Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №45/2003

Первая тетрадь. Политика образования


МИНИСТЕРСТВО-КОЛЛЕГИЯ 

Ольга ДАШКОВСКАЯ

Беспризорность: проблема, которая не любит счета

Количество детей, оставленных без присмотра, можно подсчитывать по-разному. Но думать, что мы можем улучшить ситуацию прежними методами, уже нельзя

Очередная коллегия Министерства образования была посвящена деятельности органов управления образованием субъектов РФ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В мероприятии приняла участие вице-премьер по социальным вопросам Галина Карелова. Она заявила, что в связи с проблемой беспризорности правительство намерено «пересмотреть государственную семейную политику».

До сих пор бороться с беспризорностью пытались другими способами. В прошлом году на проблему детей улиц указал президент Владимир Путин, и в свет вышло постановление Правительства РФ “О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних”.
Ситуация, по свидетельству Галины Кареловой, меняется медленно: за первый квартал нынешнего года количество беспризорных детей снизилось только на 20%. В 1999 году численность необучающихся детей и подростков в возрасте от 7 до 15 лет составляла 40749 человек. На 1 сентября 2002 года их было 26,2 тысячи – буквально сотые доли процента от общего числа школьников (17,8 млн человек).
Что кроется за этой цифрой – эффективная работа с “трудными” или формальный подход к выявлению и учету детей, оставшихся за бортом, стремление чиновников на местах закамуфлировать масштаб беды?
Нестыковки то и дело прорываются наружу, заставляя сомневаться в представленных данных. Например, из более чем миллионной армии подростков, задержанных в прошлом году органами внутренних дел за совершение правонарушений, 266 тысяч не учатся и не работают. Этот показатель, как нетрудно заметить, в 10 раз превышает указанную цифру (26,2 тыс.).

По словам заместителя министра образования Елены Чепурных, базовым звеном в системе профилактики безнадзорности и правонарушений остается школа.
Е.Чепурных сообщила, что особое внимание в ближайший период будет уделяться воспитательной работе, организации творческого досуга учащихся во внеурочное время – в стенах школы или за ее пределами. Возвращаются такие понятия, как школа полного дня. Министерство рекомендует регионам не сокращать учителей-предметников в связи с демографическим кризисом, а трудоустраивать их в новом качестве – организаторов воспитательной деятельности, классных руководителей, педагогов дополнительного образования.
Правда, здесь есть одна проблема, о которой заместитель министра не говорила: согласно действующему законодательству педагоги дополнительного образования не имеют права на получение пенсии за выслугу лет. И пока эта коллизия не разрешится, трудно ожидать, что уволенные учителя пойдут работать в эту сферу.
И все же, по мнению Е.Чепурных, пришла пора возрождать клубы по месту жительства и детские общественные организации. Последние должны создаваться в каждой школе по инициативе снизу и объединяться, как выразилась Елена Евгеньевна, во «всероссийскую зонтичную организацию».
В общем, стратегия образовательного ведомства в борьбе с детской безнадзорностью не отличается новизной подходов. Настораживает и декларативно-формальный характер работы.
Провозглашая те или иные цели – например, увеличение часов на физкультуру в школах, – министерство зачастую не предлагает конкретных путей их достижения. Конечно, 600 млн рублей, выделяемых ежегодно на паритетных основах из федерального и региональных бюджетов на приобретение спортинвентаря, – сумма немалая. Но никто при этом не продумал пути решения сопутствующих проблем. Речь идет о выделении дополнительных средств на оплату труда учителей физкультуры, о нехватке спортивных залов в школах, о необходимости совершенствовать содержание и методику преподавания физической культуры.
Руководители органов управления образованием (и прошедшая коллегия не стала исключением) неоднократно обращались к Владимиру Филиппову с просьбой организовать программу приобретения автобусов для доставки в школы сельских детей – аналогично вышеупомянутой спортивной. Расходы на эти цели в регионах немалые. И помощь федерального центра не оказалась бы лишней, но пока дело не сдвигается с мертвой точки. А сколько детей в сельской местности не посещают школу из-за отсутствия или нехватки школьных автобусов, никто не считал.
Подводя итоги обсуждения, Галина Карелова указала на приоритетные задачи в решении проблем профилактики детской безнадзорности и правонарушений. Прежде всего это координация усилий различных ведомств: МВД, Минобразования, Минздрава и Минтруда.
Не менее актуальной остается и задача привлечения общественности к решению этих вопросов – общественности в самом широком смысле этого слова: волонтеров из числа студентов педвузов и даже бизнесменов.
По свидетельству Г.Кареловой, правительство намерено выступить с обращением ко всем российским предпринимателям с тем, чтобы в период летних каникул они предоставляли рабочие места для подростков. В этом году в федеральном бюджете на эти цели выделено 570 млн рублей, что позволит трудоустроить около 900 тыс. подростков, в то время как желающих – 1 млн 600 тыс.
Трудно не согласиться с Галиной Кареловой, по мнению которой «бесполезно надеяться на позитивные изменения в экономике и политике страны до тех пор, пока есть брошенные дети». Поэтому, совершенствуя систему общего и дополнительного образования, приближая ее к интересам ребенка, нельзя забывать и о работе с семьями.
В ближайшее время правительство намерено пересмотреть государственную семейную политику – по словам вице-премьера, она устарела и не отвечает задачам современного этапа.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"