Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №46/2003

Первая тетрадь. Политика образования

ТО-ТО И ОНО

Александр АДАМСКИЙ

В высшей школе прозвенел звонок...

Государство не в состоянии финансировать вузы.
Но похоже, уже готово усилить над ними контроль

В вузовском сообществе наступили трудные времена. Ректора Московского университета сервиса сняли с должности, и по результатам проверки скорее всего ему грозит уголовное преследование. Ректор Московского государственного лингвистического университета (МГЛУ) каждый день оправдывается по телевизору за то, что вынуждена была ввести плату за программы иностранного языка, а студенты не захотели платить и вышли на демонстрацию.

Студенты подняли мощную информационную волну, что говорит о высоком качестве их подготовки – и как журналистов, и как будущих политологов. Депутаты не могли пройти мимо такого подарка и активно включились в борьбу за попранные права молодежи.
На одном из заседаний Российского совета развития образования председатель Комитета Госдумы по образованию и науке А.Шишлов гневно заклеймил ректорат и ученый совет лингвистического университета и заодно проинформировал общественность, что он обратится в Счетную палату с просьбой провести финансовую проверку МГЛУ. А еще заявил, что надо усилить федеральный (то есть ведомственный?) контроль за вузами.
Правда, в ответ ему присутствовавшие ректоры робко заявили, что эффективнее было бы не доводить вузы до греха, наоборот, дать больше свободы и стимулировать привлечение средств. А не вынуждать повышать плату в течение учебного года. И тихо-тихо напомнили о недавнем либеральном лозунге – дать больше свободы вузам…
Но, кажется, сегодня другая музыка в почете – не свободу давать, а ужесточать контроль.
В конфликте студентов и ректората (а точнее, ученого совета, именно по его постановлению была введена дополнительная плата за изучение иностранных языков) для нас самое интересное не то, что верхи не смогли поступить иначе, а студенческие низы не захотели смириться. Это как раз дело житейское и объяснимое. У одних нет денег на образовательные программы, у других – нет денег, чтобы оплачивать эти программы.
Интересно, что, по данным Министерства образования и по заявлениям самих ректоров, из 500–600 долларов в год (такова средняя стоимость высшего образования в России) вузы от государства получают 100–150. Остальные траты покрываются за счет контрактных студентов.
Но и этих денег не хватает, поэтому возникают коллизии, как в лингвистическом, бывшем имени Мориса Тореза, университете.
И что здесь изменит ужесточение контроля?
Если бы оно приводило к увеличению средств, в российском образовании каждый огнетушитель золотой бы был, не говоря уж об оплаченном на сто лет вперед трафике Интернета, электронных учебниках и зарплатах профессорам не ниже 5 тысяч долларов в месяц. О, если бы свирепость контроля и систематичность проверок конвертировались в финансы! Как бы припеваючи жили наши школы и вузы!
А если бы еще расходы на лицензирование и аттестацию оборачивались качеством преподавания!
А если бы активность ведомственных чиновников и советников давала прибыль!
А если бы частота упоминания об успехах нашей системы образования приносила дивиденды!
Но ничего этого нет – кроме взяток, усиления коррупции и увеличения ставок «вступительных взносов», ужесточение административного давления ничего не приносит.
Но здесь интересно и еще одно обстоятельство – как быстро наши депутаты и чиновники, многие из которых раньше слыли либералами или по крайней мере демократически настроенными, освоили административный ресурс!
Заметьте – конфликт в МГЛУ разрешился не в суде, где и положено. Потому что если закон нарушен – суд должен это определить. А если все законно – то, конечно, огорчения студентов понятны, но и жизнь меняется непредсказуемо. Если поезд сломался, а мне надо добраться в другой город, что же пользы устраивать митинг, чинить надо!
А тут произошел именно революционный прецедент – горлом взяли.
На митинге, прямо перед телекамерами представитель пресс-центра университета объявил о капитуляции ученого совета и ректората.
Плохой знак.
Мы не хотим оправдывать ректорат или выгораживать студентов.
Но ситуация разрешилась не по праву, а “по понятиям”. И гневные филиппики защитников попранных прав студентов (если права действительно попраны) должны были звучать не на митинге, а в суде. Не депутат А.Шишлов или министр В.Филиппов административно должны решать, кто здесь прав, кто виноват, а судья.
А вот правительство и Дума как раз должны не допускать такого кризиса в вузах.
Потому что на самом деле именно правительство и Государственная дума довели высшее образование до такого состояния, при котором поборы со студентов – единственная возможность залатать дыры, чтобы дать этим же студентам достойное образование.
Вначале государство перевело вузы на полное «самообеспечение», а теперь спасает несчастных студентов от самоуправства ректората.
Беспроигрышное политическое обогащение.

Любопытно, что в последний день работы Госдумы депутаты приняли обращение к М.Касьянову ускорить вхождение России в Болонский процесс – проект интеграции высшего европейского образования.
Само по себе – неплохо, но мы-то со своими неоплаченными 500 долларов в Европу войдем, и окажется, что оплаченные 100–150 долларов – вовсе не пятая – сотая часть необходимых для получения европейского образования средств.
Но зато депутаты свое сделали, обращение приняли.
Теперь будут искать ректоров, которые виноваты в неисполнении благих намерений власти, ужесточая федеральный контроль.
Был бы кнут – спина найдется.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru