Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №43/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

КЛАСС-МЕДИА 
 

Детско-молодежная пресса стала массовым и повсеместным явлением нашей жизни. Редкая школа, тем более гимназия, лицей, районный или городской Дом творчества обходятся без выпуска собственной газеты, журнала, альманаха. А ведь существует еще огромное количество абсолютно самодеятельных, ни к какой организации не приписанных изданий...
Крупнейшее объединение детских самодеятельных изданий – Лига юных журналистов России, созданная в 1992 году. Сегодня она насчитывает более 20 000 участников из почти 50 регионов страны, более 2000 региональных и школьных изданий, суммарный тираж которых 1 500 000 экземпляров. В лигу также входят 30 детских телевизионных редакций, 12 радиопрограмм.
На второй конкурс школьной прессы, проходивший в Москве в начале апреля, было представлено более 300 изданий из 30 регионов (56 территорий) России, из Беларуси и Казахстана. Среди участников – 11 сельских школ. Тираж газет колеблется от одного экземпляра (ручная работа) до тысячи (114 изданий). Самая тиражная – “Большая перемена” из поселка Тарко-Сале Пуровского района Ямало-Ненецкого АО (3919 экз.). Редакция существует уже восемь лет и по-прежнему владеет всего одним компьютером.
Возраст авторов колеблется от 8 лет до 18.

 

 

Евгений РУДНЕВ,
руководитель издательского проекта “Задняя парта”, лицей № 2
Астрахань

Страницы для многих голосов

Школьные издания формируют не только умения и навыки, но и отношения между детьми

Что такое газета в школе? Целенаправленное создание условий для получения опыта теми, кто планирует поступать на журфак? Реализация одного из направлений современной школы – проектирования? Способ, позволяющий сделать знания, полученные в аудитории, прикладными? Взрослая игра, включаясь в которую дети растут интеллектуально? Учебно-образовательный аналог одного из институтов гражданского общества – свободной прессы, способствующей созданию демократического уклада? Однозначного ответа нет…
Нетрудно собрать детские сочинения и выпустить литературный альманах. Но такое издание вряд ли найдет большое количество почитателей. Работа в нем становится прерогативой “избранных” – литературно одаренных детей. Да и читателю трудно соответствовать уровню.
О чем же писать в школьной газете? Изо дня в день в школу приходят ученики и по составленному для них расписанию учат, повторяют, отвечают, если повезет, спорят и рассуждают. Иногда случаются конкурсы, вечера. Разве может все это сделать содержание газеты разнообразным?
Существует масса современных технологий, обеспечивающих читательский успех, но феномен школы в том, что здесь учатся и работают люди разных возрастов, с различным опытом, взглядами, и часть общепринятых законов не срабатывает. К тому же для детей все впервые, и, если увлекаешься поучениями, ничего не получается.
Я не хочу подробно говорить о своем опыте, потому что каждый опыт уникален и неповторим. Но для меня как для руководителя издательского проекта главное – превратить газету в объединяющую идею, через которую можно раскрыть способности ребят, дать возможность почувствовать себя самим собой, свободным, без бравады и унижения окружающих. Для меня газета в школе – это огромное образовательное пространство, именно через нее можно развивать те самые компетенции, о которых так много сейчас говорят.
Сегодня школьное издание – одна из немногочисленных возможностей в российской школе отрабатывать на практике многие умения и развивать критическое и творческое мышление. Одно дело, когда ты на уроках в искусственных условиях упражняешься в правилах русского языка или анализируешь текст, другое дело – когда в реальной жизни тебя никто не ограничивает и ты должен принимать самостоятельно решения, выстраивать свои рамки поведения, фильтровать обилие информации, видеть проблему и находить выход из нее, желательно не один.
Ко мне приходят и те, кто хочет просто рисовать, писать, те, кому нравится общаться и беседовать, те, у кого есть коммерческие способности – одним словом, разные. Важно увидеть в каждом что-то, почувствовать, чем интересен данный ребенок.
Газета в школе может поддерживать такой дух отношений, при котором все понимают, что они разные и что многоголосие и многостилистичность – явление нормальное и желаемое.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru