Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №40/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ПЕДАГОГИКА ЛЕТА 
 

Анна ЗЕМСКАЯ

Все классы едут на раскопки!

Археологические каникулы – как это выглядит?

“Детская археология” – вполне устойчивое понятие в области дополнительного образования. Ему уже около тридцати лет, столько же, сколько существуют детские краеведческие и археологические кружки при школах и дворцах детского творчества. Главное, что привлекает подростков в занятиях археологией, – романтика полевого лагеря, жизнь в палатках и участие в работе на настоящем взрослом “раскопе”. Но мы же понимаем, сколько неудобства составит такое соседство серьезным людям – археологам, если вдруг привезти к ним, в Новгород или Херсонес, стайку подростков. Тут требуется не только выдать инструменты и проинструктировать, необходимо срочно изобрести особую “археологическую”, “полевую” педагогику.
В чем-то она похожа на педагогику экстремального похода, а в чем-то совершенно особенная. Главная сложность – совместить потребность ребят в отдыхе и развлечениях с серьезным обучением реальному делу и “взрослыми” требованиями по ведению раскопок. Тем не менее за много лет накоплен интересный опыт. И если кто-то захочет отправиться со своими учениками в такой полевой лагерь, пусть прислушается к голосам героев материала Анны Земской и примет к сведению их советы.

Учительница. В то лето я перестала опасаться разношерстных детских команд. Раньше как было: прежде чем поехать с детьми куда-нибудь, а особенно летом и надолго, присматриваешься к ним в школе, думаешь, кого с собой брать, а кого – нет. Ведь летние тропинки так заманчивы – разбегутся мои ученики, потом не соберешь. А тут позвонили знакомые археологи и сказали: не могла бы ты со своими ребятами этим летом нам помочь? Хороший объект, неолитическое поселение, четыре тысячи лет до нашей эры. Только уж очень он большой. Денег много не обещаем, но удовольствие получите: место красивейшее: река, лес, просто поленовский пейзаж.
Я замерла у телефонной трубки и вмиг представила себе все прелести археологической романтики сразу. Раскоп, медленные аккуратные движения лопатой – как шкурку с яблока тоненько срезаем, говорили потом ребята, и вот оно: керамический черепок, а то целый сосуд! Это открытие, сенсация, оно перевернет все представления о неолите!

* * *

Археолог. “Э-э-э -э, – услышал я на том конце телефонной трубки, – ты понимаешь, предложение, конечно, заманчивое. Но у меня сейчас нет ни одного ребенка, который хоть раз в жизни был в археологической экспедиции. Я начала работать в новой школе, детей знаю плохо и... мне надо подумать”.
Конечно, рабочие руки нам в то лето были нужны. Это была бы уже третья группа школьников-помощников. Мы бы и четвертую взяли, но боялись сами не потянуть. С ребятами, конечно, приходится возиться, объяснять им все, показывать по десять раз. Из школы самые понятливые – учителя. Мне легче все учителю объяснить, а он потом какими-то своими способами ребятам расскажет, и ничего, получается.

* * *

Ученик. Когда нас собрали поболтать о планах на лето, я со звонком вышел из столовой, доел пирожок и стал подниматься в актовый зал. Собственно, на ближайшее лето у меня никаких планов не было, зато они были у нашей математички, которая дала мне кучу заданий и сказала: «Ну, дорогой, в июне будем заниматься». Сижу себе в зале и вижу, как она вместе с историчкой поднимается на сцену и обе начинают рассказывать про какую-то археологическую экспедицию под Сергиев Посад, приглашают туда желающих из всех классов. Я подумал: “Интересно, а заниматься математикой мы когда будем?” Подхожу к ней после общего сбора, а она и говорит: “Ты едешь в обязательном порядке, там и позанимаемся”.

* * *

Учительница. Оказалось, что на раскопки можно везти ребят, совсем не обязательно увлеченных историей. Из всей нашей группы в двадцать пять человек такими были двадцать два. Оставшиеся трое копали и до обеда, и после, вели высоконаучные разговоры с профессионалами, шли в лагерь к “настоящим” археологам, а потом важно прогуливались с ними по берегу реки, обмахиваясь березовыми веточками.
Стоять лагерем лучше отдельно и на расстоянии метров в пятьсот от взрослых профессионалов. Костер, продукты, палатки – все свое. Никто никому не мешает. Но если вдруг кто-то заболел – всегда рядом взрослые, машина, шофер. Или надумали идти в баню – договорились, сели, поехали. Оказалось, что половина из наших городских детей моется только под душем, а тут баня, парилка – здорово!
Работать лучше по четыре часа каждый день в две смены. Кто-нибудь из взрослых археологов несколько раз за смену приходит посмотреть, как дела. Обычно это был Володя. Как только его борода показывалась на краю раскопа, шестиклассники кончали работать и начинали приставать к нему с расспросами. В один из вечеров Володя созрел и наконец-то прочитал всем желающим лекцию о неолите, о чем мы его просили с первого дня нашего лагеря. Проходила она во вместительной шатровой палатке взрослого лагеря, и после наших маленьких туристических шалашиков показалось, что мы сидим в театре. На следующий день даже старшие парни стали как-то бережнее вынимать из земли обнажившиеся после скребка лопатой черные глиняные черепки с насечкой и внимательно рассматривали их, прежде чем положить в пакетик из-под молока.

* * *

Ученик. Математикой мне все же пришлось заниматься. Когда я не ходил на раскоп, а оставался дежурить вместе с Инной Андреевной. Она все говорила: “Какая красота, Илюша, что мы не в школе сидим!” И добавляла: “А впереди у меня еще целый отпуск...” Так до конца июня я сдал все свои хвосты по математике.

* * *

Археолог. Нас, конечно, смущало, что эти ребята не из археологического кружка или специализированной школы с гуманитарным уклоном. Но работали они нормально, без баловства. А троих я даже пригласил в сентябре к себе в музей на занятия.

* * *

Учительница. Теперь я спокойно еду на раскопки с детьми из разных классов, даже если кого-то из них знаю плохо. Походные условия, работа не механически однообразная, а осмысленная – историю раскапываем, разговоры с увлеченными профессионалами и решение бытовых проблем – все это нас сближает, и в конце июня мы возвращаемся в город почти закадычными друзьями.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru