Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №46/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ

Бег на месте общепримиряющий

Первые учебники по физической культуре появились в начале 80-х, а в 90-х они широко вошли в повседневную школьную практику, заслужив признание учителей.
Однако с недавних пор события начали принимать неожиданный поворот. Правда, поначалу ничто не предвещало бури.
1 октября 2002 года на заседании секции “Физическая культура” Федерального экспертного совета (ФЭС) Министерства образования учебнику “Физическая культура” для 2 класса (автор А.П.Матвеев) был присвоен гриф “Допущено”.
Рецензенты – ученые, преподаватели физической культуры, другие специалисты в этой сфере – отмечали, что учебный материал в книге “изложен корректно, в соответствии с психолого-педагогическими особенностями второклассников. Учебник содержит должное количество иллюстраций”.
Члены рабочей комиссии высказали частные замечания, которые необходимо устранить в процессе редактирования без повторного рассмотрения”.
Однако не прошло и года после этого события, как в своем письме издательству “Просвещение” от 21 января 2003 года Минобразования указало на нецелесообразность издания рабочих тетрадей и учебников по физкультуре для учащихся младших классов (в том числе и вышеназванного учебника А.П.Матвеева для 2 класса, недавно получившего гриф). Данное решение было обосновано таким образом: “Время, отведенное учебным планом на освоение физических упражнений, физическое развитие учащихся, отдается на изучение содержания учебника, что противоречит деятельностному подходу, являющемуся приоритетным в физическом (может быть, все-таки физкультурном? – О.Д.) образовании”.
К письму прилагалась рецензия академика РАО, директора Психологического института РАО В.Рубцова на учебники по физкультуре для 1–3 классов, в которой отмечалось: “Для детей 7–8 лет трудно понимать тексты, предлагаемые взрослыми, особенно текстовую форму задач и упражнений. Дети сталкиваются с трудностями в выполнении заданий на организацию движений, действий и операций без предварительного освоения их содержания. Иными словами, данные учебники в психологическом аспекте трудны для восприятия детей начальных классов. Учебники рассчитаны для самостоятельной работы детей, поэтому материал в них должен быть подобран с учетом возрастного и умственного развития школьников”.
Заметим, что, несмотря на критику учебников, в рецензии ни слова не сказано о неприемлемости их использования.
Письмо и рецензия тогда еще не были подкреплены ни решением коллегии, ни заключением ФЭС. Последнее не заставило себя долго ждать: 27 мая сего года Президиум ФЭС вынес вердикт о нецелесообразности издания учебников по этому предмету для учащихся 1–4 классов и о целесообразности выпуска методических пособий для учителей.
Эксперты, в числе которых оказался первый заместитель министра образования Виктор Болотов, выступили за то, чтобы дети на уроках физкультуры “больше двигались и занимались физическими упражнениями, нежели слушали лекции о здоровом образе жизни”. Такой подход, по мнению представителей ведомства, будет больше соответствовать “той политике, которая сегодня реализуется в системе образования по повышению здоровья школьников”.
При этом руководители отрасли не поинтересовались ни мнением десятков тысяч учителей, которые не один год эти учебники используют, ни мнением специалистов в этой области. Мы решили хотя бы в какой-то мере восполнить перечисленные пробелы. Придерживаясь демократических принципов, не забыли выяснить и позицию чиновников, обратившись с вопросами к Борису Ивановичу Мишину, главному специалисту Департамента стандартов и программ общего образования, который курирует вопросы физической культуры.

Министерство образования предупреждает: учебники вредны для детского здоровья

– В связи с чем возник вопрос о нецелесообразности разработки и использования учебников по физкультуре для начальных классов?
– Этот вопрос возник относительно недавно.
Писать учебники для такого возраста – дело непростое, и здесь надо в первую очередь учитывать мнение психологов. Дети в этом возрасте еще плохо читают и с трудом воспринимают тексты – это касается не только физкультуры, но и ОБЖ, ИЗО, музыки – тех предметов, по которым учебники появились совсем недавно и не являются идеальными.
Что же касается физкультуры, то качество уроков по этому предмету не всегда соответствует необходимым требованиям. Все зависит от квалификации учителя и оснащенности школы.
Специалисты пришли к выводу, что два часа в неделю не покрывают физиологической потребности школьников в движении.
А с появлением учебников были отмечены единичные случаи, когда нерадивые учителя стали использовать учебники по физкультуре для чтения лекций на своих уроках, вместо того чтобы обеспечивать двигательную нагрузку.
И вот эти случаи послужили прецедентом для принятия решения о нецелесообразности издания учебников по физкультуре.
В учебнике по физкультуре для 1 класса (автор – А.П.Матвеев) слишком много текста. Зачем учащимся 1 класса столько текста? Если дети не могут читать, что они вообще поймут из этого учебника?
Сколько времени будет потеряно?
Когда будет обеспечиваться двигательная нагрузка?
В таком случае учебник используется не по назначению.

– Но физическая культура – это образовательная область, которую нельзя сводить только к упражнениям...
– Согласен с вами. Физическая культура должна отличаться от спорта. Раньше не уделяли внимания знаниевой составляющей. Ученик должен понимать, зачем нужна физическая культура, что нужно знать, чтобы поддерживать себя в форме, что такое здоровый образ жизни. Но учебник не должен отнимать время на уроке.
Я против запрета учебно-методической литературы по физической культуре, я за то, чтобы поменять ее жанр и адрес.
На данном этапе учебники для начальной школы неприемлемы. На основе этих учебников надо создавать пособия для родителей, для учителей. А для детей можно выпускать учебно-наглядные пособия, плакаты. В настоящее время методисты Московского института открытого образования работают в этом направлении.

– Как быть тем учителям, которые уже не первый год и довольно успешно работают с учебниками по физкультуре в младших классах?
– Надо прислушаться к мнению не только тех учителей, у которых получается работа с учебником по физкультуре, но и тех, кому эту работу наладить не удалось.
В соответствии с решением ФЭС о нецелесообразности издания данных учебников они не будут включены в каталог и перечень (полное название учебников, рекомендованных Минобразования), следовательно, их использование на уроках станет неправомерным.

– Будет ли прекращен эксперимент по отработке содержания образования в области физической культуры в тех школах, в которых он ведется?
– Я считаю, что эксперимент должен продолжаться независимо от использования учебника.

– Какое влияние на издание учебников по физкультуре оказал экономический фактор? Может быть, в министерство поступали жалобы от родителей на то, что их заставляли покупать учебники не только по основным предметам, но еще и по физкультуре?
– “Еще и по физкультуре”... Как можно пренебрежительно относиться к самому главному предмету, от которого зависит всестороннее развитие человека, его здоровье?
Таких жалоб не поступало.
Даже если учебники по физкультуре закупались за деньги родителей, ничего предосудительного в этом я не вижу.
Урок физкультуры не менее важен, чем урок физики и математики.

Учителя утверждают: учебник яркий, доступный, наглядный

Московская школа № 1914 является городской экспериментальной площадкой по отработке содержания образования в области физической культуры. Третий год эксперимент проходит в 1–4 классах.
А непосредственно на занятия двигательной активностью, о которой так пекутся чиновники, в школьном расписании предусмотрено три часа в неделю, и проводят их преподаватели физкультуры.
Что же касается теории, учителя 1–4 классов отрабатывают межпредметные связи, используя материал учебников по физкультуре на уроках математики, окружающего мира, чтения, истории.
Учитель 2 класса Галина Шилкина убеждена: “Сведения о своем здоровье дети должны получать именно начиная с младших классов. Учебник насыщен яркими красочными иллюстрациями, в нем содержатся сведения о гигиене, о режиме дня.
Тексты рассчитаны на детей с разным уровнем подготовки.
Родители восприняли этот учебник положительно: они за то, чтобы их детей развивали как можно больше”.
“Тексты в учебнике небольшие, они только помогают отрабатывать технику чтения и способствуют развитию речи, – считает учитель первого класса Любовь Полуэктова. – У детей сегодня очень маленький словарный запас и очень незначительный объем знаний об окружающем мире. Ребенок может выполнить какое-то упражнение, но рассказать и объяснить, для чего он это делает, ему очень сложно.
Межпредметные связи в этом учебнике прослеживаются очень четко: окружающий мир, развитие речи, обучение грамоте, русскому языку Сами тексты очень доступны. В учебнике очень много считалочек, которые помогают детям развивать память.
Дети сами проводят физзарядки, используя упражнения из этого учебника.
Они очень плохо знают игры. Иногда просто бегают во дворе. А в учебнике есть описание подвижных игр, и это помогает нам организовать перемены”.
Любовь Тетрадзе, учитель 3 класса, использует материал учебника по физкультуре на уроках окружающего мира и истории. Один из классных часов она посвятила истории олимпийских игр.
“Учебники по физкультуре, бесспорно, нужны, – убежден учитель начальных классов Александр Чаплоуский. – Конечно, их надо совершенствовать, но информацию из этой области знаний дети не получают больше практически нигде.
Поэтому данный учебник – подспорье и для детей, и для родителей, и для нас, учителей”.

По свидетельству директора школы № 1914 Владимира Дорохина, в следующем году на основе проведенной работы будут разработаны методические рекомендации. Не исключено, что на базе школы будут организованы старшие профильные классы с углубленным изучением физкультуры – как практических умений и навыков, так и теоретических знаний.

Специалисты: о том, как физкультура превращается в “физру”

Почему же Министерство образования, произнося заклинания о важности здоровьесберегающих технологий в обучении, одновременно запрещает учебники по физкультуре и фактически зовет нас назад, в прошлое?
Вот что думает по этому поводу директор по науке Института возрастной физиологии РАО Валентин Сонькин: “Ни один из руководителей министерства не является специалистом в области физической культуры. И то, что они не отдают отчета в важности этих учебников для учащихся, вполне естественно. В те времена, когда они учились в школе, учебников по физкультуре не было и в помине, а были комплексы ГТО. Сегодня задача физкультуры не в том, чтобы готовить к труду и обороне, поскольку ни к тому, ни к другому подготовить невозможно, а в том, чтобы научить человека заниматься своим здоровьем”.
“Меня пугают технократические подходы к преподаванию физкультуры, – признается Наталья Карпушко, заведующая кафедрой Владимирского государственного педагогического университета. – Я опасаюсь одного: пока спорят, кому писать учебники по физкультуре и нужны ли они вообще, мы возвращаемся к нулю.
В некоторых школах девочек – будущих мам – заставляют метать гранату. Поэтому физкультуру называют физрой.
Если важно, на сколько метров человек метнул гранату или за сколько минут пробежал стометровку, то в этом случае уроки физической культуры превращают в занятия по физической антикультуре”.
Заметим, что проблемы преподавания физкультуры волнуют не только специалистов. На все указанные изъяны неоднократно обращал внимание в своих выступлениях и министр образования Владимир Филиппов. Предпринимаются различные попытки исправить ситуацию: так, в прошлом году министерство рекомендовало ввести третий час по физкультуре. Но на практике эта инновация не прижилась: не хватает учителей, спортзалов, оборудования, да и дополнительного финансирования на эти цели тоже нет.
В нынешнем году за счет средств федерального и регионального бюджетов выделено 600 млн рублей на приобретение спортинвентаря для образовательных учреждений.
Наконец, из достоверных источников нам стало известно, что по поручению министра готовится письмо, рекомендующее отменить оценки по физкультуре. По словам Бориса Мишина, это связано с “противоречиями между нормативной базой в преподавании физкультуры и правами учащихся. Отметки выставляются без учета индивидуальных особенностей каждого ребенка, унижается достоинство ребят, на них оказывается моральное давление”.
“Практическая часть физической культуры направлена на выполнение нормативов, и в этом ее самая главная ошибка, – убежден учитель физкультуры средней школы № 39 г. Владимира, преподаватель Владимирского юридического института, кандидат педагогических наук Владимир Власов. – На уроках физкультуры ребенок должен направлять свои усилия не на борьбу с нормативом, а на борьбу с самим собой, на соревнование с самим собой, на познание самого себя. И проблема в данном случае не в оценке, а в выборе критериев ее выставления”.
“Относиться к физкультуре как к прыжкам, бегу и другим физическим нагрузкам (по принципу: сила есть – ума не надо) в принципе неправильно, – утверждает главный редактор издательства “Просвещение” Маргарита Леонтьева. – Школьник должен понимать, что он бегает и прыгает не ради достижения какого-то результата, а ради того, чтобы быть здоровым.
Отсутствие у детей осознанного понимания того, что они делают на уроках физкультуры и с какой целью, никогда не приведет к положительным результатам. Поэтому идет повальное освобождение от нелюбимой “физры”.
Важно помочь подрастающему человеку открыть для себя мир физкультуры и спорта, мир здоровьесберегающих технологий. А без учебной книги сделать это невозможно”.
“Чем раньше мы с ребенком научимся говорить на одном языке – а учебник именно для этого и нужен, – тем теснее будет наше взаимопонимание, – считает Валентин Сонькин. – Дело в том, что физкультура – это самостоятельная предметная область, и если мы оставляем ее совсем без теоретической базы, то рискуем потерять возможность взаимодействия с подростками уже к средней школе, а в старшей они уже будут просто потеряны для освоения этого слоя культуры.”
“Наш учебник по физкультуре для начальной школы адресован не только учащимся, но и их родителям. Он используется не столько на уроках, сколько дома с целью повторения различных упражнений, игр.
Почему мы считаем, что родители вправе заниматься с детьми дома чтением, математикой, а физкультурой – нет?” – задает справедливый вопрос Анатолий Матвеев.
“Теория без практики мертва, а практика без теории слепа, – убежден Владимир Власов. – Прирост физической активности будет обеспечен самостоятельными занятиями, которые станут следствием теоретических знаний. Я убедился в этом на собственном опыте, работая с детьми разных возрастов. С помощью учебников, прекрасно иллюстрированных, для школьников открылся целый мир физической культуры и спорта. У них загорелись глаза, когда я рассказал им об истории физической культуры.

Я объяснил им, что спорт – это не только тренировка, это жизнь, это особая сфера деятельности. Некоторые понятия из области физики, например динамической и статической силы, я объяснил им на уроках физкультуры.
Благодаря теоретическим занятиям интерес детей к физкультуре действительно вырос, и те ребята, которые уже закончили школу, до сих пор увлекаются спортом, ведут тетради самонаблюдения.
Новые программы по физкультуре, сочетающие в себе практические и теоретически занятия, ломают сложившиеся стереотипы. И большинство учителей, что там греха таить, просто не готовы работать в новой парадигме”.
К счастью, не везде застой побеждает прогресс.
Чрезвычайно интересен в этом смысле опыт Якутии.
По свидетельству Сергея Захарова, начальника отдела программно-методического обеспечения Министерства образования Якутии, с 2000 года в школах республики ввели четыре часа физкультуры: из них один час на теорию, два часа – на отработку практических умений и навыков, один час посвящен использованию на практике полученных навыков и умений.
Соответственно изменилась и система аттестации: ученик получает не одну оценку по этому предмету, а три – за каждый из перечисленных компонентов. За теорию и практику ему выставляются оценки по традиционной пятибалльной шкале, только во втором случае учитывается не результат (высота прыжка или скорость пробега), а техника выполнения того или иного упражнения.
За освоение третьего компонента ученику присваивается уровень физической подготовленности (низкий, средний, высокий).
Особо отличившимся присуждаются серебряные и золотые значки.
Занятия по физкультуре проводятся в двух группах – основной и специальной медицинской – с использованием разных требований и подходов.
С введением новой системы уменьшилось число освобожденных по физкультуре.
По словам Сергея Захарова, “если разработать правильные критерии оценки, то отношение к физкультуре поменяется.
Конечно, еще не все гладко. Одна из главных задач сегодня – отработать теоретическую часть, сделать ее содержание максимально интересным и близким для детей школьного возраста. И главными помощниками учителя становятся учебники, о дидактической сложности и построении которых можно и нужно спорить, однако сам факт их использования сомнениям подвергать абсурдно“.

Какими должны быть учебники?

“Может быть, это должна быть книга для чтения по физкультуре, рабочая тетрадь самонаблюдений за своим здоровьем с какой-то информацией, – размышляет Валентин Сонькин. – Форму надо искать. С моей точки зрения, концепция нынешних учебников по физкультуре пока не проработана и не продумана. В этих учебниках много лишнего, ненужного и неинтересного. Кстати, то же самое можно сказать и об учебниках по другим предметам.
Теория нужна, но она должна быть живая, нужны новые выразительные формы и средства, и это очень сложная творческая проблема.
О качестве учебников нужно не только спорить, но и продумывать его, и программировать, но не запрещать их, потому что запретить прогресс невозможно”.

Общий вывод: не запрещать, а совершенствовать

Большая роль в апробации и совершенствовании учебников принадлежит школам.
На базе московской школы № 1748 была организована федеральная экспериментальная площадка с целью отработки содержания образования в области физической культуры. В ходе эксперимента педагоги начальной школы дали ряд существенных замечаний и рекомендаций, послуживших основой для существенной переработки учебника по физкультуре А.П.Матвеева.
По мнению директора школы Татьяны Гончуковой, “нельзя действовать кавалерийским наскоком, как это делает сегодня Министерство образования. Беда в том, что руководители образования страшно далеки от народа, от реальной школьной практики. Прежде чем принимать подобные решения, надо опросить учителей, методистов, организовать дискуссии по этой теме. Затем взвесить все “за” и “против” и только после этого принимать решение”.
“Учебник не цель, а средство, – считает главный редактор газеты “Спорт в школе” (приложение к газете “Первое сентября”) Нина Школьникова. – И теперь мы лишаем учителей одного из средств. Абсурдно запрещать его только по той причине, что кто-то из преподавателей физкультуры использовал его не лучшим образом. Есть учителя физкультуры, которые бросают детям мяч, а сами сидят весь урок на лавочке. Весь урок посвящен двигательной активности, а дети в это время бьют друг друга мячом по голове.
Следуя министерской логике, следует запретить мяч”.

Не согласен с запретом и Виктор Комаров, главный редактор журнала “Физкультура в школе”: “Это шаг назад. Из одной крайности мы бросаемся в другую.
Теперь все учебники в начальной школе надо ликвидировать, поскольку все они с текстами и не способствуют развитию двигательной активности”.
По свидетельству Маргариты Леонтьевой, учебники по физкультуре выпускаются маленькими тиражами (от 10 до 30 тысяч), никому не навязываются и используются по выбору в зависимости от финансовых возможностей школ и регионов. А насколько велик интерес к этим книгам, выяснилось в ходе эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования, в рамках которого пилотные школы заказали большое количество учебников по физкультуре – благо закупались они на федеральные средства.

По свидетельству члена президиума ФЭС, академика РАО, директора ИОСО РАО Юрия Дика, в руководимом им институте два года назад были организованы две лаборатории по физической культуре под руководством академика Кузина, автора учебника для 10–11 профильных классов.
“Мы создали солидный центр и будем этим направлением серьезно заниматься, несмотря на решения Министерства образования. Будем искать новые формы и новые подходы в преподавании этого предмета”, – заверил Юрий Иванович.

Постскриптум

В настоящее время решение Президиума ФЭС о нецелесообразности издания учебников по физкультуре для начальной школы рассматривается министром, но в том, что документ будет завизирован, сомнений не возникает: в этом убеждают публичные высказывания Владимира Михайловича Филиппова по данному вопросу. Но в этой ситуации настораживает сам факт запрета, в котором многие усматривают начало конца вариативности, полагая, что министерство не остановится на достигнутом и вслед за учебниками по физкультуре признает нецелесообразными учебники по ИЗО, музыке, ОБЖ, другим “второстепенным” предметам. Тем более что, по свидетельству очевидцев, присутствовавших на заседании Президиума ФЭС 27 мая, подобные реплики уже звучали из уст некоторых энтузиастов.
Ведь жили же мы когда-то без учебников по этим предметам, говорили они. Действительно, и без электричества жили, и даже без водопровода. Вопрос только в том, хорошо ли двигаться в сторону, противоположную прогрессу?
В общем, бег на месте общепримиряющий тоже развивает двигательную активность.

Ольга ДАШКОВСКАЯ


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru