Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №45/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА 
КИНОПРОБЫ 

Тамара ДУЛАРИДЗЕ

Лицо при свете солнца и луны

Путеводитель по Московскому международному кинофестивалю

Обещая построить для Московского кинофестиваля дворец, Юрий Лужков не мог скрыть слез. Были ли это только слезы вдохновения мэра-строителя или сокрушения по поводу привычной картины последних лет: в зале кинотеатра «Пушкинский», где проходило открытие XXV ММКФ, представители великого искусства были в подавляющем меньшинстве среди телеведущих, оккупантов отечественной эстрады и граждан не-
определенных профессий, именуемых еще со времен О.Генри деловыми людьми.
Три года назад на Берлинском фестивале Анджей Вайда сказал, что пора европейцам поступать с американским кинематографом так, как он поступает с европейским: брать все лучшее и сильное. Действительно, почему бы самим не научиться рассказывать истории занимательно, строить действие живо и стремительно, не снимать знакомых, но некрасивых и посредственных актеров, а снимать гениальных, красивых, обаятельных, из которых можно печь насущный хлеб киноискусства.
На этом фестивале уже показано несколько картин, которые могут претендовать на различные призы. В первую очередь оправдывающая свое обещание картина испанского режиссера Мигеля Эрмоса «Божественный огонь».
Этот огонь дает энергию фантастическому сюжету: неграмотный пастушок, сирота Хоакин, где-то в горном селе близ Гранады становится свидетелем расстрела группы неизвестных ему людей. Заметив, что один из расстрелянных жив, Хоакин спасает его. Но ранение в голову лишает спасенного памяти. И возможно, разума, потому что он не отвечает Хоакину и доктору, когда те пытаются установить его личность. Только одно слово улавливает в его бреду Хоакин – «галапаго» – черепаха. Так человек без имени и прошлого получает новое имя. Фалангисты убивают доктора, а Хоакина забирают в солдаты. Но прежде, боясь, что, обнаружив раненого, фалангисты убьют Галапаго, юноша отвозит своего подопечного в приют «Сестер милосердия», а сам сбегает.
Спустя полвека Хоакин вновь оказывается в родных местах, которые покинул в юности. Вынужденный дожидаться в Гранаде оформления бумаг на наследство, он решает выяснить судьбу спасенного и брошенного им Галапаго. Поиски приводят к городскому сумасшедшему, безобидному бессловесному нищему. Бывший пастух начинает поиски прошлого своей потерянной и вновь обретенной овцы. Этот образ поддержан простыми символами: отыскав Галапаго, Хоакин приводит его к себе и стрижет, словно отрезая беспамятство, темноту, в глубине ее мерцает божественный огонь жизни, человеческого сострадания.
Старый знакомый московского фестиваля Нино Манфреди, красавец и комик, сыгравший в комическом ключе даже весьма драматическую роль в знаменитом фильме Луиса Берланги «Палач», всегда оставлял тем не менее надежду, что угадываемый в нем драматический талант проявится наконец во всей своей красе. Это произошло. Его герой пронзителен и абсолютно оригинален. Запечатанный в безмолвие и бедность красок, Нино Манфреди сообщает нам самые тонкие движения души своего героя, безошибочно кодируя их памятью наших чувств.
Зритель раньше, чем добрый, но не очень грамотный старик Хоакин, догадывается, кем является на самом деле Галапаго, так легко и властно предваряющий реплики актеров на спектакле «Дом Бернарды Альбы», никогда не виденной автором на сцене последней пьесы Федерико Гарсии Лорки. И раньше, чем Хоакин, начинает понимать, почему Галапаго, он же Лорка, воскресший из небытия, не желает возвращаться в прошлое.
Он умер и пережил смерть, когда Хоакин, как ангел, втащил его в рай жизни. Здесь все настоящее: кони, птицы и муравьи, доверие, ответственность и верность. Лишь поэзия и музыка те же. И, подчиняясь их ритмам, всходит и заходит солнце. Не доказательством ли этого является, что в то же время, что и Лорка в Испании, другой поэт, Галактион Табидзе в Грузии, пишет: «Поэзия – прежде всего иного» и «Без любви не правит солнце небосклоном».
Две хорошие картины о любви. Одна – голландская «Лунный свет» Паулы Ван Дер Оест, где Ромео – юный афганский беженец. Его используют в качестве контейнера для контрабанды наркотиков и пристреливают, когда он перестает быть годным к этой функции, а Джульетта – девочка из благополучной голландской семьи, нашедшая и выходившая умирающего. Красота юных героев этого фильма почти сказочна, но реальна солидарность чистых сердцем. Как, впрочем, реальна угроза, которую представляют они собой для адски упорядоченного мира взрослых негодяев.
Другая – «Танцуя в пыли» персидского режиссера Асгара Фархади (слова его вынесены в заголовок этой статьи) достойна внимания добрых христиан – так глубоко и тонко разрабатывает она тему любви и препятствующих ей предрассудков, смирения и покаяния, жертвы ради любви и назначения человека, спасая другого, спасать свою душу.
И еще одна, итальянки Марии Соле Тоньяцци «Будущее прошлое», – о любви, дружбе, соперничестве, поисках себя и прочих молодежных проблемах. И никакой чернухи, все драмы, страсти, слезы, расставания совместимы с жизнью – живой, как в настоящем итальянском кино.
Неожиданно перекликаются две столь же далеко друг от друга, как и две вышеназванные, снятые картины – «черная» комедия японца Канэто Синдо «Сова» и фарс немца Беккера «Good bye, Ленин!». Их объединяет тема коммунизма и строительства «нового общества» – виртуальный мир, забирающий жизнь у живых.
Фестиваль идет без особых праздничных мероприятий. Разве что выставка кукол Сергея Параджанова отвлекает от просмотров. И выставка скульптур Джины Лоллобриджиды в основном сыгранных ею в кино персонажей. Они были бы смешными и нереальными в своей эльфоподобной красоте и отточенности деталей, когда бы не автор, удостоверяющий существование эльфов собственной персоной.
Роскошный дворец кино выстроили лет десять назад в Кельне. Но это не сделало «самый северный город Италии», как называют его сами кельнцы, мировой киностолицей. Кинофестиваль может стать по-настоящему мировым только при условии, что он холит и лелеет кинематографистов, а служение искусству кино ценит выше любых, самых благих целей.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru