Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №40/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ПЕРСПЕКТИВЫ 
 

Александр ЛИБЕРМАН,
директор школы, кандидат психологических наук,
г. Набережные Челны
Овена КОРСУНОВА

“Чтобы профильная школа не стала очередной фикцией...

она должна быть подготовлена всей педагогической работой в основной подростковой школе”

– На мой взгляд, переход к, так сказать, массовой профильной школе – нужный и важный момент модернизации российского образования, но не совсем подготовленный. С одной стороны, впервые явно обозначен переход от основной школы к старшей, благодаря чему проблема такого перехода все больше начинает осознаваться педагогической общественностью. С другой стороны, возникла необходимость понять, что есть психологическая готовность юноши или девушки к обучению в старшей школе.
На наш взгляд, готовность к профильной школе предполагает прежде всего мотивацию на обучение другого типа. Не обучение вообще, а мое, такое, которое напрямую определяет дальнейшую жизнь и судьбу.
– Есть ли здесь качественное отличие от отношения к учебе, которое работает в младшем школьном возрасте?
– В начальной школе учение есть глобальная, тотальная ценность, оно привлекательно само по себе. Здесь мы говорим о формировании субъекта учебной деятельности, этакого «почемучки», который не устает учиться ради самого процесса учения, радости познавать новое. Но людей, которые остаются такими во взрослом возрасте, не более 10–15 %.
В среднем звене для подростка появляются и выходят на первый план социальные ценности. Именно в этот период важно, чтобы ребенок не просто общался, а разобрался, как устроено современное ему взрослое общество, и начал искать свое место в нем. Успех профессионального самоопределения основывается на выборе, который будет адекватным, с одной стороны, структуре общества, его потребностям, а с другой – возможностям самого человека.
К сожалению, сегодняшние дети не знают, как устроен взрослый мир. Даже про “нового русского” они узнают из анекдотов.
– Значит, задача школы...
– Учитывая стратовый характер современного общества и должные (подчеркиваю, должные, то есть те, что должны быть, а не те, что сложились сами по себе) нормы и ценности жизни в нем, проигрывать эти нормы и ценности с детьми. Не экономическое устройство, а варианты образа жизни.
– И что вы можете порекомендовать педагогам?
– Во-первых, определиться, какой выбор школа может предложить своим ученикам. Об ориентации школы на тот или иной профиль можно говорить уже при наборе в первый класс. Директору, педагогическому коллективу не нужно брать обязательства, которые они не могут и не собираются выполнять.
Дальнейшие рекомендации касаются организации жизни восьмого-девятого классов.
1. Вести диагностику детей. Есть множество методик: “Лайф-лайн” А.Кроника и соавторов, “Карта интересов” Е.Климова, компьютерная программа “Профи” и др. Все они могут помочь ребенку сориентироваться в своих желаниях, возможностях, склонностях.
Конечно, желательно вести работу со всей семьей. Наши родители заполняют те же опросники, представляя, что бы написали их сын или дочь. Потом проводится общая консультация: родители, ребенок, психолог.
2. Проводить деловые игры, посвященные выбору дальнейшего образа жизни. Например, предложите детям распределиться на группы: специалисты высокой, средней, низкой квалификации, чиновники, собственники, люди искусства (в определении перечня групп вам помогут данные, полученные при диагностике конкретной группы детей). Пусть дети опишут, какую жизнь они собираются вести. Затем дайте каждому задание: “Расскажи, как ты собираешься этого достичь”. Наконец, обсудите реалистичность придуманных рассказов.
3. Дать детям возможность построить свое сообщество. На опыте мы убедились, что эта идея выходит за рамки самоуправления или демократии в одной школе и ведет к появлению межшкольных подростковых объединений.
Подробнее о нашем подходе рассказано в публикациях: «Вопросы психологии», № 1 , 2002 г.; «Директор школы», № 9, 2002 г.; «Ярославский психологический вестник», № 6, 2002 г.; «Школьный психолог», № 21, 2003 г., «Первое сентября», № 79, 90, 2002 г.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru