Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №46/2003

Третья тетрадь. Детный мир

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА

Ирина ХОМЕНКО

Дети захотят читать, если...

Россия – парадоксальная страна. С одной стороны, имея громадный культурно-исторический потенциал, мы являемся одной из самых читающих наций в мире (во всяком случае, до последнего времени это было именно так); с другой – умудряемся так воспитывать своих детей, что уроки литературы они вспоминают с содроганием, а великие произведения предпочитают изучать в кратком пересказе.
Тема “нечитающего поколения” настолько болезненна, что мы решили посвятить ей специальный выпуск “Родительской газеты”.

Если мы поймем, что нет книг, обязательных для всех

…Однажды в книжном магазине мне довелось услышать захватывающий диалог мамы с подростком вполне современного вида. Мама вдохновенно просматривала книги, бережно переворачивая страницы. Подросток переминался с ноги на ногу. Терпел.
В конце концов он непонимающе изрек: «Слушай, а зачем вообще читать книги?»
Мама несколько растерялась, а потом, подбирая аргументы, начала объяснять: «Ну как это зачем? Там жизнь чужая отражена, какие-то поступки людей, варианты разрешения сложных жизненных проблем… Да и вообще – интересно же…»
Юноша удивился: «А для чего мне знать о чужой жизни? Мне и своей хватает! У меня-то жизнь совсем другая, чем у этих книжных героев».
Мама возразила уже с меньшей уверенностью: «Но ведь если знаешь о возможных ошибках, то свою жизнь можно прожить иначе, не повторяя чужих глупостей…»
Они потихоньку двинулись к выходу, и парень настаивал дальше: «Но ведь для этого можно и кино посмотреть. Разве там хуже про все это показано? Почему обязательно книга?»
Что ответила ему женщина, было уже не слышно… Но позиции разных поколений в этом вопросе оказались крайне противоположными, и ценность книги для какой-то части современных подростков уже не так очевидна.
Понятно, что проблема эта характерна не только для России. В разных странах родители и общество пытаются открыть детям мир красоты Слова, помочь войти в диалог представителей разных культур посредством литературы, научить понимать мир и себя через познание внутреннего мира других людей – вымышленных или реальных.
Есть только маленькое отличие в том, как это делаем мы и как это делают другие.
Мы принуждаем ребенка читать, «потому что так надо», и в школьном обучении определяем список обязательной литературы абсолютно для всех детей.
Другие стараются приобщить ребенка к чтению иначе: через то, что интересно ЕМУ, а не определено государственным стандартом. Потому что невозможно всем детям в одном и том же возрасте одинаково откликаться на Достоевского или Гоголя. Все же дети – это не штампованные винтики, выпускаемые точно по ГОСТу. У них еще, знаете ли, душа есть. Индивидуальная, а не отформатированная Министерством образования. Как быть с этим?

Если мы перестанем играть в “сдачу”

Сейчас вся страна играет в какую-то очень интересную игру.
Министерство образования спускает перечень тем для выпускных сочинений по литературе. Учителя с этим перечнем в руках начинают измываться над учениками, форматируя их представления о Добре и Зле, нравственном и безнравственном, преступлении и наказании. Дети научились противостоять этому шаблону, просто-напросто не вникая в когда-то благие намерения взрослых. Им в этом активно помогают издатели, делающие хороший бизнес на шпаргалках школьных сочинений или выпуская книжки с конспектами великих произведений. Родители вечерами проверяют у отпрысков знание текстов, либо до умопомрачения заставляя учить их кучу стихотворений.
Играть так играть. Сами хотели.
Бедные классики! Лев Николаевич, наверное, сильно бы возмутился, ежели бы узнал о том, как, совсем не следуя его идее о недопустимости всякого насильственного воспитания, именно его книги заставляют ссориться целые семьи – из-за ненаписанных сочинений и несданных зачетов. А уж для Достоевского, считавшего, что целый мир не стоит одной слезинки ребенка, подобное обращение со школьниками было бы просто шокирующим. Плачут дети, плачут… И не потому, что прочли о терзаниях князя Мышкина и великих страстях Раскольникова, а потому, что наказаны за НЕ-прочтение – запретами на прогулки или лишением общения с друзьями.
Разве ТАК можно полюбить литературу?
Целое поколение вырастает со стойким отрицанием чтения. Дети познают мир легко и фрагментарно, превращаясь в «клиповых мыслителей» – все на поверхности, все временно, все на ходу. Зачем им эти страсти и эта глубина? Ведь цель ставится в конечном итоге какая? СДАТЬ. Сдать экзамен, зачет, сочинение. Сдать, чтобы не огорчать маму и папу. (А то к компьютеру месяц не подпустят.) Сдать и забыть. До следующего формального зачета.
Подумаем вместе: ведь что означает слово «сочинение»? Правильно – сочинять что-то новое, что-то свое, а не подгонять под некий стандарт чужие интерпретации каких-то поступков. Но как может человек по команде вдруг додуматься до каких-то сокровенных идей или пережить катарсис? Это же вам не теорема, которую доказали за вас давным-давно.
Если рассматривать эту проблему в контексте общественных интересов, то совершенно понятно, что подобная практика деформирует многие отношения, создавая лишь видимость их развития. Правила игры давно известны. И никто не собирается их менять. Однако общество почему-то надеется через 11 лет после запуска очередной порции первоклассников на конвейер образовательной системы получить «на выходе» умных, образованных, патриотичных и духовно развитых людей. Позвольте спросить, откуда они возьмутся? Или опять надежда только на родителей, которые борются на всех фронтах – со школой, с государством, с самим ребенком, упорно не желающим «форматироваться»?

Если мы изменим школьную программу

Можно ли как-то изменить эту ситуацию, и если да, то как?
Недавно на нашем сайте родители пытались определить наиболее эффективные пути исправления данной ситуации. Попробуем сформулировать те магистральные положения, которые могли бы хоть как-то смягчить командное изучение литературы в школе и в то же время своевременно «окультурить» наших детей.

Идея первая
Литературное образование (или образование в области литературы) должно строиться не на обязательном списке авторов (или произведений), а на Ведущих Идеях.
Сами произведения могли бы служить лишь ИЛЛЮСТРАЦИЕЙ таких идей – на вкус и выбор учителя и родителей.
Естественно, необходимо сформировать мини-перечень обязательной литературы, но ее объем не должен превышать 50% от всего изучаемого материала.
Таким образом, общее библиографическое и аксиологическое поле детей значительно расширится, ведь каждый ребенок сможет познакомить одноклассников с теми источниками, которые освоил сам. И сочинения он должен писать не про «образы» литературных героев, а про те Идеи, которые отражены в тех или иных их Поступках, либо про связь их идей с современностью.
Поскольку все же литература призвана научить детей разбираться не только в жанрах, но и в людях, а также в особенностях национального мировоззрения, то можно вот как раз через подобные идеи и знакомить школьников с развитием этих идей средствами литературных произведений.
К примеру, как относились к Женщине в разные времена в разных странах? Или: если взять теорию пассионарности Гумилева, как (по каким произведениям) можно проследить эволюцию развития конкретного народа? Или: проблема этики в жизни людей; проблемы альтруизма; проблемы образования; права человека и т.д.

Вневременными можно назвать идеи «Человек и Родина», «Взрослый и Ребенок», «Государство и Семья».
Вот через такие призмы и можно рассматривать любой литературный материал.

Идея вторая

Видимо, можно подумать о нескольких типах (видах?) идей: литературоведческих, психологических, социальных. Также можно придавать изучению литературы разный контекст – ценностный, литературоведческий, культурологический, исторический. И кстати, одно и то же произведение, по этой логике, может быть многоаспектным, многоплановым. Учителю, который должен выбрать произведения на свой вкус (или по согласованию с родителями), будет гораздо проще брать современные произведения и изучать их с детьми, пока они, произведения, не потеряли своей актуальности для детей данного возраста. Если основная цель изучения литературы видится как развитие Личности, то Личность развивается через понятные ей контексты, а не через контексты иного времени и иных социальных условий. А юные души развиваются еще и через свою субкультуру, формируя представления о добре и зле через образы популярных героев. Лет через 10 «Гарри Поттер» станет классикой. Но обидно, что его будут изучать дети будущего и не будут изучать те, кто «живет» с ним сейчас. Разве это справедливо?

Идея третья

При таком раскладе возникает новая проблема: как будем отбирать эти идеи? Кто их может сформулировать? Какие из них пригодны для освоения детьми разных возрастов?
Конечно, для каждой ступени обучения необходимо сформировать свои идеи, и вот здесь как раз и нужны широкие общественные обсуждения, так как все же литература служит (в том числе) и для формирования общественно значимых ценностей, а следовательно, общество не может отмахиваться от того, что и как укладывается в голове его маленьких граждан.
Через общественные обсуждения можно, наконец, сформулировать основополагающие принципы современного воспитания. Ведь дети, рассматривающие гениальные произведения культуры как помеху своему свободному времени, вряд ли могут вовремя осознать свою причастность к строительству того мира, в котором всем нам придется жить.
Последствия выращивания «нечитающих» детей могут быть гораздо более негативными, чем представляется на первый взгляд. Проблема эта затрагивает не просто вопросы качества образования, но и качество отношения детей к миру, своей стране, своим учителям. Во многих странах проблема детского чтения стала проблемой поистине национальной – о том, как сделать всех детей активными читателями, размышляют и учителя, и ученые, и законодатели. Тема “Ребенок и Книга” обсуждается на государственном уровне, так как книга перестала быть просто источником знания и превратилась в источник познания – себя и других.

Если мы не будем думать, что у других дела еще хуже, чем у нас

Существует немало продуманных и эффективных способов приобщения детей к чтению. Почему бы не познакомиться с опытом других стран? Возможно, какие-то идеи могли бы прижиться и на нашей почве. Тем более что затраты на реализацию подобных проектов не так велики.
Не так давно в переписке с одной мамой из США (штат Иллинойс) мы затронули эту тему, и я была поражена той тщательно продуманной и хорошо организованной работой, которую проделывали школа и общество по поддержанию у детей интереса к чтению.
Предлагаю вашему вниманию фрагмент из нашей переписки.


Без сомнения, ведущая роль в деле привития интереса к чтению принадлежит школе. Надо отметить, что здесь дети учатся читать не по букварю или хрестоматии – начиная с первого класса, дети читают книжки, конечно, сначала очень простые, иногда специально разработанные для обучения чтению определенных слогов и буквосочетаний, но не учебники. И начиная с приготовительного класса, детей начинают водить в школьную библиотеку, учат выбирать книжки. Уже в первом классе программа по чтению не исчерпывается тем, что дети читают на уроках.
Рассмотрим подробнее две школьные программы по чтению. Одна из них проводится в рамках учебной программы, а другая – факультативно.

Программа прогрессирующего чтения AR (Accelerated Reading) – это общенациональная компьютеризованная программа.
Работает она следующим образом.
В начале учебного года дети проходят проверку тестами, с помощью которых определяется, на уровне какого класса они читают.
Допустим, ребенок в четвертом классе читает на уровне 4.6 – это означает “4-классник через 6 месяцев после начала учебного года”, т.е. чуть выше среднего. Такому ребенку учитель может дать рекомендацию – читать книги уровня 4.0–5.0.
В школьной библиотеке большинство книг, включая классику, “обработано” для AR, т.е. каждая книга отнесена к определенному уровню и указано, сколько очков будет начислено за ее успешное освоение. Ученик после определения своего уровня чтения вместе с учителем устанавливает свои “Цели на учебный год” – сколько очков он обязуется набрать. Не все дети берут на себя одинаковые обязательства, но учитель следит, чтобы они не были занижены или завышены. Ребенок может брать в библиотеке любые книжки, соответствующие его уровню. Не запрещается, конечно, брать другие книги, но низкоуровневые не будут учитываться при подсчете очков. Высокоуровневые будут учитываться, если ребенок с ними справится.
После прочтения каждой книжки надо сдать по ней компьютерный тест. На этом тесте надо набрать не менее 60% правильных ответов, в противном случае книжка вообще “не засчитывается”. В зависимости от процента правильных ответов ученику может начисляться определенный процент от “стоимости” книги.
Если тест был сдан плохо, то разрешается один раз попробовать пересдать. При новой пересдаче вопросы (или их основная часть) будут уже другими. В третий раз пересдавать нельзя, разрешается выбрать максимальный балл из двух набранных для занесения его в ведомость. Если ученик взял в библиотеке книжку, начал читать и она ему не понравилась, он может не сдавать по ней зачет, этого никто не проверяет. Количество вопросов может колебаться до 10 до 20 (например, вторая книга про Гарри Поттера) и до 40 для очень больших книжек («Братство кольца» – 40 вопросов).
То, сколько очков набрано в AR, влияет на оценку в триместре по языку, но книжки, которые там читают, должны быть отличны от тех, что читаются в классе по программе. После нового года проводится еще одно тестирование, и для ученика может быть установлен новый базовый уровень.

К программе AR тесно примыкает программа “Чтение для лучшего понимания” – Reading for understanding. В этой программе 100 уровней, и она содержит пакеты заданий, которые надо выполнить, чтобы перейти на следующий уровень. Задания представляют собой специально выбранные абзацы из художественной литературы или публицистики, которые надо правильно интерпретировать.

Факультативная программа называется “Читай, чтобы добиться успеха” (Read For Success). Эта программа разработана и спонсируется правительством штата Иллинойс. Она начинается в середине января и продолжается до конца февраля.

Цель, которая стоит перед каждым участником, – провести за этот период за чтением как минимум 600 минут. Каждому участнику выдается специальная форма, в которую он должен ежедневно записывать, какую книжку читал, сколько страниц прочитал и сколько времени это заняло (записывается каждый “сеанс”, т.е. про одну длинную книжку, например “Остров сокровищ”, будет много записей). Каждая запись заверяется подписью либо родителя, если чтение происходило дома, либо учителя, если в школе (на переменке, или обычно есть отводимое в течение учебного дня “время для тихого чтения”). Когда цель достигнута, заполненная форма сдается учителю, учитель заверяет результат своей подписью, и все формы из школы пересылаются в столицу штата. Всем успешно справившимся присылается бесплатный билет в парк аттракционов Six Flags Great America (его базовая цена около 15 долларов).
Библиотечная программа
Не меньше, чем школа, заинтересована в увеличении числа активных читателей и районная библиотека. Давайте в нее заглянем.
Деления на читальный зал и абонемент нет, все книжки и журналы стоят в открытом доступе, можно читать сколько угодно, а если хочешь взять домой. На первом этаже – художественная литература. Слева – раздел для малышей, рассортированный по возрастам – шикарные яркие книжки, фильмы, кассеты. Все полочки низенькие, так что малыши САМИ могут ходить и выбирать... Здесь можно поваляться на коврике, можно посидеть, а мама почитает, можно залезть в огромное мягкое “кресло” в виде плюшевого мишки.
Правее – раздел для детей постарше, тут полки высотой около двух метров, литература уже более серьезная. Это либо авторы, похожие на Н.Носова, либо адаптированная классика, либо различные серии – например, рассказы о разных периодах американской истории через вымышленные дневники девочек разных эпох, или “Клуб бебиситтеров” и т.п. Параллельно – полки с литературой на иностранных языках и периодикой, а самая правая часть первого этажа отдана “взрослой” художественной литературе. Столики и кресла для чтения, набивные бесформенные кресла-подушки для подростков, любящих читать лежа, в центре – несколько справочных библиотечных компьютеров и доступ к Интернету для детей, там же – столики справки.
Налево от входа – аудиовидеоотдел, видео и DVD выдаются сроком на три дня, музыкальные CD – на три недели, CD с компьютерными играми – на неделю. (В каталоге 17 тыс. видео- и 18 тыс. аудиокассет.) Направо – зал для лекций и киносеансов (тоже бесплатных), по краям – витрины для временных выставок. Например, таких: “Сокровища с бабушкиного чердака” , “Школьный выпуск – класс 1900 года”, выставки игрушек.
На втором этаже – “нехудожественная” литература. Здесь можно найти любые научные и научно-популярные книжки, книжки по ремонту всего на свете, различным хобби, о путешествиях и т.п. На повороте лестницы – историческая вывеска за стеклом: “Внимание! 3 сентября 1927 года в Палатине открывается первая публичная библиотека! С 300 книгами!”.
Еще немного надо сказать про всякие забавные мелочи. Например, недавно завели услугу “для сов”. Идею объяснили так: представьте себе, что вы сидите ночью и срочно заканчиваете реферат, который надо завтра с утра сдать. И вдруг... Вы обнаруживаете, что забыли какой-то очень важный факт, а библиотека уже давно закрыта. Так вот, теперь можно позвонить по телефону “для сов”, и там будет дежурить доброволец, который пойдет в фонды, найдет нужную книгу и прочитает ответ на вопрос.
Да, и, кажется, я не сказала: вход в библиотеку свободный, читательский билет нужен только для того, чтобы взять что-то домой, а так сидеть и читать может кто угодно и сколько угодно. Для живущих в деревне запись в библиотеку бесплатна, для “иногородних” – плата символическая. Платить надо только, если потеряна читательская карточка (2 доллара за новую) и если не вернул вовремя книгу (10 центов за день просрочки, а для видео – доллар за день просрочки).
Все мероприятия, которые проводит библиотека, перечислить невозможно – это и клубы по интересам, и обсуждение книг, и изготовление поделок по мотивам прочитанного, и разные концерты. Остановимся на самом интересном: летней программе чтения.

Каждый год, в июне, выбирается тема этого года и девиз. Из наиболее удачных, которые я помню: “Королевство Читай-Много”, тогда все участники назывались читателями “круглого стола”. Еще мне нравилась Египетская программа.
Зарегистрироваться для участия в летней программе может любой ребенок или взрослый, естественно, совершенно бесплатно. Для детей порядок такой. Программа стартует в середине июня, каждому зарегистрированному ребенку выдается специальный листочек, в котором отмечаются его приходы в библиотеку.
Всего надо сделать 4 захода, в каждый заход прочитать по 4 книги, при этом одна из четырех обязательно должна быть с полки, помеченной определенным символом (во время Египетской программы, например, такими знаками были изображения различных божеств). Все прочитанные книги надо записать в свой листочек, и, когда приходишь их сдавать, в листочке ставят штампик, что все прочитано.
После первого “захода” дают купон на бесплатное мороженое в Ben & Jerry, после второго – купон на кусок пиццы в Nancy’s Pizza, а после четвертого – выдают футболку в знак успешного окончания.
Я понимаю, что очень сложно объяснить, почему НЕ ПРОВЕРЯЮТ, действительно ли книги прочитаны, и еще более сложно объяснить, почему дети не обманывают, но это факт... Для взрослых программа попроще: надо прочитать 5 любых книг (одна из них должна быть нехудожественная) и написать по 2–3 строчки аннотаций на каждую.
Летняя программа всегда имеет грандиозный успех, каждый ребенок считает делом чести прийти в сентябре в школу в новой “библиотечной” футболке.
Получается, что читать – это еще и престижно.

Конечно, можно покритиковать американцев за то, что подход к чтению у них почти технократический. Но тем не менее именно таким ненасильственным и «нескандальным» образом многие дети знакомятся с литературой разного уровня и, что существенно, имеют возможность ВЫБИРАТЬ. Задача же взрослых – сделать этот процесс самостоятельным, осмысленным и, конечно, интересным.

Если вы хотите обсудить эту тему подробнее, заходите на сайт: www.inter-pedagogika.ru


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru