Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №46/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ПЕДАГОГИКА ДОРОГ

Летние походы с детьми – сколько о них уже сказано! И о пользе, и о познавательности, и о воспитательном значении путешествий... Наверное, не найдется на свете человека, который поспорил бы с тем, что путешествовать – полезно. Но есть одно “но”. Мы живем в эпоху, когда путешествия для нас, взрослых, все чаще превращаются из приключения в туристическое мероприятие. В чем тут разница? А в том, что, перемещаясь из города в город и даже из страны в страну,  мы видим только то, что готовы увидеть заранее. Мы едем в “готовые места”, о которых все давно известно, и нам заранее ясно, куда идти, что посмотреть, где переночевать... Как писал в древности философ Сенека своему ученику Луцилию, “что пользы от перемены мест тому, кто всюду таскает за собой свои привычки и скуку”.
Однако когда мы путешествуем с детьми, даже самая обычная туристическая поездка обрастает приключениями. Становится путешествием. Ведь дети в отличие от нас еще не знают, что они “должны” увидеть и почувствовать. И свежесть, непосредственность восприятия мира волей-неволей передается взрослым – через детские вопросы, удивление, растерянность. Звучит это очень оптимистично, и, казалось бы, путешествие с детьми – абсолютная идиллия, лекарство от повседневной усталости и равнодушия... Да только приключения бывают разными. И оказывается, почти в каждом таком путешествии взрослый должен пройти через испытание, чтобы доказать, что он – взрослый. Взрослый не потому, что умеет скучать, а потому, что умеет справиться с трудностями, прийти на помощь, а иногда даже и совершить поступок, который по плечу только очень зрелому и мужественному человеку. Вот оборотная сторона совместного путешествия с детьми: мы должны суметь одновременно стать и младше, и взрослее. Младше – чтобы видеть мир глазами детей. И взрослее – чтобы уберечь этот мир от беды. Поэтому, прежде чем отправиться в поход, зададим себе вопрос: готовы ли мы пройти через такие испытания? Ведь если мы выходим из дома с детьми, каким бы близким ни был наш путь, он никогда не будет туристической поездкой. Он всегда окажется настоящим путешествием.

Не растеряешься? Значит, ты уже не одинок!

“Робинзонада” от необитаемых островов к обитаемому миру

Поход – это подгоревшая каша, костер, купание в речке и ночные посиделки у костра... «Не только! – утверждает Ирина Михайловна Пересецкая, руководитель программы “Робинзонада” центра внешкольной работы “Раменки”. –  Ведь в походе может быть не меньше образовательных ситуаций, чем на уроке, и педагоги нашего центра умеют их использовать».

– Идея работы центра в том, чтобы подготовить ребенка к любой непредвиденной ситуации. Важно, чтобы он мог адекватно вести себя в этот момент. Когда мы учим детей действиям во время пожара, зачастую ребенок даже в хорошо знакомом месте не может сделать самых простых вещей: например, выйти из заполненного дымом помещения с закрытыми глазами. Все дети открывают дверь, все доходят до центральной лестницы, а дальше каждый пятый ребенок, вместо того чтобы идти вниз, идет наверх.
Наша задача – внушить ребенку, что из любой ситуации есть выход, и помочь его найти. Школьную программу по ОБЖ мы разбили на четыре выездных семинара для учеников 5–7 классов. На семинарах дети проходят несколько этапов: тушат настоящий пожар, учатся ориентироваться на местности, узнают премудрости жизни на природе и в городе.

– Разве жизнь в городе предполагает какие-то особенные премудрости?
– Конечно. Мы учим, как, например, поселиться в незнакомом месте, как правильно питаться, осмотреть достопримечательности, понять, чем город живет, что интересного здесь происходит днем и ночью. А на природе ребята учатся общаться с окружающим миром, обустраивать свой быт.

– Школьные походы – зачастую чуть ли не единственное средство наладить дружеские, демократические отношения между детьми, между детьми и учителем. А чем может стать поход для каждого отдельного ребенка?
– Часть детей к нам приводят родители: сделайте из моего ребенка человека. Правда, у самих ребят не всегда есть внутренняя готовность к тому, что мы им предлагаем. Но в наших лагерях они становятся гораздо взрослее и организованнее по отношению к самим себе. Программы «Робинзонады» составлены так, чтобы помимо знаний и опыта давать всем ребятам уверенность в собственных силах.

– Учителя считают подростков не слишком благонадежной публикой. Как далеко вы решаетесь с ними выезжать?
– У нас есть ребята из Москвы и Подмосковья, из Питера, Ухты, Коми, Тулы, Латвии. С каждым годом все больше. Мы ежегодно ездим на Валдай: четыре смены по 80 человек каждая. Есть лагерь под Геленджиком, собираемся сделать лагерь в Болгарии. В этом году организуем экспедицию на Камчатку, а на следующий год планируем кругосветное путешествие по 157-й параллели – широте Москвы, чтобы посмотреть, что там интересного. Зимой у нас были лагеря в Костроме и за Полярным кругом – в Кировске. Сейчас лето, тепло, и так приятно вспомнить, как все наши дети строили эскимосские снежные дома – иглу и провели в них целую ночь. Все были в бешеном восторге.

– А вы и новичков сразу за Полярный круг возите?
– У нас существует ступенчатая система лагерей. Например, в первый год ребенок приезжает и работает по программе «Робинзон-1», обучаясь начальному уровню, во второй год это уже «Робинзон-2» и так далее. С повышением уровня ребята становятся уже не просто участниками программы, но и ее организаторами. Более опытные работают стажерами, инструкторами и становятся помощниками для взрослых и для маленьких.

– Летние каникулы: многие учителя ведут свои классы в лес, горы, на речки. Как бы вы посоветовали готовиться к походам?
– Я считаю, что чем больше дети будут делать сами, тем интереснее для них будет поход. Конечно, взрослый может советовать, предлагать свои варианты, но ребята непременно должны чувствовать, что это их проект. Можно устроить так, чтобы кто-то занимался составлением маршрута, кто-то – раскладкой и закупкой продуктов, кто-то готовил общественное снаряжение, а кто-то писал список личного снаряжения, чтобы помочь всем собраться. Наверняка найдется тот, кто захочет заниматься фотографией или играть на гитаре. После похода можно сделать общий отчет, и каждый тогда будет считать себя участником, а не потребителем, чувствовать ответственность за все, что происходит.

Адрес сайта программы «Робинзонада»: http://robinzonada.ru

Беседовала Ольга ХОТИМСКАЯ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru