Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №46/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ПЕДАГОГИКА ДОРОГ

Летние походы с детьми – сколько о них уже сказано! И о пользе, и о познавательности, и о воспитательном значении путешествий... Наверное, не найдется на свете человека, который поспорил бы с тем, что путешествовать – полезно. Но есть одно “но”. Мы живем в эпоху, когда путешествия для нас, взрослых, все чаще превращаются из приключения в туристическое мероприятие. В чем тут разница? А в том, что, перемещаясь из города в город и даже из страны в страну, мы видим только то, что готовы увидеть заранее. Мы едем в “готовые места”, о которых все давно известно, и нам заранее ясно, куда идти, что посмотреть, где переночевать... Как писал в древности философ Сенека своему ученику Луцилию, “что пользы от перемены мест тому, кто всюду таскает за собой свои привычки и скуку”.
Однако когда мы путешествуем с детьми, даже самая обычная туристическая поездка обрастает приключениями. Становится путешествием. Ведь дети в отличие от нас еще не знают, что они “должны” увидеть и почувствовать. И свежесть, непосредственность восприятия мира волей-неволей передается взрослым – через детские вопросы, удивление, растерянность. Звучит это очень оптимистично, и, казалось бы, путешествие с детьми – абсолютная идиллия, лекарство от повседневной усталости и равнодушия... Да только приключения бывают разными. И оказывается, почти в каждом таком путешествии взрослый должен пройти через испытание, чтобы доказать, что он – взрослый. Взрослый не потому, что умеет скучать, а потому, что умеет справиться с трудностями, прийти на помощь, а иногда даже и совершить поступок, который по плечу только очень зрелому и мужественному человеку. Вот оборотная сторона совместного путешествия с детьми: мы должны суметь одновременно стать и младше, и взрослее. Младше – чтобы видеть мир глазами детей. И взрослее – чтобы уберечь этот мир от беды. Поэтому, прежде чем отправиться в поход, зададим себе вопрос: готовы ли мы пройти через такие испытания? Ведь если мы выходим из дома с детьми, каким бы близким ни был наш путь, он никогда не будет туристической поездкой. Он всегда окажется настоящим путешествием.

Елена ЛИТВЯК

Бородино. Своя земля

Чтобы ее почувствовать, мы учимся перемещаться во времени и пространстве. Чтобы ее узнать – учимся узнавать себя

Школа узнаваний

Маленькая деревенская школа стоит, как и положено, посреди зеленого сада. Село Рождествено – красивое место. Но многое ли знают о его жизни, его истории наши дети, прожив здесь десять – двенадцать лет? А место это, историей богатое, может научить верности, чести и правде. Здесь хранится память об Отечественной войне 1812 года и Великой Отечественной. Худо было бы пройти мимо этого.
И мы в очередной раз собираем рюкзаки и отправляемся в путь, чтобы своими глазами посмотреть на Бородинское поле, где погиб сын владельцев усадьбы Рождествено – генерал-майор граф Александр Иванович Кутайсов, командовавший в Бородинском сражении всей русской артиллерией. Ему было двадцать восемь лет, его ждала невеста – княжна Анастасия Мещерская, да так и не дождалась. Кутайсов погиб на батарее Раевского. Эти постоянные рассказы о прошлом, таком для них далеком и плохо представимом, подействовали на ребят ошеломляющим образом. Думаю, свое добавила и жажда подвигов, приключений, геройства. А так – что им до человека, жившего двести лет назад, портрет которого они увидели? Но загорелись и с энтузиазмом стали готовиться к экспедиции. Рассматривали форму русских и французских войск, узнавали имена и судьбы полководцев, переживали, как свои собственные, победы и поражения русского оружия в той далекой войне 1812 года. С замиранием сердца слушали почти романтическую историю основания Спасо-Бородинского монастыря, поставленного на месте Багратионовых флешей у деревни Семеновская. И лексикон пополнился новыми словами – редут, кивер, эполеты, фельдмаршал, император, Георгиевский крест, Отечество.
«В игре да в дороге узнают людей», – говорил Даль. То-то мы все играем да путешествуем с нашими учениками. И одно из непреложных правил наших странствий – всегда иметь собственную цель путешествия и максимально использовать «образовательные возможности» местности (конечно, не за один раз, а при каждом посещении все углубляясь и углубляясь). Так получилось, что в эту экспедицию поехали в основном мальчишки. Девочки почти все разъехались на лето. Да мальчишкам-то и интереснее на поле русской воинской славы.
Дорога долгая, сложная, они заранее внутренне к ней привыкают, говоря: “Надо быть ко всему готовым, не теряться, если что, потерпеть, помогать друг другу”. По-другому просто нельзя – пропадешь. Всякий раз, когда мы куда-нибудь едем, я любуюсь ребятами – как они борются с усталостью, мгновенным желанием все бросить и повернуть назад, желанием немедленно есть и пить, раздражением друг на друга. Школа дороги – удивительное учебное заведение. Не зря люди отправляются в дальние дали. Домой они возвращаются сильно изменившимися. И у наших ребят тоже эти изменения видны. Почему они все это преодолевают? Конечно, не последнюю роль играет желание выглядеть сильным и мужественным, быть частью дружной команды. Совершенно чудесным образом в их внутренних глубинах возникает желание повернуться от себя к другому.
Путешествие получилось удивительным. Я впервые увидела так ярко, как просыпается в ребенке чувство своей земли. Не скажу, что в этот солнечный июньский день в душе у каждого из юных путешественников вдруг вспыхнуло и осталось навсегда чувство Родины. Но они глубоко переживали этот поход. В электричке почти три часа езды. Олег и Андрей старательно записывают все наши остановки, Ромка, самый младший, спит, набирает силы на последний бросок, устав от бесконечных переходов – автобус, электричка, метро, опять электричка и потом еще пешком топать три километра. Настя с Ильей разгадывают солдатские загадки и пробуют хоть немножко запомнить лермонтовское “Бородино”. Мы с Сережей беседуем на животрепещущую тему – зачем человеку образование, зачем много знать, можно ведь и так обойтись. Бородино все ближе, уже попадаются огромные открытые пространства, перелески, и ребята спрашивают: это уже поле или нет? Словно бы ищут точку отсчета, с которой начнется другой, героический мир.

Как унести с собой пространство?

Бородино встречает недостроенной платформой и разрушенной станцией. На краю станционного поселка – каменная карта поля, повторяющая бумажную, которую мы взяли с собой. Садимся на землю, перекусываем и читаем воспоминания Федора Глинки, участника сражения. Пробуем почувствовать то, что чувствовали солдаты перед битвой. Почти ничего не выходит – слушают рассеянно. Им хочется впитать в себя все место целиком – воздух, траву, землю укреплений, смешать эти новые ощущения с ранее услышанным и собственными мечтами. Недалеко за поселком видны первые памятники разным воинским частям, стоявшим здесь, – литовцам, драгунам, кирасирам, артиллеристам. Чувствую, дети переменились. Сами того не ведая, они использовали совершенно младенческие, самые основательные способы запоминания нового – пощупать, понюхать, потом только прочитать и записать. Самый старший, четырнадцатилетний Андрей, вычитывал все подписи на памятниках вслух. Остальные обсуждали, можно ли подойти ближе, чтобы потрогать, или это не просто памятник, а захоронение, значит, наступать на землю нельзя. Их движения стали плавными, спокойными, совсем не стремительными, какими они бывают дома. Наверное, это самый подходящий ритм, чтобы успеть рассмотреть, почувствовать и подумать. Просят идти не по дорожкам, а прямо по полю, чтобы высокая трава доставала почти до плеч.
Дошли до Багратионовых флешей. Ребята трогают руками землю валов, пересыпают в ладонях, подбирают палочки на память. Может быть, сейчас у каждого из них внутри разворачивается свой маленький воображаемый фильм про Бородинскую битву. И вдруг все разом, взойдя на очередной вал, решают играть в “царя горы”. Лучшего способа навсегда запомнить место трудно придумать. Собственным телом, сбитыми локтями и вымазанными в траве коленками они упаковывают в тайники памяти Бородинское поле – берут валы штурмом и яростно защищаются. Целый час пролетает незаметно. Берем с собой немного бородинской земли, чтобы потом дома, в Рождествено, заложить ее в основание памятника Александру Кутайсову, который будет стоять на территории усадьбы. Уходить никто не хочет, норовят полежать, поваляться еще. Старшие мальчики идут к лесу срисовывать памятники инженерным войскам.
В монастыре на краю поля тихо, спокойно, непривычно. Во Владимирском соборе крестят ребенка. В храме Спаса Нерукотворного, поставленного игуменьей Марией (Маргаритой Тучковой) на месте гибели мужа – генерала Ревельского пехотного полка Александра Тучкова 4-го, двери всегда открыты, но богослужение совершается редко – только в памятные дни. Ребята с трепетом заглядывают внутрь.
В монастырском пруду – белые кувшинки. И опять повторяется ситуация игры в “царя горы”: хочется брать штурмом укрепления, оставленные в самом центре монастыря. Но это невозможно – место такое, это они чувствуют. Мгновенно найден другой способ “унести место с собой” – ребята укладываются рядком животами на мостки у пруда, опускают руки в воду и затихают, иногда лишь переговариваясь, передавая, видимо, друг другу свои ощущения. Хочется искупаться, но нельзя. Мальчишки набирают воду – на память. Идем в домик игуменьи Марии, потом в собор. Отец Георгий очень рад увидеть нашу пеструю компанию, весело благословляет и дарит нам неожиданный чудный подарок – ведет на крышу собора, на балкон, где стояли сто лет назад государь император Николай II, императрица Александра Федоровна, наследник цесаревич, девочки-царевны. Поле Бородина разворачивается перед нами во всю ширь. Где-то там речка Колочь, Огников ручей, батарея Раевского. Ребята от восторга не могут ничего сказать. Да и что скажешь? Красота родной земли, огромные просторы, военная хитрость и мужество предков напитывают их в этот момент, проникают целиком. Это состояние невозможно логически разложить по полочкам. И мы просто молчим и смотрим, запоминаем, чтобы еще сюда вернуться.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru