Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №42/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 
НАШИ КОНСПЕКТЫ

Секреты легкого дыхания

Профессиональные аспекты здоровья учителя

Здоровье учителя

По данным абсолютного большинства исследований здоровье как декларируемая ценность находится на первом месте практически у всех людей. Но более подробное исследование реального отношения к своему здоровью показывает несколько иную картину.
Взрослые люди, как правило, здоровьем занимаются по остаточному принципу – когда остается время; по принципу «жареного петуха» – когда мы заболеваем и организм начинает мешать выполнению определенных социальных функций, нарушает планы. Более серьезно взрослые относятся к здоровью своих детей, но при этом, как правило, не имеют достаточной информации о том, как именно его сохранять. (К тому же большинство медицинских рекомендаций носит трудновыполнимый характер.)
Что касается учителей, то здесь надо дополнительно остановиться на специфике их работы и профессиональных заболеваний.
Учителя как специфическая профессиональная и социокультурная группа находятся на стыке обострившегося ныне «конфликта поколений», являясь своеобразным «буфером» между взрослым сообществом и молодым поколением. Это неизбежно ведет к ситуации постоянного ценностного конфликта, становящегося основой любых проблем жизнедеятельности, но в данном случае особенно обостренного. Если мы скажем, что учитель постоянно находится в стрессовой ситуации, то нисколько не погрешим против реальности.
В качестве сопутствующих профессиональных проблем следует назвать: сильную загруженность по основному (и как правило единственному) месту работы, необходимость систематической корректировки образовательных программ, зачастую сложный психологический климат в коллективе, долгое нахождение в позе «стоя», большая нагрузка на горло и т.п. Как следствие, при отсутствии дополнительной работы с собой, вне создания неких компенсаторных механизмов, происходит неизбежное увеличение психосоматических заболеваний, на основе которых развиваются все прочие.
Все это приводит к тому, что к 40–45 годам очень мало кто из учителей может похвастать своим здоровьем.
К наиболее распространенным проблемам и заболеваниям, встречающимся у педагогов, следует отнести: проблемы, связанные с переутомлением нервной системы (хроническая усталость, невозможность расслабиться, нарушение сна и т.п.); проблемы, связанные с опорно-двигательным аппаратом (общая усталость и тяжесть в ногах, нарушение подвижности в суставах и т.п.); проблемы, связанные с позвоночником (неприятные ощущения в области позвоночника, остеохондроз, сколиоз, нарушение осанки и т.п.); проблемы, связанные со зрением (быстрая утомляемость, снижение зрения и т.п.); проблемы, связанные с голосовым аппаратом и большой голосовой нагрузкой (частые простуды, лорингит и т.п.).
«В обследовании М.В. Журавкиной группа 38,6% учителей начальных классов и 40,8% работающих в старших классах проявили высокий уровень невротизма (состояние, связанное с эмоциональной неустойчивостью, низким самоуважением); соответственно 72,5% и 59,3% – высокий уровень тревожности (эмоциональное состояние, связанное с напряженностью и страхом). Постоянное нервно-психическое напряжение приводит к хроническим заболеваниям: 80% учителей Санкт-Петербурга страдают болезнями нервной системы, расстройства зрения, сердечно-сосудистыми и кишечными заболеваниями».
В этой ситуации работа, направленная на развитие психофизической культуры личности, на развитие умения видеть и использовать резервы своего организма (а не тратить время на то, чтобы заработать деньги на лекарства), может, на наш взгляд стать одним из важнейших направлений, способных обеспечить «примирение» человека с самим собой и вернуть здоровье. И в первую очередь это необходимо для учителей, постоянно находящихся в сложной психологической ситуации, действующих на стыке «разных культур» и вынужденных согласовывать и «примирять» эти культуры, эти отношения (коллег, детей, родителей). Кстати, одна из целей школьного учителя – воспитать здоровых учеников. А это может сделать не столько человек, владеющий знаниями по предмету и методикам воспитания, сколько человек, обладающий здоровьем и знающий, как его сохранить.

Начинать работу по восстановлению здоровья необходимо со знакомства со своим организмом на практическом уровне.
Основами любой оздоровительной практики являются:
– знание своего организма на уровне личного опыта, а не только информации из книжек, от врачей и т.п.;
– знание в первую очередь внутренних механизмов: саморегуляции, дыхания, пищеварения и т.п., а не болезней;
– умение чувствовать, слышать, понимать и доверять своему организму;
– умение правильно пользоваться и развивать механизмы саморегуляции, самовосстановления.

Начало работы по восстановлению физического здоровья предполагает: знакомство с базовыми процессами своего организма: дыхание, сердечная деятельность, пищеварение и т.п.; освоение базовых практик: расслабления, дыхания, концентрации внимания.

Напряжение и расслабление

Один парень подбегает к другому и спрашивает: «Слушай, у тебя травки нет?» – «Не пользуюсь!» – «А выпить?» – «Не пью». – «Ну сигарета-то есть?» – «Не курю». Парень полностью обалдевает: «Слушай, а как же ты тогда расслабляешься?» – «А я не напрягаюсь».
Удивление спрашивающего вполне понятно: люди, которые живут, не напрягаясь, – большая редкость, а традиционные способы снятия напряжения – именно такие, как он назвал.
В массовых программах обучения детей (а уж тем более взрослых) отсутствуют программы развития умений напрягаться и расслабляться конструктивными способами. Иногда их используют специалисты (например, психологи в качестве элементов аутотренингов, психологических тренингов). Но, к сожалению, подобные практики не имеют пока широкого распространения. И получается, что наш организм в течение жизни все больше и больше напрягается. И в результате практически все действия мы совершаем через избыточное (ненужное в данном случае) напряжение.
Чтобы научиться расслабляться и действовать «правильно» (без излишнего напряжения), необходимо для начала обратиться к своему опыту. (Дело в том, что наш организм сохраняет интуитивное знание того, как действовать правильно. Но, к сожалению, мы редко обращаемся к нему.) Многим известны такие способы расслабления, как: попить воды, глубоко вздохнуть, сосчитать до десяти, погулять, послушать музыку, выговориться. В процессе этих простейших действий человек начинает испытывать облегчение, успокаиваться, внимание переключается, он может более спокойно оценивать ситуацию и т.п. Общим для всех названных процессов является то, что для расслабления используются активные способы, действия, приносящие удовольствие. И в результате человек чувствует себя легче. У каждого есть также опыт активных физических действий, которые просто приносят удовольствие независимо от ситуации, действия, которые нравится делать, которые человек знает как, когда и сколько делать: зевнуть, потянуться, погулять, побегать, поплавать, покопать «в удовольствие» и т.п. Это действия, при которых человек испытывает мышечную радость, действия, которые требует сам организм. И в итоге ощущение комфорта только нарастает.
Есть еще одно средство расслабления – улыбка. Это невероятно мощное средство общения. Если мы находимся в другой стране или среди незнакомых людей, то искренняя улыбка, идущая от кого-то другого, немедленно заставляет нас почувствовать себя легче, как если бы мы оказались в кругу друзей. Получив теплую и дружескую улыбку, мы расслабляемся и снижаем уровень своей защиты. Это активизирует реакцию расслабления, производя изменения на уровне всех физиологических систем организма.
В той же степени улыбка эффективна как целительное средство и при общении с самим собой. К сожалению, сигналы, посылаемые самому себе, не всегда бывают положительными. В современном обществе распространены неприязнь к самому себе и низкая самооценка, которые могут оказывать не только психологическое и социальное воздействие, но и существенно влиять на здоровье. Многим тяжелым заболеваниям часто предшествуют длительные периоды хронических отрицательных эмоций.
Если же мы обратим свое сознание внутрь и улыбнемся себе, это приведет в действие цепочку положительных физиологических изменений, связанных с реакцией расслабления.
Это и называется «совершение активного действия через расслабление». Его результат – комфортное состояние и удовольствие. В принципе абсолютно все действия могут быть совершены с помощью механизма, который дан нам природой.
Мы же, как правило, совершаем большинство действий через напряжение, постоянно преодолевая собственные зажимы, нарастающие годами.

Основной механизм, управляющий жизненной энергией организма, – дыхание. Во многих философских, культурных и других системах дыхание – синоним жизни. Это физиологический процесс, которым мы можем управлять сознательно, в отличие от сердцебиения, пищеварения, роста и т.п. Похоже, что данный механизм изначально создан как переходный от тела к сознанию.
Так каким же должно быть дыхание? Что такое правильное дыхание?
Критериев и способов описать правильное дыхание необычайное множество, но, к сожалению, пользоваться ими сложно, поскольку данный целостный процесс описан в литературе «по частям».
Для более простого описания воспользуемся опытом, имеющим все же более целостный характер, чем логические построения. Проще всего обратиться к опыту тех, кто владеет этим правильным дыханием, это практически все дети до года и большинство детей до трех лет. Их дыхание отличается от дыхания взрослого тем, что они дышат (если смотреть) в основном животиком, а если постараться почувствовать их дыхание, то мы обнаружим, что дышат они всем телом сразу. Т.е. на научном языке это означает, что дышат они в первую очередь диафрагмальным дыханием. Живот у них при этом очень мягкий и как бы наполненный изнутри, а сами они большую часть времени находятся в спокойном, расслабленном состоянии, возникающее напряжение проходит или сбрасывается очень быстро (при условии, что ребенок здоров).
По мере взросления ребенок все больше начинает напрягаться, этому его «учат», ставя все больше и больше ограничений. Без этого сложно приспособиться к социуму. На все эмоциональные удары, на все критические, более-менее опасные ситуации первая наша реакция – это задержка дыхания, зажим живота. Именно поэтому так часты болезни живота у детей, которые все врачи единодушно относят к психосоматическим расстройствам. Наш мир – это мир постоянного напряжения.
А поскольку отсутствует культура правильного дыхания, обучение умениям расслабляться, эффективно управлять процессами напряжения – расслабления, то и процесс дыхания нарушается в своем «основном месте». В животе образуется «каркас напряжения» на необычайно глубоком уровне.
Таким образом, лучших учителей по правильному дыханию, чем ребенок до года, нам не найти (главное, чтобы мы смогли научиться этому). Критериями правильного дыхания можно назвать: дыхание животом (диафрагмальное дыхание), получение удовольствия от процесса дыхания, расслабленность (но не вялость) и ощущение комфорта.
Качество дыхания влияет и на профессиональную успешность учителя. В зависимости от качества дыхания меняются голос, тональность, обертоны, появляются иная жестикуляция, мимика, несущие искажения, которые ученики улавливают на подсознательном и довербальном уровне. В результате начинаются искажения и у класса.
Приведя дыхание к норме, можно снять эти помехи, сделать информацию более воспринимаемой. Совершенствуя свое дыхание и навыки управления им, учитель в любом случае улучшит свое состояние, повысит качество своей работы и работы аудитории.
То, что мы говорили о дыхании всем телом, а практики называют полным дыханием, приходит только со временем, оно рождается из правильного диафрагмального дыхания. Что касается характеристик глубины или поверхностности дыхания, можно сказать, что это дыхание спокойное и «глубокое настолько, что его почти незаметно».

Понятие контакта (как основного инструмента взаимодействия с собой, людьми и миром)

Для иллюстрации эффективного общения снова обратимся к опыту, который имеет большинство из нас. Например, опыт изменения своего состояния (настроения) в процессе общения с разными людьми. Что же происходит при этом? На что и как мы реагируем? С какими людьми нам хочется общаться, а с какими нет?
Практически все имели дело с новорожденными, влюбленными, светлыми людьми, рядом с которыми просто становится хорошо. Это примеры правильного контакта. Их объединяют определенные качества – открытость, уверенность, радость. Общение с такими людьми практически всегда приводит к подъему сил, комфортности. Можно сказать, что эти люди находятся в «правильном состоянии» – состоянии открытости, жизнерадостности, которые и передаются нам.
А иногда мы устаем при общении с определенным человеком, разговор раздражает, ведет к потере сил, энергии. Этот вид контакта отличается тем, что каждый начинает отстаивать свою правоту, свои мысли и убеждения. То есть внимание переключается именно на то, что нас отличает. Состояние этих людей характеризуется закрытостью, недоверием, усталостью, их интересует в первую очередь личное. У них часто нет сил на то, чтобы радоваться, но всегда есть силы на раздражение.
Таким образом, важный момент для эффективного контакта – состояние и настрой собеседников. И чтобы конструктивно взаимодействовать с людьми, мы должны научиться «настраивать себя правильно». Научившись владеть своим состоянием, можно научиться передавать его и своему собеседнику.
Вторым (хотя по значимости может быть и первым) являются вопросы: на что мы ориентируемся при установлении контакта: на наше общее (то, что нас объединяет) или наше различное (то, что нас разъединяет)? что у нас на первом месте, а что на втором?
При рождении у ребенка есть «части», одинаковые для всех, те, что объединяют его с другими, те, что лежат в самой основе структуры человека. (Например, базовые физиологические механизмы, способы восприятия мира через органы чувств, потребность в любви и т.п.). А есть «части», отличающие его от других (индивидуальность, отличия, особенности, генетика и т.п.). Так сложилось, что при воспитании ребенка главное внимание уделяется не основе, не тому, что объединяет нас, но индивидуальности. Тому, что нас отличает (особенно тому, что «выгодно отличает»), тому, что вторично. И ребенок учится видеть в людях в первую очередь то, чем они отличаются друг от друга, их поверхности, а не то, что находится в глубине. И чем дальше, тем меньше мы понимаем друг друга. Поэтому нам часто трудно устанавливать контакт с другими людьми, мы видим, чем отличаемся (поверхность, индивидуальность), и забыли, что же у нас общее (глубина, человечность).
Наиболее существенным вопросом для человека является вопрос: «Кто я?» И если «я – это то, что отличает меня от других» – мне будет трудно с другими.
Итак, второе условие эффективного контакта – ориентация на наше общее, умение видеть и пользоваться тем, что нас объединяет.
Теперь об инструментах, способах контакта. Ученые выделяют два основных вида контакта: вербальный (словесный) и невербальный. К невербальным относятся: тактильный, эмоциональный, интуитивный, зрительный, слуховой, обонятельный. Можно упомянуть и так называемый прямой контакт (он встречается у людей, глубоко чувствующих друг друга), возникающий, например, когда мы чувствуем взгляд другого затылком.
К сожалению, в современной образовательной системе основным видом контакта остается вербальный. Ему специально учат, его планомерно совершенствуют, а те, кто владеет им хуже других, попадает в разряд неуспевающих. Но такое положение вещей противоречит исторически сложившейся структуре восприятия человеком этого мира. Довербальные способы общения более глубоки, более емки. Они складывались, формировались и совершенствовались на протяжении всего развития человечества, в то время как вербальными мы владеем сравнительно недавно, и они вторичны по отношению к первым, и складываются на их основе.
Заметим, что одна из причин, усиливающая отчуждение от учебы детей, не обладающих способностями к вербальной и аналитической деятельности, заключается в том, что большинство педагогов владеют в основном вербальными способами как общения, так и обучения, которые в данной ситуации малоэффективны. А невербальным способам (эмоциональным, тактильным, чувственным, интуитивным) педагогов сегодня либо совсем не учат, либо обучение ограничивается теорией. Как показывает опыт, хороший контакт с трудным ребенком могут установить только те, кто самостоятельно научился использовать невербальные способы: умение чувствовать ребенка, умение пользоваться своей интуицией, умение владеть собой в сложной ситуации и умение… улыбаться.
Немаловажен и вопрос дистанции общения. Психологи утверждают – «не надо вторгаться в личное пространство ребенка». Но, к сожалению, это утверждение (по сути верное) многие понимают как «держаться отстраненно от ребенка, подчеркивать свои и его границы», тем самым закрывая себя и ребенка от реального контакта, переходя на формальное взаимодействие. Многие ученики начальной школы любят (если это принято) обниматься с учителем, они стремятся сократить эту дистанцию, войти в более глубокий контакт. И взрослым, умеющим устанавливать глубокий (прямой) контакт с ребенком, не нужно много слов, чтобы понять друг друга, все их чувства слиты в одно ровное, спокойное, радостное ощущение друг друга, они знают, что нужно ребенку, а ребенок знает, что нужно взрослому.
Таким образом, важное условие эффективного контакта – адекватное соотношение видов контактов в ходе общения, владение каждым из них и сознательное использование каждого.
Попробуем теперь выделить, что именно в процессе контакта становится основой, а что вторично.
Итак, что нас объединяет:
– на уровне тела – физиологические процессы: сердцебиение, дыхание, потребность в пище и т.д. (В качестве примера использования этого можно привести традицию семейного застолья, объединяющую представителей совершенно различных возрастных групп и способствующую объединению семьи);
– на уровне ощущений – способы довербального восприятия мира: тактильный, чувственный, эмоциональный и т.д. (Мужское рукопожатие, позволяющее довольно многое узнать о характере собеседника без слов; объединение людей в процессе восприятия одних и тех же произведений искусства, например, на концерте.);
– на уровне ценностей – вечные и общечеловеческие ценности. (Наиболее яркие примеры объединения людей мы хорошо знаем из истории человеческих бедствий, но и в мирной жизни мы можем ими руководствоваться.)
Мы можем взаимодействовать с помощью:
– мыслей (которые чаще всего у каждого свои, хотя иногда в чем-то и совпадают);
– эмоций, чувств (которые совпадают значительно чаще; «эмоциональное заражение» встречается чаще, чем заражение чужими мыслями);
– на уровне ощущений и интуиции (которые, если есть, совпадают практически всегда; маловероятно, что в одном и том же месте, если один чувствует холод, то другой мучается от жары.)
Итак, первичны базовые процессы, базовые ценности, довербальные способы общения (то, что нас объединяет). Вторичны социальные приобретения (интеллект, система знаний), локальные ценности, вербальные способы общения и… искажения базовых процессов, болезни. И в процессе построения контакта в первую очередь мы должны владеть его основой, обращаться к базовым, первичным механизмам и только во вторую – к социальным приобретениям.

Контакт учителя с классом

Класс можно назвать, по сути, единым организмом, обладающим характеристиками живого существа. У него есть свое настроение, свои интересы, свой ритм, свои особенности. Особенности класса (как целостного организма) проявляются, например, в темпе мыслительной деятельности, общем настроении, определенном настрое на деятельность и общение, «эмоциональном заражении», в возможностях класса, его потребностях, ожиданиях. И поэтому взаимодействие учителя с классом может строиться на принципах контакта с любым живым организмом, который в первую очередь нуждается в обеспечении базовых функций, первичных потребностей (например, потребности в любви) и только во вторую – в интеллектуальном развитии.
Шуточный тест «Учитель глазами своих учеников».
Нарисуйте свое восприятие учителя как части живого организма (вашего класса). С каким органом тела ассоциируется для вас ваш учитель? Какие функции, аналогичные функциям организма, он выполняет?
С каким органом тела вы могли бы сравнить себя в вашем классе?
Процесс взаимодействия учителя с классом можно описать по нескольким характеристикам: настрой учителя, выбор главных и второстепенных целей общей деятельности, выбор способов взаимодействия и обучения. От качества параметров и степени их адекватности для ситуации будет зависеть и результат взаимодействия.
Для эффективного взаимодействия с классом сначала выводится некий общий знаменатель этого организма для совместной работы. В традиционной постановке вопроса это определение общих целей (общих с точки зрения образовательной программы). В случае подхода к аудитории как живому организму постановка вопроса несколько меняется (так, как меняется взгляд на взаимодействие). Происходит обращение не к формальной цели, но к основным жизненным потребностям.
Организм лучше принимает «вкусную пищу», а класс-организм – интересную информацию, живую подачу материала, причем тогда, когда в этом есть потребность. Если нет потребности или неинтересно, вряд ли учитель сможет добиться качественного результата.

Валерия ВЕРШИНИНА,
кандидат педагогических наук, лаборатория социологии
Института образования взрослых РАО, Санкт-Петербург

  ВОПРОСЫ ПОСЛЕ СЕМИНАРА

1. Есть учителя, внешне спокойные и невозмутимые. А есть вспыльчивые, даже истеричные, выплескивающие свои эмоции. Какой тип поведения вы можете назвать более «полезным» для самого человека и окружающих?

Наиболее «полезным», пожалуй, следует назвать тип человека, умеющего управлять своими эмоциями, выражать их своевременно и в адекватной форме. Тип учителя «внешне спокойного и невозмутимого» еще не говорит о том, что он и внутренне спокоен. К сожалению, иногда бывает, что такие учителя копят негатив в себе, что приводит со временем к тяжелейшим заболеваниям. Тип «вспыльчивого, истеричного и выплескивающего свои эмоции» хорош тем, что накопленные эмоции сбрасываются, а плох тем, что, во-первых, они все же накапливаются, а во-вторых, выражаются в неконструктивных формах, сильно вредя окружающим. Значит, не человек управляет своими эмоциями, а они им, что приводит к расшатыванию нервной системы.

2. Для сохранения здоровья, наверное, полезно не напрягаться. Но в ситуации, требующей концентрации внимания, быстрого принятия решения – экзамена, например – человек в расслабленном состоянии рискует стать неуспешным. Или экзамены тоже лучше сдавать, «не напрягаясь»?

По сути, речь идет не столько о том, чтобы вообще «не напрягаться», сколько о том, чтобы уметь это делать правильно, сознательно управлять механизмами напряжения и расслабления.
Во-первых, если человек умеет правильно «напрягаться», то у него при этом задействованы только те мышцы, те способности, которые действительно необходимы в данной ситуации, в то время как обычный человек напрягает их в несколько раз больше, возникают излишнее напряжение, возбуждение, зажимы, человек нервничает. А во-вторых, очень важно после интенсивной работы уметь снять накопившееся напряжение, т.е. расслабиться, чего большинство делать не умеют.
Надо еще пояснить, что когда мы говорим о расслабленном состоянии, то не имеем в виду состояние сонного, вялого, пассивного человека. Скорее это состояние человека «в тонусе», которому все дается легко и ему просто не надо излишне напрягаться. Те, кто знаком с аутотренингом, знают, что есть три стадии расслабления: на первом появляется тяжесть в теле, на втором – тепло и на третьем – легкость. Мы говорим именно о полном расслаблении, когда человек чувствует легкость. И уже из этого состояния можно – по желанию – как спокойно уснуть, так и заняться серьезным делом.
Важно также различать позиции актива и пассива. Если человек пассивен, это не значит, что он расслаблен, скорее всего именно наличие множества глубоких зажимов не дает ему адекватно вести себя в той или иной ситуации. Поэтому более полезна как для здоровья, так и для экзаменов позиция человека активного, умеющего как напрягаться, так и расслабляться, то есть решать задачу с минимумом затрат.

3. Видя, что собеседник напряжен (боится, стесняется), можно ли помочь ему расслабиться, есть ли другие способы, кроме улыбки?

Первый и самый сильный способ – это наше спокойное состояние. Оно передается собеседнику прямо, на подсознательном уровне (в том числе с помощью механизма «эмоционального заражения»). Улыбка – это уже один из вторичных способов и по сути является следствием вашего спокойствия и доброжелательности. Способы выражения своего спокойствия у каждого свои, просто есть наиболее распространенные, к которым и относится улыбка. К дополнительным способам можно отнести: переключение внимания собеседника на опыт его спокойных и позитивных состояний; можно прикоснуться к нему, а если позволяют отношения – погладить по спине (излишнее напряжение скапливается обычно в области шеи, плеч и между лопатками).

4. Можно ли сознательно, только по необходимости настроиться на невербальный контакт с человеком, который тебе не близок, не вызывает симпатии?

Это будет лучший вариант контакта. С симпатичными нам людьми это делать, конечно, легче, потому что с ними мы более расслаблены. Если человек нам несимпатичен и мы «помним об этом», это значит, что мы уже напряглись и часть внимания, часть энергии уходит на то, чтобы это либо «не показать», либо «подчеркнуть». В любом случае мы испытываем негативные чувства, причиняем вред себе. И здесь узловой вопрос: на что направлено наше внимание в собеседнике? На его искажения, его отличия от нас? Или на то, что объединяет его с нами: общее пространство, общие интересы, общие потребности? И суть проблемы не в том, с помощью чего мы взаимодействуем, а хотим ли мы взаимодействовать? И с чем мы хотим взаимодействовать – с его мыслями, его эмоциями, его душой? А это уже зависит от того, что больше всего развито в нас самих, чему мы уделяем внимание больше всего. (О себе добавлю, что я люблю практиковать невербальный контакт в метро в часы пик, настраиваясь на совершенно разных людей, иногда на нескольких сразу. Больше всего мне нравится результат этого – окружающие начинают успокаиваться, перестают толкаться, и все как-то само собой гармонизируется. За 40 минут езды в метро мне удается полностью восстановиться после рабочего дня.)

5. Можно ли сказать, что наилучший стиль общения с одним собеседником или целой аудиторией – естественность и искренность? Но мы все подвержены плохому настроению, никто не застрахован от бытовых, семейных и социальных проблем. И в таком подавленном состоянии я прихожу в класс, пусть даже внешне этого не показываю. Вести урок как ни в чем не бывало? Честно сказать детям, что я не в форме?

Если человек умеет управлять собой, своими чувствами, он может справиться со своим негативным состоянием, вовремя позаботится о том, чтобы его снять. Практика показывает, что правильно настроить себя (при определенном навыке) можно за десять минут. Зачем нести раздражение в класс, когда от него можно избавиться? Почему-то у нас больше в традиции терпеть плохое, чем избавляться от него. И это одна из причин учительских заболеваний. Если же человек сохраняет подавленное настроение, он неизбежно передает его другим – либо сознательно, либо бессознательно (а дети это хорошо чувствуют, вряд ли вы их обманете). Но если уж действительно состояние очень плохое и быстро справиться не удается, лучше договориться с ребятами, объяснить ситуацию, попросить их по мере возможности помочь вам и пообещать им принять со своей стороны все меры для исправления ситуации. Кстати, и для ребят это будет наглядным уроком, «как правильно управлять собой, своим состоянием». Если же такие ситуации повторяются слишком часто, это уже сигнал о том, что здоровьем надо заняться всерьез.
Так что ответ такой: да, наилучший стиль общения – естественность и искренность (и этому надо учиться). Основной инструмент учителя – он сам. И этот инструмент надо уметь настраивать, заботиться о нем своевременно.
Добавим еще, что многие путают искренность (открытость) и откровенность (когда свои проблемы человек «совершенно искренно» вываливает на других, вместо того чтобы их решать).

6. В школе прежде всего ценятся интеллектуальные способности. Насколько физическое здоровье и эмоциональное состояние связано с интеллектуальными возможностями?

К сожалению, в школе действительно прежде всего ценятся интеллектуальные способности. Хотя надо отметить, что многие школы и многие родители уже начинают переосмысливать проблему, все больше внимания уделяя гармоничному, а не только интеллектуальному развитию.
Но даже если и ставить вопрос так, то большинство, я думаю, согласятся, что вряд ли растущая заболеваемость среди детей и взрослых
способствует развитию интеллекта. По сути же связи между интеллектуальными, физическими и эмоциональными качествами необычайно многогранны, и это тема многих научных работ. Можно заметить только, что, чем более здоров человек, тем легче ему развивать свои способности, в том числе и интеллект. Если в порядке базовые функции организма, вторичные можно развивать с успехом.

7. Неуклонный рост напряжения неизбежен или можно вырастить ребенка, подростка, взрослого, живущего в обычных, не тепличных условиях, «не напрягаясь»?

Я думаю, у всех есть знакомые (хоть их и немного), живущие в наших обычных условиях, «особенно не напрягаясь», живущие с удовольствием. Это говорит о том, что такое возможно. А то, что касается вопроса «вырастить ребенка»... Вряд ли стоит ставить вопрос так. Можно создать условия для этого, научить его правильным способам саморегуляции. А уж что он выберет при этом... Главное, чтобы у него было из чего выбирать.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru