КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
КОНТРАМАРКА В ПЕРВЫЙ РЯД
Нематериальная форма первой
степени
На Чеховском фестивале в Москве –
японский танцевальный сезон
СЦЕНА ИЗ СПЕКТАКЛЯ “КУДА ПЛЫВЕТ
ТРОСТНИК”
Запад есть Запад, Восток есть Восток, и
вместе им не сойтись.
Ну, вместе не вместе, а рядом быть им –
непременно. По крайней мере в танцевальной
программе V Международного театрального
фестиваля имени А.П.Чехова. Из четырех уже
показанных спектаклей три – из Японии. И не
случайно. В рамках фестиваля впервые проходит
«Японский сезон в России». В ноябре – декабре 2002
года в Стране восходящего солнца состоялся
триумфальный «Русский сезон», в котором приняли
участие звезды российского балета, «Мастерская
Петра Фоменко», Театр на Таганке, Краснодарский
театр оперы и балета, а также выставка «Чехов и
Художественный театр». И вот теперь – ответный
визит. Наряду с театрами Кабуки и Но японская
сторона представила и несколько танцевальных
проектов.
Лучшего при наших сегодняшних настроениях,
кажется, и придумать нельзя. В минуты роковые
Запад (пусть даже такой относительный, как мы)
жадно ищет в искусстве Востока чуда
умиротворения, гармонии. И в этом смысле нет
средства лучше, чем традиционное искусство
«Кагура», чье предназначение – молиться о
восстановлении жизненных сил. В древние времена
японцы исповедовали шаманизм. Считалось, что в
шаманов в состоянии экстаза переселяются боги и,
общаясь с духами умерших, успокаивают их.
Постепенно эти ритуалы превратились в
театральное искусство «Кагура». В 1976 году труппа
«Таячинэ-такэ-Кагура» удостоена звания
народного культурного наследия нематериальной
формы первой степени. Театр дает 50–60
представлений в год, включая зарубежные
гастроли, участвует в театральных и храмовых
праздниках, в различных ритуалах.
Традиционные костюмы. Маски. Японские барабаны и
отрешенный звук флейты. Выразительные средства
скупы, но не бедны. Ритмическая ворожба.
Характерный шаг, как бы ощупывающий, пробующий
земную твердь.
Шедевр из шедевров – Гонгэн-май – Танец
воплощенной богини. Воплощение через
переодевание. При помощи подручного актер
постепенно облачается в драпировку, увенчанную
ритуальной маской льва. Куда уж, кажется, проще.
Но что-то магическое кроется в этом примитивном
на первый взгляд процессе. Ни пафоса, ни пряного
восточного кокетства, ни тени стилизаторского
жеманства. Подлинное, веками отфильтрованное
мастерство. Неспешный ритм, едва уловимый жест и
– полная концентрация. Это последнее, пожалуй,
самое таинственное. Непостижимое и в то же время
манящее, вожделенное. То, чего жаждет, но не в
состоянии перенять суетный Запад.
Раздираемый противоречиями, истощенный
кризисами, в поисках утраченной гармонии,
целостности сознания, Запад то и дело примеряет
на себя древние восточные одежды. Незапятнанное
сознание священности и чувственности попытался
вернуть человеку финский хореограф Теро
Сааринен. Солист Национального балета Финляндии,
один из самых блистательных танцовщиков своего
поколения, прослужив в театре семь лет, в 1992 году
покинул престижную труппу и отправился все в ту
же Японию изучать традиционный танец и
знаменитый стиль буто. С 1996-го у него собственный
коллектив. Спектакли Сааринена с успехом идут в
театрах Финляндии, Франции, Германии, Израиля.
В программе Чеховского фестиваля со своими
танцовщиками и музыкантами из Японии и Сенегала
он представил шоу «Kaze» («Ветер»). Своеобразный
гимн телесной свободе и – политкорректности. Всё
смешалось в этом спектакле: Европа, Азия, Африка.
Джаз, модерн, буто. Античная вазопись и хип-хоп.
Хай-тэк и акустика. Ирония и патетика. Всем и
всему есть место на земле, а если некуда девать
энергию, можно что есть мочи лупить в барабаны.
Японский ударник-виртуоз Яс-Каз и африканские
тамтамы приводят зал в исступление. Тела
танцовщиков – точно наполняемые ветром холщовые
паруса. А может, гонимые ветром перекати-поле.
Ветер несет их невесть куда. Ни забот, ни дум, ни
эмоций. Тягучая плавность на восточный манер и
рефлексия – на западный.
Однако не только Запад играет с Востоком. Все
чаще японцы постигают премудрость современного
танца в Европе. И то, что молодой хореограф Икуё
Курода училась в Лабан-Центре в Великобритании,
наложило отпечаток на первую ее самостоятельную
постановку под названием «Side B». Мотивы Театра
Кабуки и английское название. Средневековый
клавесин и надрывная нервозность европейского
экспрессионизма. Характерные движения танца
модерн и нарочитое уродство буто. Этот стиль
нетрадиционного японского танца рожден шоком и
позором Второй мировой войны. Рожден как
отчаянная попытка послевоенного поколения
творчески выразить себя. Буто заведомо
дисгармоничен. Движения раскоординированны,
алогичны.
На сцене шесть танцовщиц в черных платьях с
кровавым подбоем. Вернее, пять – и одна.
Противостояние во всем. Мир враждебен человеку, и
тот бьется в конвульсиях, и бегает по кругу, и
черты его искажены мукой, и рот раздираем
беззвучным криком… Девушки все пытаются
подняться на пуанты, да не тут-то было. На ногах у
них громоздкие кроссовки. И скулят, косолапые,
жалобно. И хохочут, бедняги, истерично.
Науку contemporary Икуё Курода, в общем, усвоила. «Side B»
вполне можно зачесть в качестве экзамена на
аттестат зрелости. Во всяком случае, если не
знать ничего в данной области созданного,
впечатление может оказаться сильным.
Европейская философская мысль побудила к
творчеству и еще одну японку – корифея
современного японского танца Рейко Ното. Мотивом
для балета «Куда плывет тростник» послужили идеи
Блэза Паскаля о «мыслящем тростнике». Притчу о
пути человеческом между бесконечностью и
ничтожеством хореограф попыталась передать
пластически. Между тем это меланхолично красивое
зрелище таит в себе противоречие. Тысячелетнюю
мудрость Востока и христианское миропонимание в
одну телегу, извините, не впряжешь. Ну нельзя!
Никак нельзя! Внутренняя связь, внутренний нерв
теряется. К тому же избранный хореографом
замедленный ритм требует куда более мощной
внутренней энергетики. Той самой концентрации,
которая создала чудо в танцах «Кагура» и которая
так и не далась Рейко Ното. Это что-то вроде
мхатовской паузы: взял, так держи. Не получилось.
Может, и правда: Запад есть Запад, Восток есть
Восток, и вместе им не сойтись.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|