Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №46/2003

Первая тетрадь. Политика образования

НОВЫЕ ПРОЕКТЫ

Компьютер против бумажной волокиты

Скоро в школах появятся новые, электронные формы отчетности

Проект “Мониторинг качества и статистики системы образования”, который осуществляется Министерством образования РФ при поддержке Международного банка реконструкции и развития (МБРР) в рамках программы “Реформирование системы образования”, вступает в новую фазу. Уже в 2005 году должны быть утверждены новые формы статистических отчетов для образовательных учреждений и органов управления образованием.
Рассказывает начальник отдела статистики Министерства образования Сергей ШИШОВ:

– Мы собираемся обновить формы и процедуру сбора статистических данных так, чтобы они четко показывали, в каком состоянии находится и как развивается система образования России. Этим летом мы объявляем конкурс, который должен решить три задачи: выявление общих требований к показателям для наблюдения и анализа; определение перечня этих показателей; разработка новых форм государственного статистического наблюдения (к ним, например, относится всем известная ОШ1), а также комплекса аналитических таблиц, которые используются органами управления образованием. Победители, предполагается, сдадут свои разработки в первом квартале следующего года. С сентября мы сможем начать апробацию в пилотных регионах (обычно их 10), а еще через год будут внесены изменения в отчетность, которую сдают и школы, и муниципальные и региональные органы управления образованием.
– Сейчас многие директора школ и так жалуются на рост документооборота, проще говоря, на то, что “приходится заполнять столько бумажек”. Не получится ли, что таких “бумажек” станет еще больше?
– За последние 7–8 лет документооборот, касающийся статистического наблюдения за образовательным процессом, уменьшился примерно в полтора раза. Сегодня в наш отдел стекаются не 40 форм отчетности, а 27. Причем эти формы касаются как школ, так и учреждений начального профессионального образования и частично заполняются даже не самими образовательными учреждениями, а органами управления образованием. Некоторые заполняются раз в два года. Мы будем и дальше стремиться уменьшить число “бумажек”.
– А как же жалобы?
– Речь идет о финансовой отчетности, которая действительно стала более объемной у школ, которые не только приняли статус юридического лица, но и решились на собственную бухгалтерию. Кроме того, время от времени появляются новые проблемы, которые требуют анализа породивших их причин, в том числе и через сбор статистических данных. Например, в этом учебном году была введена форма 1-НД, которая предполагает учет детей 7–15 лет, не посещающих школу. Сейчас мы ведем подготовку форм 1-ИНФО и 2-ИНФО, которые позволят оценивать использование информационных технологий в образовательных учреждениях России.
– Глобальное изменение отчетности нас еще только ждет. Но может быть, вы расскажете о тенденциях?
– Первая – переход на пообъектный учет данных (под объектом понимается одно образовательное учреждение). Что мы имеем сейчас? Школы собирают какую-то информацию и передают на муниципальный уровень. Там ее обобщают и новые – “агрегированные” – данные отправляют дальше, на уровень региона. Регион вновь делает обобщение. В результате министерство получает цифры, которые мало о чем говорят: в одном мешке оказываются и лицеи-гимназии, и “обычные” и сельские школы. Нам бы хотелось, чтобы на каждом уровне сохранялась разбивка информации по отдельным школам. Тогда можно проводить исследование, выделяя ту или иную группу школ. Мы сможем точнее наблюдать, как происходит финансирование школ. Есть и договоренность на будущее использование наших данных при анализе результатов ЕГЭ.
– А вторая тенденция?
– Сбор и обработка информации с использованием специальных компьютерных программ. Уже два года мы ведем обучение представителей региональных органов управления образованием и рассылаем им электронные формы для внесения и обработки данных.
– Этими программами могут воспользоваться школы?
– Кое-что мы уже сделали и для школ. В Интернете программу можно скачать по адресу www.informika/text/goscom/ter-org/morf. Напоминаю: это те формы, которые мы заполняем сегодня. А конкурс на новые будет вот-вот объявлен.

Беседовала Овена КОРСУНОВА

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru