Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №40/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ПЕДАГОГИКА ЛЕТА 
 

Калоша, в которую мечтает попасть каждый...

А на самом деле – Красноярская летняя школа по естественным наукам

Наверное, если кто-нибудь возьмется разработать типологию детских летних лагерей, он обязательно выделит в совершенно особенную группу летние школы. Это как бы и не лагерь (если рассматривать его в привычном понимании), а настоящая школа, в которой человек продолжает получать образование и летом, причем весьма интенсивно. С той только разницей, что эту школу он выбрал для себя сам, в некоторых случаях приходится даже пройти предварительный конкурс заданий. И не всякий подросток согласится на это. Поэтому участники летних школ – подростки с ярко выраженными интеллектуальными запросами. Впрочем, и они живут не мимо лета: находится время на купание, спектакли, творческие вечера, спорт. Среди летних школ особое место занимает Красноярская летняя школа (КЛШ), любовно называемая ее питомцами “Калошей”, имеющая свою двадцатисемилетнюю историю и собственный сайт в Сети. Ребята, побывавшие в КЛШ однажды, стремятся снова и снова попасть туда. В чем секрет популярности именно такого, интеллектуально нагруженного, летнего отдыха?

Чему и как учат?

Красноярская летняя школа по естественным наукам (КЛШ) была организована в 1976 году преподавателями и студентами Красноярского государственного университета для старшеклассников, интересующихся вопросами фундаментальной науки. Первоначально это была только физико-математическая школа, потом появилось биолого-химическое отделение, отделения информатики, филологии и экономики, а также экспериментальные проблемные педагогические группы.
Набор школьников в КЛШ производится по результатам заочного конкурса среди учеников старших классов школ Красноярского края, ряда городов Сибири, Урала, Москвы и Московской области. Вступительное задание рассылается по школам, кружкам при вузах, распространяется по личным каналам преподавателей и выпускников КЛШ, публикуется в красноярских газетах. Обычно оно составляется из нестандартных, оригинальных задач по математике, физике, химии, биологии, информатике, филологии и экономике, решение которых требует не специальных знаний, а способности оригинально мыслить. Программа КЛШ рассчитана на школьников, закончивших 8–10 классы, но иногда учениками летней школы становятся ребята помладше, если им удается справиться с заданием.
Преподаватели КЛШ в большинстве своем ее выпускники, а ныне – студенты, аспиранты, молодые научные сотрудники. Они же работают как вожатые ребячьих групп. С командой в 10–12 школьников работают двое-трое вожатых. Особое положение в КЛШ занимают лекторы основных курсов – профессора МГУ, МФТИ, КрасГУ, ведущие сотрудники институтов РАН. В школе каждый выбирает себе два основных лекционных курса и факультатив, а также становится сотрудником одной из исследовательских лабораторий.

А что кроме учебы?

После интенсивных интеллектуальных занятий самое время переключиться, заняться тем, чем обычно занимаются дети летом, – испечь картошку на углях, попеть что-нибудь вместе, отправиться на поиски приключений. Вечерами собираются в разных уголках школы любители разговоров у огня, члены Английского клуба, участники “кружка громкого пения”, ценители живописи и поэзии. А приключения здесь тоже имеют свой “научный” оттенок – это экспедиции или реставрационная работа по восстановлению старого деревянного храма святой Параскевы в деревне Барабаново на берегу Енисея.
Кроме обычных учебных дней в КЛШ есть несколько праздничных, с традиционными большими соревнованиями (Научный биатлон, Комплексный научный турнир). В эти дни вечером проводятся концерты-капустники, где номера готовят и взрослые, и дети. В последние два дня школы проводятся итоговые контрольные и зачеты по основным курсам, проходит научная конференция по результатам исследовательских работ лабораторий. Перед закрытием КЛШ все получают прощальные призы – специально отобранные книги научного содержания и дипломы с индивидуальным напутствием каждому выпускнику.
Влияние КЛШ очень сильно и на школьников, и на сотрудников. Многие подростки действительно выбирают в дальнейшем для продолжения образования в вузе те науки, которыми они занимались в КЛШ. Многие ребята, по признанию вожатых, скованные более жесткой жизнью дома, буквально раскрываются всего лишь за один сезон школы: замкнутые начинают общаться, грубые учатся вежливости. Успевает завязаться и крепкая дружба.
Целый ряд летних школ был организован бывшими сотрудниками КЛШ или с использованием ее опыта. В самостоятельные школы выделились некоторые отделения и группы КЛШ, появились Летняя школа в Тобольске, Красноярская региональная авторская школа, летняя химико-биологическая школа “Химера” при МГУ.
Очевидно, что эта летняя школа – нечто гораздо большее, чем подростковый лагерь с познавательной программой. Это образ жизни, образ определенной педагогики. И повод задуматься взрослым, берущимся организовать детский отдых, каким красивым, сложным и вдохновенным он может получиться, если вокруг интересной идеи собрать крепкую, молодую, талантливую команду.

Сайт Красноярской летней школы: www.klsh.ru

 


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru