да, от этого еще никто не умирал.
Но, увы, есть и, как мне кажется, серьезные претензии. Автор – сексист. Педагогику он считает мужской профессией (кулинарию – тоже). Автор пишет, что «повезло тем, у кого первым учителем был мужчина». Заметим, что в истории человечества были народы, у которых первыми учителями всегда были мужчины, и что? И ничего. Ни особо страшного, ни особо хорошего.
Вообще автор поразительно легковесен, когда речь заходит о действительно сложных вещах. Проблема власти учителя и школы над учеником и возможности протеста, проблема внешнего вида учителя и реакции учеников на «хохолок на макушке», проблема цели обучения в школе и вузе, проблема оценок, проблема делегирования насилия (надо ли говорить школьникам: «Я требую с вас потому, что требуют с меня»), проблема интеллектуального насилия (должен ли учитель делиться своим мнением о литературном произведении). Все это действительно важные проблемы, непосредственно опирающиеся на ценности и главные цели. Автор же ухитряется уделить каждой из этих тем по странице, не написав ничего по существу. Но вот на более простые темы автор пишет размашисто и неряшливо. И получается, что легкость письма переходит в «легкость необыкновенную».
Дитмар Эльяшевич Розенталь не еврей, и нечего менору на полях рисовать. А если уж хочется евреев добрым словом помянуть, то написал бы, почему нацисты к Корчаку и его детскому дому прицепились – мало ли в Польше было детских домов, чего им дался именно этот?
Во Франции на зарплату учителя нельзя прожить (тут, правда, автор пишет осторожно – ему-де «говорили, что...»).
Целый ряд неточностей на злободневную тему сочинений: медалей за сочинение никогда в школе не давали, медали давали за весь курс обучения. Цитаты из Ленина и генерального секретаря в сочинении были вполне уместны, но вовсе не обязательны для пятерки. Все эти примеры из книги – на уровне аргументации «Московского комсомольца» и «Аргументов и фактов», а ведь на книге написано «научно-популярное издание»...
Будь автор проверяющим, он должен был бы поставить себе «тема не раскрыта». И это делает бесполезными немалые, надо полагать, усилия, потраченные им на написание книги. Для «постановки задачи» – слишком много слов, для «введения в проблему» – слишком поверхностно и неточно, для решения – конечно, недостаточен объем. Ужас ситуации состоит в том, что каждой книгой для школьников мы учим их мыслить.
Или не учим.

Леонид АШКИНАЗИ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru