Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №45/2003

Первая тетрадь. Политика образования

СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА 
 

Летом в деревне у всякого находится дело. И кажется неискушенному человеку, что только на земле и сосредотачивается сейчас внимание сельского жителя, взрослого и ребенка. Но оказывается, летнее время может быть и временем размышлений о том, как реально можно изменить жизнь местного сообщества, какую роль в этом процессе играет деревенская школа. Именно летом, когда сельская жизнь кипит, когда особенно видны взаимосвязь и взаимозависимость всех живущих в деревне людей, становится ясно, что нельзя улучшить жизнь только в пределах школьного двора. Но коль скоро на сельскую школу ложится бремя воспитания всего села, имеет смысл воспринять это не как бремя, а как сигнал к развитию. И тогда может возникнуть такая последовательность действий, вырастающая в настоящую стратегию возрождения деревни: обустроить школьную площадку, озеленить улицу, очистить реку на краю села и даже соединить усилия школ из разных поселков и деревень, чтобы можно было осуществлять и более серьезные проекты.
Зоя ХАЛЮТА,
директор Нововаршавской гимназии
п. Нововаршавка, Омская область

Уроки места и времени

Деревенский уклад может стать главным образовательным и воспитательным фактором, если школа научится не отвлекать детей от повседневной жизни, а наоборот, использовать каждую ее подробность для развития ребенка

Село, поселок, деревня могут оказаться для ребенка, живущего здесь, настоящим «сельским университетом», если, конечно, и сами местные взрослые рассматривают это пространство как нечто большее, чем место жительства. Причем, говоря о сельском университете, мы имеем в виду не только приобретение навыков хозяйствования на земле, безусловно необходимых, но и воспитание у детей желания облагораживать, даже преобразовывать действительность, активно включаться в жизнь местного сообщества. Педагоги Нововаршавской гимназии строят на этом целые образовательные проекты, справедливо считая поселок богатой образовательной средой, которая может сориентировать детей да и родителей на созидание, на устроение жизни местного сообщества приложением собственных усилий. Надо только суметь разглядеть имеющиеся возможности.

В семейных «гнездах»

В селе чужих детей не бывает, это давно известно. И до сих пор сохраняется во многих местах традиционное отношение ко всякому взрослому как к потенциальному воспитателю. Может быть, еще и поэтому семейственность, «гнездовость» сельского бытия – одна из важнейших ценностей для нас.
Много лет проходят в поселке дни семьи, которые всегда помогают выстраивать мостик между школой, домом ребенка и всем местным социумом. В нынешнем году он проходил в «семейных гнездах», домах, где живут уважаемые, благополучные семьи наших односельчан. Каждый класс определял заранее, какая семья сможет принять к себе ребят на целый день. И подростки с удовольствием примеряли на себя роли гостей (а в деревне это жизненно важное искусство – хождение в гости, умение вести беседу, без этого умения человек словно бы выпадает из сообщества). Готовили в подарок песни, поделки, памятные фотографии. Может показаться, что ничего особенно педагогического в этом «хождении в гости» нет, но эти уроки в семьях действительно воспитывают наших ребят, тонко и незаметно, на уровне ощущений и переживаний. Воспитывает сам дух дома, отношения в семье, которые видят ребята.
Для многих эти уроки не только по-новому открывают соседей-односельчан, но и становятся дорогой в чужую, незнакомую культуру. У нас в поселке много потомков переселенцев – казахов, немцев, приехавших сюда давным-давно в поисках лучшей жизни. И в рассказах стариков история, бывшая до этого книжной наукой, становится живой реальностью соседской жизни. В одной казахской семье ребят поили по-особому заваренным чаем, давали примерить национальную одежду, рассказывали свою родословную до четырнадцатого колена. Это не может не действовать на ребенка, подростка, особенно если сам он принадлежит к другой культуре. Он как минимум удивится, восхитится. А удивление всегда способствует развитию личности. В другой семье показывали строящийся дом, рассказывали о процессе стройки. А как же счастливы были те ребята, которые помогают строить этот дом! Ребенок-строитель сильно все-таки отличается от ребенка-потребителя. Это созидательное отношение к жизни закрепляется не только подобными уроками-встречами с настоящими хозяевами, хранителями своей культуры.
От уважения к истории семьи, к домашним ценностям легко сделать следующий шаг к заботе о мире вокруг дома, о собственной улице. Такими постепенно расширяющимися смысловыми кругами удерживается внимание наших детей к жизни поселка, желание участвовать в его благоустройстве. Кстати, на основе этих уроков в гимназии выпущена книга «Общественно-семейная педагогика».

Чья это улица?

В этом году происходил еще один цикл занятий с условным названием «На завалинке». Это ведь целый мир отношений – сельская улица, не менее богатый в воспитательном смысле, чем атмосфера деревенского дома. Дети учатся вглядываться в «околодворное» пространство, учатся воспринимать простой палисадник как место для воплощения творческих замыслов, как лабораторию красоты. Около одного двора – спортивная площадка, где собираются от мала до велика, у другого дома – детская песочница, где также всем хватает места, далее – прекрасный мини-парк со скамейками, цветочные клумбы, удобные лавочки. Около таких домов всегда людно. И дети невольно сравнивают все со своими дворами и стремятся их своими силами облагородить, привести в порядок, украсить, повесив хотя бы простенькие качели, но для всей улицы, а не только для младшего брата.
Когда дети так настроены, когда они привыкли вмешиваться в жизнь поселка, не разрушая, а создавая новое, нужное всем, учителям остается только бережно поддерживать детские инициативы и помогать в их осуществлении. Вот, например, летняя практика. Раньше в течение многих лет учителя заранее находили объекты приложения детских сил и ставили ребят перед фактом. Те, конечно, трудились с удовольствием. Все-таки сельские дети умеют работать. Но теперь ситуация изменилась. Дети сами находят объекты для работы, более того, проведя разведку, разрабатывают целые проекты, чтобы это было не одноразовое действо, а действительно настоящая работа, после которой то или иное место в поселке оказывается облагороженным, как бы подаренным всем людям. В этом нам очень помогает районная служба занятости. По распоряжению губернатора области созданы трудовые отряды подростков на лето, ребята могут заработать пусть небольшие, но собственные деньги. И в нашем поселке это выглядит как действия настоящей маленькой трудовой армии. Ребята двенадцати–шестнадцати лет с восьми утра разъезжают на велосипедах по своим «рабочим адресам», вооруженные лопатами, граблями, ведрами. Основная работа, как правило, уборка мусора в местах отдыха и благоустройство территории вокруг больницы, вокзала, помощь строящемуся храму. Сажают и стригут деревья, оборудуют детские площадки, на которых потом с удовольствием собирается местная малышня. Главное, они сами ходят по селу и ищут, что можно сделать для односельчан. А мы им говорим: «Смотрите, ваша работа на виду». Бывает, что и снимаем на видео для местного телевидения. И ребята по-настоящему стараются.
Трудовая жизнь, общение со взрослыми – носителями созидательного опыта, образцы по-настоящему творческого отношения к жизни – все это становится содержанием образования в сельской школе. «Университет сельской жизни» состоит из многих институтов – института семьи, института власти, института народной культуры, института внешних связей, института попечителей… И они, эти институты, возникают по мере жизненной значимости для конкретной территории, сельского сообщества, времени. В этом мы видим возможность сохранения и развития сельского образа жизни.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"