Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №45/2003

Первая тетрадь. Политика образования

СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА 
 

Летом в деревне у всякого находится дело. И кажется неискушенному человеку, что только на земле и сосредотачивается сейчас внимание сельского жителя, взрослого и ребенка. Но оказывается, летнее время может быть и временем размышлений о том, как реально можно изменить жизнь местного сообщества, какую роль в этом процессе играет деревенская школа. Именно летом, когда сельская жизнь кипит, когда особенно видны взаимосвязь и взаимозависимость всех живущих в деревне людей, становится ясно, что нельзя улучшить жизнь только в пределах школьного двора. Но коль скоро на сельскую школу ложится бремя воспитания всего села, имеет смысл воспринять это не как бремя, а как сигнал к развитию. И тогда может возникнуть такая последовательность действий, вырастающая в настоящую стратегию возрождения деревни: обустроить школьную площадку, озеленить улицу, очистить реку на краю села и даже соединить усилия школ из разных поселков и деревень, чтобы можно было осуществлять и более серьезные проекты.
Алевтина  МАКАРЧУК,
кандидат педагогических наук

Как рождаются малые образовательные государства

Красноярская ассоциация сельских школ и ее сетевые проекты

Кажется, теперь уже многие сельские школы видят свое спасение в тесном общении с внешкольным миром. Более того, школы живые, стремящиеся влиять на окружающий социум, не ограничиваются взаимодействием с местным клубом, больницей, библиотекой, а находят другие школы, столь же открытые в мир, объединяются в неформальные дружеские сообщества, разрабатывают образовательные проекты, и на их основе постепенно возникают локальные образовательные сети. Бывает, что у педагогов хватает сил и умения разработать нормативные документы, и тогда неформальное сообщество выходит в социум в новом статусе – ассоциации школ. Одна из таких ассоциаций действует в Красноярском крае, предлагая свои интересные модели развития сельского образования.
О принципах ее деятельности рассказывает один из лидеров Ассоциации сельских школ Красноярского края, директор Каптыревского центра образования «Родники» в Шушенском районе, кандидат педагогических наук Алевтина Васильевна Макарчук.

Ассоциация сельских школ: портрет участников

Сейчас полное наше название звучит так: «Красноярская региональная общественная организация сельских педагогов и родителей». Инициатива создания этой организации возникла два года назад в ходе реализации мегапроекта «Развитие образования в России». Сельские школы, имеющие опыт взаимодействия с местным сообществом, решили создать ассоциацию для защиты своих интересов и развития идей взаимодействия школы и общества. Среди активных участников ассоциации – Центр образования «Берегиня» Каратузского района, Ильичевская школа Шушенского района, Григорьевская школа Ермаковского района, группа образовательных учреждений Балахтинского района, школа села Колесниково недалеко от города Лесосибирска. Каждая из этих школ активно взаимодействует с социальной сферой села. В одних случаях это проведение общих праздников для местных жителей, в других – включение в состав школы клуба, фельдшерского пункта, даже бани. Вот очень активная сельская школа – Центр образования «Берегиня». Раньше такая модель называлась бы «школа-комплекс», но сейчас среди перечня законных названий образовательных учреждений подойдет, пожалуй, только «центр образования», где под одной крышей живут общеобразовательная школа и школа искусств и народных ремесел. Частью нашего Центра образования «Родники» являются детский сад, музейная лаборатория и учебно-консультационный пункт для молодежи – тех ребят, которые по тем или иным причинам не смогли своевременно получить общее образование. То есть школы – участники ассоциации за счет своих ресурсов решают серьезные социальные задачи.
К нам обращаются школы, находящиеся на грани закрытия, где в силу демографических обстоятельств осталось совсем мало детей. В этих случаях мы проводим консультирование, объясняем, что для закрытия необходимо решение сельского схода, помогаем управленцам находить другие модели оптимизации сети школ, предполагающие развитие социальной сферы села.
Наша стратегия защиты интересов – не профсоюзное противостояние с органами управления, а конструктивное взаимодействие. Сейчас, кстати сказать, все более значимыми становятся попечительские советы. Во многих сельских школах ассоциации они уже созданы. Туда помимо бизнесменов и руководителей акционерных обществ все активнее начинают входить бывшие выпускники школ.

Что может «простое товарищество»?

Другое поле работы ассоциации – создание межшкольной сетевой образовательной программы на основе индивидуальных образовательных программ. То есть ученики занимаются одновременно у разных учителей в нескольких школах. Сейчас мы проводим эксперимент по реализации таких сетевых образовательных программ в двух районах нашего края – Балахтинском и Шушенском. На первом этапе школы, участвующие в эксперименте, заключают договоры простого товарищества (это организационно-правовая форма объединения юридических лиц, предусмотренная в Гражданском кодексе Российской Федерации). Это позволяет школам иметь общую сетевую образовательную программу, становится возможным более эффективное использование кадрового потенциала педагогов. Например, есть в одной школе квалифицированный учитель физики. И нагрузка у него не столь велика. Тогда он может вести этот учебный предмет для ребят из школ, входящих в простое товарищество. В другой же школе, например, развиваются народные ремесла. Тогда ребята соседних школ могут там получать дополнительное образование в области искусства. Таким образом, на основе договоров простого товарищества удается организовать обучение детей в сети школ.
Следующий этап – проектирование индивидуальных образовательных программ школьников. В некоторых школах простого товарищества появляются тьюторы, помогающие детям в рамках своей индивидуальной образовательной программы самостоятельно ставить цели, отслеживать результаты. Кроме того, мы начинаем использовать возможности дистанционного обучения. Не всегда эффективно ездить из одной школу в другую. Да и большие сибирские расстояния не очень-то это позволяют. Поэтому мы разрабатываем программу, предполагающую объединение сети образовательных учреждений в локальную компьютерную сеть, чтобы ребята при поддержке тьюторов могли изучать тот или иной курс в дистанционном режиме. Пока у нас не очень быстрый Интернет. Но по электронной почте мы уже можем передавать специально разрабатываемые учебные сайты, гипертексты, на основе которых сельские школьники могут выбрать и освоить тот или иной учебный курс.
В рамках такого сетевого образования становятся реальными и замыслы по профильному обучению школьников. Обычно профиль или несколько профилей жестко привязываются к какой-то школе. В рамках сети становится возможным принадлежность профиля не школе, а их объединению. Каждая школа специализируется в том или ином направлении, в тех или иных учебных курсах, а профили как бы размыты по сети. Допустим, один учитель из школы Х отвечает за математику, другой – из школы Y – за географию, третий – из школы Z – за физику. Получается, что, объединяя усилия педагогов из разных школ в одну группу, мы можем предложить ученикам осваивать тот или иной важный для них профиль. Таким образом в Балахтинском районе в нескольких школах создали естественно-математический и гуманитарный профили.

Не начальник, а лидер

Есть, конечно, ряд субъективных трудностей. Мы сами не очень-то научились работать в сети. Все привыкли искать начальника, который придет и скажет, как правильно поступить в том или ином случае. А в сетевом взаимодействии важны не начальники, а самостоятельные лидеры, ведущие те или иные направления. Это хорошо, что у нас в Шушенском районе руководство управления образования нас поддерживает и оказывает содействие в развитии сетевого взаимодействия. Но такая ситуация далеко не у всех.
Есть и ряд нормативно-правовых проблем. По Закону «Об образовании» финансируется образовательная программа, а фактически – лишь образовательное учреждение. Нам приходится идти на серьезные ухищрения, чтобы на деле узаконить практику сетевых образовательных программ. Создавая локальную компьютерную сеть, мы сможем сэкономить на подвозе детей, однако не уверены, что удастся сэкономленные средства реинвестировать, вернуть в образовательный процесс. Это существенно снижает заинтересованность директоров школ и руководителей управлений образования в проведении подобных экспериментов. Мы также не знаем всего потенциала гражданского законодательства. Есть достаточно много возможностей развития гражданских социальных институтов, в рамках которых возможна не только поддержка, но и осуществление образования. И надо научиться использовать эти возможности.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"