Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №42/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Новые книги

ДЕТСКИЙ СБОРНИК.
Статьи по детской литературе и антропологии детства.
Составители Е.В.Кулешов, И.А.Антипова. Москва, ОГИ, 2003

Сборник составлен по материалам трех конференций, которые проводились в 1999-2001 годах кафедрой детской литературы Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. Основная проблематика представленных в сборнике статей связана с исследованием диалога между взрослым и ребенком, протекающего непрерывно и осуществляющегося в бесконечно разнообразных формах. Этот диалог зачастую выглядит довольно просто и однозначно – причем не только в массовом сознании, но и в трудах специалистов, и именно это является лучшим подтверждением необходимости таких исследований, результаты которых могут изменить многие привычные представления о взаимодействии мира детей и мира взрослых.
В предисловии составители сборника сразу отмечают, что «произведение детской литературы – текст, написанный взрослым для ребенка, – представляет собой явление особого рода – коммуникацию, при которой собеседники принципиально не равны». Кроме того, ребенок несвободен в выборе текстов для чтения – «детское чтение» есть в первую очередь производное от родительского выбора и педагогических программ.
Специфика восприятия художественных произведений детьми заключается в том, что идеи, стереотипы, установки усваиваются ими во многом бессознательно. Тексты, услышанные или прочитанные в детстве, представляют своего рода «мины замедленного действия», ибо оказывают влияние на мировоззренческие и поведенческие стереотипы человека во многом помимо его воли, в обход осмысленной работы по оценке и отбору информации.
В сборнике более сорока статей, представляющих историю детской литературы, исследования по истории детской книги, статьи о происхождении детских ритуалов и культа Деда Мороза.
Большой цикл статей сборника посвящен истории детской литературы в России: о составе «Азбуки учебной» XVIII века, о детских поздравительных стихах XIX века, о В.Ф.Одоевском и Лидии Чарской. В статье Я.Э.Ахапкиной «Метадетская металитература» анализируются сборники «золотых сочинений», которые издавались в России с 1836 года. Я.Э.Ахапкина на примерах показывает, что ни формулировки тем, ни ошибки в планах и текстах не устаревают и планомерно воспроизводятся каждым новым поколением преподавателей и учеников. Как сами тексты опубликованных в XIX – начале XX века сочинений, так и планы к ним (со всеми ошибками – логическими, стилистическими, фактическими) кажутся до боли знакомыми и современному преподавателю русского языка и литературы. Отличаются же они только тем, что в XIX веке школьникам предлагалось гораздо больше тем по литературе XVII–XVIII веков.
Авторы пишут о том, что особую остроту и драматизм проблема диалога между взрослыми и детьми приобретает при обращении к советской детской литературе и – шире – к феномену советского детства. Ведь детская субкультура априорно понималась как производное от конструкций, создаваемых взрослыми, и формирование советского человека посредством литературы проходило с невиданными до тех пор стараниями.
Однако опыт нового прочтения произведений советской детской литературы показывает, что «однодневки, конъюнктурные поделки утонули в Лете», а подлинное искусство слова, «советская классика» со временем вдруг высвечиваются совершенно иными красками, неожиданно приобретают новый смысл. Это относится и к отраженным в детской литературе реалиям жизни, и к мифам «социального заказа». Так, А.П.Ефремов в статье «Евангельский сюжет в повести А.П.Гайдара “Школа”» замечает, что «идеологические заклинания окуклили, покрыли скорлупой писателя и его героев, однако время не ушло и стоит вглядеться в них попристальнее». Герои произведений А.П.Гайдара живут и действуют по законам, весьма далеким от принятых и допустимых в советской детской литературе. Трагизм неразрешимых противоречий в судьбах гайдаровских мальчиков (и трагический опыт жизни самого А.П.Гайдара) не подлежал анализу и обсуждению, как нечто непозволительное и малопристойное.
Новое прочтение хрестоматийных произведений С.Я.Маршака, А.П.Барто, Е.Шварца, включение в литературоведческий анализ произведений современной детской литературы – книг Ю.Коваля, О.Григорьева и многих других писателей и поэтов, – представление их творчества в неожиданном ракурсе, а наблюдений – свободными от идеологических штампов могут помочь учителям словесности сделать уроки литературы интересными и современными.
Так, например, в статье «Тибулл и Тиберий в московской бане: к семантике культурного имени в детском тексте» М.С.Костюхина, обсуждая повести Ю.Коваля, замечает: «Поле, создаваемое культурно-историческими ассоциациями, – это не только “площадка” для словесно-звуковых игр... Культурное поле, словно эхо, продолжает звучать в пространстве. Внешне комическое восприятие высоких имен помогает парадоксальным образом прозреть смысл совершающегося действия». А в статье «Эволюция представлений о грехе в детской литературе» А.П.Ефремов пишет о нравственных установлениях в детской литературе за последние триста лет – от «Стихов учительных» конца XVII века до «Денискиных рассказов» В.Драгунского.
Психологический анализ обложек детских книг, проведенный М.В.Осориной, приводит ее к выводу: иллюстрации и дизайн книжных обложек могут вместо приветливого приглашения к чтению выражать потаенные переживания автора, став зоной утечки неосознаваемой и разрушительной для контакта с читателем информации. Сопоставив обложки советского «Букваря» и «Азбуки» А.Бенуа, автор пишет, что «неприятную психологическую суть обложки «Букваря» дети чувствуют сердцем, а информацию, на которой это чутье основано, они «считывают» с картинки примерно так же, как распознают смысл невербального поведения человека в обыденной жизни». Что же сообщает ребенку об учении в школе обложка «Букваря»? Что школа – это жесткая система, в которой нужно делать хорошую мину при плохой игре, что оттуда не вырваться». Обложка букваря для миллионов первоклассников может из года в год украшаться картиной, смысл которой близок к известному изображению на электрических столбах – череп и скрещенные кости: «Опасно!», «Не влезай – убьет!».
Что же конструктивное, а не разрушительное можно пообещать ребенку, который берет в руки букварь? На примере «Азбуки в картинках Александра Бенуа», изданной в 1902 г., М.В.Осорина показывает, что Александр Бенуа сообщает ребенку, что чтение – это светлое, праздничное дело, что читающие дети становятся похожими на ангелов, что им открывается через книги многоликий культурный мир, что не надо забывать: книга – вымысел. И еще: книга бывает привлекательнее игрушек. 


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru