ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Новые книги
ДЕТСКИЙ СБОРНИК.
Статьи по детской литературе и антропологии
детства.
Составители Е.В.Кулешов, И.А.Антипова. Москва, ОГИ,
2003
Сборник составлен по
материалам трех конференций, которые
проводились в 1999-2001 годах кафедрой детской
литературы Санкт-Петербургского
государственного университета культуры и
искусств. Основная проблематика представленных
в сборнике статей связана с исследованием
диалога между взрослым и ребенком, протекающего
непрерывно и осуществляющегося в бесконечно
разнообразных формах. Этот диалог зачастую
выглядит довольно просто и однозначно – причем
не только в массовом сознании, но и в трудах
специалистов, и именно это является лучшим
подтверждением необходимости таких
исследований, результаты которых могут изменить
многие привычные представления о взаимодействии
мира детей и мира взрослых.
В предисловии составители сборника сразу
отмечают, что «произведение детской литературы
– текст, написанный взрослым для ребенка, –
представляет собой явление особого рода –
коммуникацию, при которой собеседники
принципиально не равны». Кроме того, ребенок
несвободен в выборе текстов для чтения –
«детское чтение» есть в первую очередь
производное от родительского выбора и
педагогических программ.
Специфика восприятия художественных
произведений детьми заключается в том, что идеи,
стереотипы, установки усваиваются ими во многом
бессознательно. Тексты, услышанные или
прочитанные в детстве, представляют своего рода
«мины замедленного действия», ибо оказывают
влияние на мировоззренческие и поведенческие
стереотипы человека во многом помимо его воли, в
обход осмысленной работы по оценке и отбору
информации.
В сборнике более сорока статей, представляющих
историю детской литературы, исследования по
истории детской книги, статьи о происхождении
детских ритуалов и культа Деда Мороза.
Большой цикл статей сборника посвящен истории
детской литературы в России: о составе «Азбуки
учебной» XVIII века, о детских поздравительных
стихах XIX века, о В.Ф.Одоевском и Лидии Чарской. В
статье Я.Э.Ахапкиной «Метадетская
металитература» анализируются сборники
«золотых сочинений», которые издавались в России
с 1836 года. Я.Э.Ахапкина на примерах показывает,
что ни формулировки тем, ни ошибки в планах и
текстах не устаревают и планомерно
воспроизводятся каждым новым поколением
преподавателей и учеников. Как сами тексты
опубликованных в XIX – начале XX века сочинений,
так и планы к ним (со всеми ошибками –
логическими, стилистическими, фактическими)
кажутся до боли знакомыми и современному
преподавателю русского языка и литературы.
Отличаются же они только тем, что в XIX веке
школьникам предлагалось гораздо больше тем по
литературе XVII–XVIII веков.
Авторы пишут о том, что особую остроту и
драматизм проблема диалога между взрослыми и
детьми приобретает при обращении к советской
детской литературе и – шире – к феномену
советского детства. Ведь детская субкультура
априорно понималась как производное от
конструкций, создаваемых взрослыми, и
формирование советского человека посредством
литературы проходило с невиданными до тех пор
стараниями.
Однако опыт нового прочтения произведений
советской детской литературы показывает, что
«однодневки, конъюнктурные поделки утонули в
Лете», а подлинное искусство слова, «советская
классика» со временем вдруг высвечиваются
совершенно иными красками, неожиданно
приобретают новый смысл. Это относится и к
отраженным в детской литературе реалиям жизни, и
к мифам «социального заказа». Так, А.П.Ефремов в
статье «Евангельский сюжет в повести А.П.Гайдара
“Школа”» замечает, что «идеологические
заклинания окуклили, покрыли скорлупой писателя
и его героев, однако время не ушло и стоит
вглядеться в них попристальнее». Герои
произведений А.П.Гайдара живут и действуют по
законам, весьма далеким от принятых и допустимых
в советской детской литературе. Трагизм
неразрешимых противоречий в судьбах
гайдаровских мальчиков (и трагический опыт жизни
самого А.П.Гайдара) не подлежал анализу и
обсуждению, как нечто непозволительное и
малопристойное.
Новое прочтение хрестоматийных произведений
С.Я.Маршака, А.П.Барто, Е.Шварца, включение в
литературоведческий анализ произведений
современной детской литературы – книг Ю.Коваля,
О.Григорьева и многих других писателей и поэтов,
– представление их творчества в неожиданном
ракурсе, а наблюдений – свободными от
идеологических штампов могут помочь учителям
словесности сделать уроки литературы
интересными и современными.
Так, например, в статье «Тибулл и Тиберий в
московской бане: к семантике культурного имени в
детском тексте» М.С.Костюхина, обсуждая повести
Ю.Коваля, замечает: «Поле, создаваемое
культурно-историческими ассоциациями, – это не
только “площадка” для словесно-звуковых игр...
Культурное поле, словно эхо, продолжает звучать в
пространстве. Внешне комическое восприятие
высоких имен помогает парадоксальным образом
прозреть смысл совершающегося действия». А в
статье «Эволюция представлений о грехе в детской
литературе» А.П.Ефремов пишет о нравственных
установлениях в детской литературе за последние
триста лет – от «Стихов учительных» конца XVII
века до «Денискиных рассказов» В.Драгунского.
Психологический анализ обложек детских книг,
проведенный М.В.Осориной, приводит ее к выводу:
иллюстрации и дизайн книжных обложек могут
вместо приветливого приглашения к чтению
выражать потаенные переживания автора, став
зоной утечки неосознаваемой и разрушительной
для контакта с читателем информации. Сопоставив
обложки советского «Букваря» и «Азбуки» А.Бенуа,
автор пишет, что «неприятную психологическую
суть обложки «Букваря» дети чувствуют сердцем, а
информацию, на которой это чутье основано, они
«считывают» с картинки примерно так же, как
распознают смысл невербального поведения
человека в обыденной жизни». Что же сообщает
ребенку об учении в школе обложка «Букваря»? Что
школа – это жесткая система, в которой нужно
делать хорошую мину при плохой игре, что оттуда
не вырваться». Обложка букваря для миллионов
первоклассников может из года в год украшаться
картиной, смысл которой близок к известному
изображению на электрических столбах – череп и
скрещенные кости: «Опасно!», «Не влезай – убьет!».
Что же конструктивное, а не разрушительное можно
пообещать ребенку, который берет в руки букварь?
На примере «Азбуки в картинках Александра
Бенуа», изданной в 1902 г., М.В.Осорина показывает,
что Александр Бенуа сообщает ребенку, что чтение
– это светлое, праздничное дело, что читающие
дети становятся похожими на ангелов, что им
открывается через книги многоликий культурный
мир, что не надо забывать: книга – вымысел. И еще:
книга бывает привлекательнее игрушек.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|