Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №45/2003

Первая тетрадь. Политика образования


ШКОЛА И ОБЩЕСТВО 

Александр АДАМСКИЙ

Давать возможности – и принимать идеи

Именно так можно эффективнее всего управлять системой образования. Но у нас пока все получается наоборот

Английская газета Educational Gardian сообщила, что в правительстве Соединенного Королевства появилась новая должность. Это не министр по делам нового устройства в Ираке и даже не член кабинета по новой экономической или антитеррористической политике. Премьер-министр Тони Блэр продолжает удивлять мир своей образовательной политикой. Обеспокоенный проблемой прогулов в школах, безграмотностью и уровнем преступности среди детей, глава правительства Ее Величества ввел пост министра для детей.

Ожидают, что этот пост предложат бывшему министру по социальному обслуживанию и проблемам молодежи Полу Ботену, который сегодня является генеральным директором государственного казначейства.
Корреспондент Educational Gardian Тэш Шифрин сообщает, что мистер Блэр последовал рекомендациям лорда Лемминга, который предложил создать в сердце правительства возглавляемый министром Совет детей и семей, куда бы вошли представители правительственных департаментов, отвечающих за сферу услуг для детей.
Новый министр будет работать в департаменте образования, отвечать за социальное обслуживание детей и за работу с детьми, взяв на себя часть функций департамента здравоохранения и департамента труда и пенсионного обеспечения.
Для нас перестройка в правительстве Ее Величества интересна тем, что она показывает не только общую направленность государственной политики в области образования, но прежде всего методологию, способы работы, поиск наиболее эффективных решений на государственном уровне.

Мы критикуем наши органы государственной власти за то, что они пытаются решить проблемы в области образования слишком механически – как в старые советские времена, переделывая всю систему по новым шаблонам. Ведомство ищет наиболее оптимальный вариант устройства школы со своей точки зрения и по этим идеальным, как кажется чиновникам и их советникам, лекалам отливает в металле всю иерархию отношений внутри системы образования. И все время ничего не получается. Не получилось с 12-леткой, со стандартами, не очень здорово получается с ЕГЭ, не получится и с профилями.
И дело не в самих идеях переустройства.
Если мы всерьез, а не на словах собираемся строить гражданское общество или уже его строим, то кроме собственности на землю, вообще собственности, демократической системы выборов и открытости государства важно создать систему образования – как проектную модель этого самого гражданского общества.
И управление такой системой образования, а особенно ее изменениями не в том, чтобы разработать до деталей чертежи будущей системы образования и заставить всех строго следовать по намеченным маршрутам, а в том, чтобы дать свободу и возможность учителям и их партнерам – родителям и ученикам – выработать общие цели, найти средства для их достижения и оценить свою совместную деятельность.
Руководить не миллионной армией учителей, директоров, учеников и родителей, а создавать возможности для всех, кто вовлечен в образование, договариваться друг с другом относительно совместной деятельности.
Не готовы?
Не все готовы?
Значит, начнем с тех, кто готов и кому надо лишь немного помочь, – с элиты, с попечителей, с учителей и директоров, которые вовлечены в инновационную деятельность. Поможем им, тем более если у них уже есть свои инициативы.
Именно здесь проходит водораздел в образовательной политике: либо поддержка инициатив, либо жесткое навязывание «идеальных» решений.
И здесь мы снова вернемся к английскому примеру.
Не идеализируя английской бюрократии (там тоже хватает волокиты и администрирования), надо отметить, что общая направленность нынешней британской образовательной политики – в следовании общественному настрою и во влиянии на него.
Именно для влияния на общественный настрой и работают британские чиновники, для них это важнейшая, если не главная задача. Не просто убедить общество в том или ином решении, а вырастить это решение внутри общества.
Если для этого – именно для этого – необходим новый министр, он появляется. Но не для того, чтобы возник новый источник бюрократической инициативы, а для того, чтобы диалог с гражданами был точнее сфокусирован.
…Чем меньше связаны между собой общественные настроения и действия бюрократии, тем больше денег придется потратить на внедрение очередной административной инновации.
И в результате возникнет нечто прямо противоположное замыслу.
Потому что сами по себе вещи не бывают плохими или хорошими, только наше размышление делает их таковыми, писал Шекспир.
А уж если что-то возникает не в результате наших поисков и размышлений, а исключительно по воле сверху – это «что-то» автоматически приобретает характер насилия и отторгается людьми. И тогда их приходится заставлять.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"