СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА
Летом в деревне у всякого находится
дело. И кажется неискушенному человеку, что
только на земле и сосредотачивается сейчас
внимание сельского жителя, взрослого и ребенка.
Но оказывается, летнее время может быть и
временем размышлений о том, как реально можно
изменить жизнь местного сообщества, какую роль в
этом процессе играет деревенская школа. Именно
летом, когда сельская жизнь кипит, когда особенно
видны взаимосвязь и взаимозависимость всех
живущих в деревне людей, становится ясно, что
нельзя улучшить жизнь только в пределах
школьного двора. Но коль скоро на сельскую школу
ложится бремя воспитания всего села, имеет смысл
воспринять это не как бремя, а как сигнал к
развитию. И тогда может возникнуть такая
последовательность действий, вырастающая в
настоящую стратегию возрождения деревни:
обустроить школьную площадку, озеленить улицу,
очистить реку на краю села и даже соединить
усилия школ из разных поселков и деревень, чтобы
можно было осуществлять и более серьезные
проекты.
Ирина ЗАВЬЯЛОВА
Вологодская область
Школа должна зарабатывать.
И... рисковать
Два сюжета из практики одного
директора
«Я убежден, – говорит Алексей
Александрович Огарков, – если есть условия для
предпринимательства, надо их использовать. Школа
должна зарабатывать».
Алексей Александрович директорствует уже более
десяти лет и оказывался в разных условиях. Опыт
его предпринимательской деятельности – это две
разные истории.
В сентябре 1991 года в вологодское село
Великий Двор привезли живых кур для продажи. В
мае их бы расхватали, а теперь – холода близко –
энтузиазм население не проявило, и
раздосадованные продавцы оставили десяток птиц
главе администрации: «Делай с ними что хочешь!»
Глава умоляюще предложил директору школы,
указывая на юных, еще не несущихся хохлаток:
«Заберите куда хотите. Некуда деть».
В школе в темном холодном подвале появился
«живой уголок». Кормили курочек отходами из
школьной столовой. Но вскоре завершилась
реконструкция привезенной на школьный участок
избы, ставшей кабинетом сельского хозяйства.
Курам нашлось традиционное в северном
деревенском доме место – в подклете. А они как
раз начали нестись.
Сначала яйца раздавали по принципу «тебе да мне»,
а попозже, продав первую решетку, школа получила
доход – маленький, но свой. Налогом
сельхозпродукция не облагалась в те времена.
На заработанные в течение нескольких месяцев от
продажи яиц деньги были приобретены еще 30 кур.
Проблема с кормами тут же решилась: к этому
времени школьники так откормили двух выделенных
им колхозом поросят, что зоотехник предложила не
забивать их на мясо, а продать колхозу на племя.
Роно выделило школе ставку, название должности
было мудреное, в соответствии с циркулярами, а по
сути, новый школьный работник – птичница –
отвечала за кур.
Весной 1993 года дети уже засевали зерновыми
школьное поле, а на птицеферме было 100 кур – 50
купленных и 50 своих, здесь выросших. Осенью школа
продавала не только яйца, но и мясо птицы. Деньги
потратили на ремонт школы и на расширение
школьной птицефермы: были куплены инкубатор и
индюки. В 1996 году с Урала школьная экспедиция
привезла цесарок и фазанов, по знакомству были
приобретены мускусные и серые утки, гусиные
яйца… Местные жители записывались в очередь,
ожидая возможности приобрести (причем дороже,
чем в магазине!) продукцию школьной птицефермы,
на рынке в райцентре великодворские товары
расходились мгновенно.
Вложив значительные средства, школа с помощью
сельсовета выстраивает новое помещение для птиц,
создает летнюю (с прудами) и зимнюю фермы.
1998 год. Самая высокая за всю историю школьного
бизнеса прибыль. Но в стране дефолт. «Если бы не
отличный урожай картофеля (собрали 10 тонн), то
остались бы без кормов, и все бы пришлось резко
завершать”, – рассказывает Алексей
Александрович. Выжили. Но, правда, условия
поменялись. Сельхозпродукция теперь облагалась
значительным налогом. Желания непонятно на что
отдавать нелегко заработанное ни у кого нет.
«Бизнес – это риск. Но одно дело – рисковать,
экспериментируя с курами, индюками и фазанами:
здесь всегда в выигрыше, потому что остаются
«знания, умения и навыки», а другое дело –
связываться с государством в лице налогового
инспектора», – завершает историю Огарков.
Курятник существует и поныне, но количество кур
сократилось до 50 голов. Ставка птичницы
сохранилась. Но распределение продукции идет
опять по принципу «тебе да мне».
Передав дела в Великодворье своим
единомышленникам, Алексей Александрович принял
приглашение возглавить школу в газпромовском
поселке Калинино в том же Тотемском районе
Вологодской области. Роно, видимо, решив, что это
образовательное учреждение богато с пеленок,
никаких средств калининской школе не выделяет.
Значит, опять надо придумывать, как выживать.
Отсюда расходится высокого качества
переработанная животноводческая продукция –
колбаса, тушенка, сгущенка. Но люди и начальство
здесь иные – где большие деньги и крупный
масштаб, там на поддержку по доброте душевной не
рассчитывай.
И школа открыла платные профессиональные курсы.
Сначала «Машинопись и делопроизводство»,
«Автодело», затем – «Компьютерные» и «Торговые».
За три года их в общей сложности окончили около 600
человек. В громадном районе Калининская школа
оказалась единственным учебным заведением,
дающим возможность получить профессию людям
любого возраста, без отрыва от производства и от
дома (до областного центра – 250 километров). Курсы
востребованы, школа не тратит средств на рекламу
и объявления – молва разносит информацию.
Кстати, часть курсов калининцы проводят в
райцентре (до него – 20 километров), арендуя
помещение городской школы. И там же, в райцентре,
Калининская школа имеет свой магазин –
единственный в районе, где торгуют книгами и
комнатными растениями.
Ежемесячный доход от торговли у школы – от 3 до 5
тысяч рублей. Платные курсы дают прибыль намного
существеннее. Но наша налоговая система в январе
2002 года опять ставит подножку школьному бизнесу:
за последний период финансовой отчетности
государству требуется отчислить 20 тысяч рублей
(24% от прибыли). Это не из личного кармана
нефтяного магната – это школьные деньги.
Заработанные на жизнь.
– Похоже, – говорит директор, – курсы, как ни
жаль, придется закрывать.
– Но ведь вы наверняка что-то другое придумали.
– Да, ставку думаем теперь делать на торговлю.
Откроем возле школы мини-маркет. Во-первых, дети
все равно бегают в магазины – школа целый день
работает, пусть лучше хоть малый, но доход они
дадут школе, а во-вторых, интересно – будем
учиться конкурировать: в Калинино рядом с нами
четыре магазина.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|