Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №39/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ No 64 
 

Вячеслав ЗАГОРСКИЙ
канд. хим. наук, доцент СУНЦ МГУ,
Соросовский учитель
zagor@kinet.chem.msu.ru

Web-химия:
О разных типах интернет-ресурсов для школы

Сегодня (данные на январь 2003 года) учителя химии могут найти в сетевой “паутине” несколько сотен сайтов (электронных страниц), которые можно использовать для работы со школьниками и собственного самообразования. Эти сетевые ресурсы (СР) сильно различаются по степени достоверности содержащейся в них информации, качеству исполнения и удобству использования. К тому же “электронная паутина” – не справочник в книжном шкафу: СР рождаются, обновляются, а иногда исчезают.
Чтобы не растеряться от кажущегося обилия информации, полученного в сетевом поиске по ключевым словам, например, “скорость химической реакции”, следует придерживаться определенных правил при анализе впервые увиденных сайтов.
Самые надежные интернет-ресурсы принадлежат солидным организациям. Например, за достоверность информации в СР “ChemNet” химического факультета МГУ отвечает декан, академик РАН В.В.Лунин, о чем сказано на заглавной странице. Из частных наиболее достоверны те СР, в которых указаны имена их создателей и есть соответствующие фотографии. Авторы литературных (поэтических) страниц могут скрываться под псевдонимами, но доверять химической информации, предоставленной слишком скромным собирателем рецептов, просто опасно. Впрочем, наиболее сомнительные в наше бурное время пиротехнические СР (о них ниже отдельный разговор) как раз часто содержат данные о своих авторах.
В русскоязычном Интернете традиционно низка культура цитирования, хотя именно в Сети наиболее удобно пользоваться гиперссылками, позволяющими при необходимости почти мгновенно обратиться к первоисточнику информации. Отсутствие не только гиперссылок, но и просто указаний на “бумажные” источники говорит о том, что сам автор СР не слишком ответственно относится к приведенным им сведениям. Поэтому, хотя в химических СР попадаются интересные и вроде бы верные тексты, не стоит ими пользоваться, если неизвестно их происхождение.
Сейчас в большинстве школ наиболее опытными путешественниками по Сети являются школьники, а не учителя. Но если учитель сам находит новый СР, полезный, как ему кажется, для самостоятельной работы школьников, то следует проверить сайт на наличие нежелательных баннеров (рекламных вставок) или “всплывающей” рекламы. Реклама многочисленных эротических и порноресурсов опасна не только содержанием. При случайном вызове одной из них экран может быть закрыт десятками слоев порнухи, не исчезающей при непрерывных нажатиях на значок “закрыть” [Х]. В некоторых случаях порноатака продолжается даже после перезагрузки компьютера клавишей “Reset”. Сомнительная реклама появляется на сайтах не по прихоти их непосредственных авторов, а как плата за предоставление бесплатного места по конкретному адресу.
А еще не следует рекомендовать школьникам СР, содержащие коллекции рефератов. Мои выборочные проверки показали, что большинство имеющихся в Сети рефератов по химии – интеллектуальный мусор: скучные и малодостоверные. К тому же от процесса распечатки готового реферата школьник узнает для себя нового не больше, чем принтер, который этот реферат печатал.
Чтобы окончательно убедиться в достоверности СР, необходимо внимательно прочитать в нем ту информацию, которая уже хорошо знакома или которую можно сравнить с имеющимися под рукой достоверными, многократно переизданными учебниками и справочниками.
Приведенные ниже адреса отобраны после анализа примерно 60 сетевых ресурсов по химии. Последняя проверка адресов выполнена 20 января 2003 г.

1. Основные порталы

По-видимому, наиболее крупный источник химической информации в российском Интернете – www.chem.msu.ru – принадлежит химическому факультету МГУ. Школьной химии там немного; однако любителям интеллектуального спорта наверняка будет интересен раздел “Олимпиады” http://www.chem.msu.su/rus/olimp/, где представлены задания и решения Всероссийских (2002 г.), Менделеевских (2001–2002 гг.) и Международных (2001–2002 гг.) химических олимпиад. Очень интересен раздел «История химии» http://www.chem.msu.su/rus/elibrary/history.
html в электронной библиотеке по химии.
Наибольший по количеству научно-популярной и школьной химической информации – портал www.alhimik.ru, который курирует профессор кафедры неорганической химии МИТХТ Л.Ю.Аликберова. Например, в разделе “Учительская” есть такие рубрики: “Учителю химии – на заметку”, “Программы по химии”, “Книжные новинки”, “Школьные учебно-методические комплекты по химии”, “Учебники, пособия и справочники по химии”, “Библиотечка учителя химии”, “Копилка знаний: книги”. Интересен раздел “Кунсткамера”, приятно почитать «Веселую химию», полезны справочные разделы и описания синтезов.
Объемный и полезный материал учителя химии могут найти по адресу:
http://center.fio.ru/method/items.asp?id=10000755 московского центра Федерации интернет-образования. Страничку “Химия” в разделе “Сетевое объединение методистов», «В помощь учителю” там тоже курирует Л.Ю.Аликберова. На страничке есть много аннотированных ссылок на разные ресурсы в Сети, имеется сводка новых поступлений с адресами ресурсов, ссылки на сайты с материалами по истории химии, по методике преподавания химии в школе, олимпиадные задания, программы по химии различного уровня, много ссылок на занимательные странички по химии. СР полезен и учителям, и учащимся, и методистам.

2. Периодические таблицы

В Интернете представлено несколько десятков Периодических таблиц с различной степенью наполнения справочными данными. Обычно дополнительная информация вызывается нажатием на клетку соответствующего элемента.
Наиболее интересные электронные Периодические таблицы:

http://www.college.ru/chemistry/applets/ptable.html – это СР из известной программы профессора В.В.Зеленцова “Открытая химия” (2.0 и 2.5). В таблице есть дополнительное меню: меняется окраска элементов по признакам “Электроотрицательность, металлические свойства, группы»; есть краткие описания элементов (вызов по клетке).
http://www.chemtable.com/indexr.htm – это программа объемом 1,04 МБ: она легко скачивается (объем установленной программы 4,5 МБ) и работает неплохо под Win NT-95-98-2000, много табличных данных про элементы, включая ссылки на другие интернет-ресурсы.

http://power.nstu.ru/uchebnik/Teaching/
Persyst.html – краткое описание по вызову элемента с учетом специализации студентов по электротехническому материаловедению.
http://www.webelements.com/ – англоязычный СР, один из лучших на эту тему: сведения подробные, дополнительно по вызову есть данные про соединения, много литературных ссылок (англ).
http://www.chem4kids.com/files/elem_pertable.html – англоязычный СР по естествознанию. Данных мало, но оформление симпатичное, детское – для англоязычных детей.
http://www.sci.aha.ru/ALL/b2.htm – таблица (в виде списка) дат открытий элементов.
http://www.alhimik.ru/hist/prior.html – таблица (в виде списка) дат открытий элементов.
http://www.chem.msu.su/rus/history/element/ – таблица с историческим описанием (по вызову элемента) по материалам книги профессора химического факультета МГУ Н.А.Фигуровского “Открытие элементов и происхождение их названий” (Москва, Наука, 1970).
Дополнительный список Периодических таблиц:
http://center.fio.ru/som/getblob.asp?id=10002281 – в списке 13 “правильных” таблиц, 2 прикольных, в стиле “Химики шутят” (http://www.alhimik.ru/read/tab.html – русская, http://www.theatlantic.com/issues/99aug/9908elements.htm – английская). Не работают ссылки 1, 4, 5.

3. Описания свойств химических элементов

Текст хорошо известной научно-популярной книги “Популярная библиотека химических элементов”: (Издательство “Наука”, 1977, том 1) (водород – палладий) находится по адресу: http://n-t.students.ru/ri/ps/. Второго тома, к сожалению, там нет. Этот СР открывается довольно медленно, для ускорения можно сразу набирать трехзначный номер элемента с 0 перед двумя цифрами (пример – сера): http://n-t.students.ru/ri/ps/pb016.htm.
Частично текст “Популярной библиотеки” есть в описаниях элементов, которые можно вызывать нажатием на клетку элемента в Периодической таблице по адресу: http://www.chemistry.narod.ru/tablici/Tablica.htm.
Такие же описания в алфавитном порядке есть на сайте “Кирилл и Мефодий”: http://www.chem.km.ru/view/view2.asp?id={58CEBB52-C83F-4D53-B1A0-DB744CA40EAE}&page=1
В качестве универсальной энциклопедии (не только по химии) в Сети пока работает электронная версия Соросовского образовательного журнала (1995–2001): http://www.issep.rssi.ru/cgi-bin/rubr.pl?year=2001. В этом СР есть удобное оглавление и система поиска (тематическая и по авторам).

4. Учебники и другие ресурсы

Из электронных учебников, не выходивших пока на лазерных дисках (CD), следует отметить очень удачные версии книг: А.В.Мануйлов, В.И.Родионов. “Химия, 8 и 11 классы. Три уровня обучения”. Новосибирск: НГУ, 1998 г, 350 с.; А.В.Мануйлов. “Химия, 9 и 11 классы. Три уровня обучения”. Их адрес:
http://hemi.wallst.ru/ucheb127b.htm (главная стр. http://hemi.wallst.ru/index.htm).
Учебник еще не сделан до конца, но его разделы “Строение атома” и “Химическая связь” превосходят по качеству и стилю изложения большинство имеющихся школьных и вузовских учебников. Авторы не дают основы квантовой механики как догмы, а честно пишут, что причины именно такого заполнения уровней электронами до конца не ясны: “Причины необычайной устойчивости атомов с полностью заполненными s- и p-подуровнями до сих пор не совсем ясны. Нам полезно воспринять этот очень важный факт как известный химикам из природы, из опыта”.
Этот учебник будет очень хорош для старших классов естественно-научного профиля и студентов младших курсов – все-таки низший из трех уровней достаточно высок.
Еще один интересный СР создает учитель химии московской школы № 1414 Д.В.Болотов: http://chemistry.r2.ru/aboutme.html. Почти полностью готовы материалы 8–9 классов (уроки, упражнения, контрольные и т.д.), только не ясно, по какой программе и учебнику работает автор.

Особый интерес представляют собой сетевые версии известных CD-учебников.
По-прежнему лучшим, на мой взгляд, остается мультимедийный учебник “1С: Репетитор. Химия”. Его сетевая версия находится по адресу: http://repetitor.1c.ru/online/disp.asp?10;3 Для начала использования нужно зарегистрироваться. Полноценно изложена теория (хорошие иллюстрации), можно посмотреть видеоэксперименты, имеются обстоятельные справочные материалы, задачи и контрольные работы помогут подготовиться и к химической олимпиаде, и к сдаче вступительного экзамена по химии в МГУ.
Для тех учителей, которые работают в старших классах естественно-научного профиля, и для преподавателей общей химии в нехимических вузах очень полезен учебник “Открытая химия” фирмы “Физикон”. Совсем недавно не очень удачная версия 2.0 заменена исправленной версией программы 2.5 по адресу: http://www.college.ru/chemistry/course/design/
index.htm. Эта же программа (только версия 2.0) есть и на сайте МФТИ: http://www.dlc.mipt.ru/chemist/design/index.htm
В сетевой версии в отличие от лазерного диска анимационные модели не работают (только выполняют роль иллюстраций), но многие из иллюстраций можно скачивать и использовать для преподавания. Некоторые работающие модели находятся по адресу: http://www.college.ru/chemistry/applets/a_content.htm.
Наиболее удачна, на мой взгляд, анимационная модель “Атом водорода” – в ней видна связь электронных переходов с излучением и поглощением света и со спектрами водорода в рамках теории Бора для одноэлектронного атома. Кстати, эту же модель можно увидеть на лазерных дисках “Открытая физика 2.5” и “Открытая астрономия 2.5” той же фирмы “Физикон”.
Для тех, кто желает заменить “вонючие и едкие” химические эксперименты их безопасными мультимедийными аналогами, а также повысить наглядность изложения, есть ресурс “Компьютерное моделирование в преподавании химии”: http://chemmodel.narod.ru/page2.html. Этот СР представляет собой полезный каталог с интересными ссылками.
Из крупных СР представляет интерес “Мир химии”, расположенный по адресу: http://www.chemistry.narod.ru/. Этот СР содержит аннотированные ссылки на книги, описания экспериментов, справочники, пособия (уровень выше школьного), программы (таблица Менделеева, “растворы” – скачиваются), “великие химики” (только профессия и даты), простые “опыты для дома” (безопасные), “анекдоты” (приличные).
Предметные области: органическая, аналитическая (катионы s-p-d-), термохимия, фотохимия (фотография, фотосинтез), нефтехимия, геохимия, агрохимия, экохимия. Главная проблема данного СР – нигде не указаны авторы; кроме того, ресурс обновлялся последний раз 12 мая 2001 года.
В Сети можно найти и просто тексты без мультимедийных добавок. Такие тексты могут оказаться удобными, если есть возможность их распечатывать – ведь можно выбрать для использования только нужные фрагменты.
Известная книга Гроссе Э., Вайсмантель X. “Химия для любознательных. Основы химии и занимательные опыты” живет по адресу: http://lib.rin.ru/cgi-bin/load/docs.pl?open=15576.txt&page=0. Отсканированный текст книги приведен без иллюстраций с не очень аккуратными уравнениями (искажены символы). Описания опытов по-немецки тщательны и достоверны, в то же время доступны для школьного химкабинета. СР удобен для скачивания и распечатки.
Методические пособия по общей и неорганической химии для 10–11 классов школы им. А.Н.Колмогорова при МГУ можно найти по адресу: http://lib.hsms.msu.ru/tutorials/korenev. Тексты представлены в PDF и DOC-форматах, скачивать лучше в DOC. Для нормальных школьников эти пособия чересчур сложны, а вот для студентов младших курсов нехимических специальностей – в самый раз.

5. Экстремальная химия

В настоящее время в Сети появляется много образовательных ресурсов, созданных студентами и школьниками. Здесь все по-настоящему – главы с теорией, биографии великих химиков и даже интерактивные тесты для самопроверки знаний (например, http://formula44.narod.ru/ – “Добро пожаловать на самый органический сайт во всем рунете” – приветствуют посетителя десятиклассники – создатели СР).
Главная особенность “молодежных” химических web-страниц – обилие описаний экспериментов и, к сожалению, жуткий русский язык.
В целом средний возраст авторов образовательных ресурсов Сети гораздо меньше (в 2–2,5 раза) среднего возраста наших вузовских преподавателей и школьных учителей. Это вполне закономерно – компьютер в 10 лет осваивается гораздо легче, чем в 50.
Хорошо видно, что в Сети вне всякой связи с базовыми учебными планами, стандартами и другими серьезными нормативными документами рождается молодежное образовательное пространство, свободное от взрослого формализма. Это не новое явление – во время финальных этапов Всесоюзных химических олимпиад в 70-е годы тогдашние юные химики активно обменивались пиротехническими рецептами и сами устраивали между собой конкурсы на лучшую задачу и самый изящный путь синтеза какой-нибудь сложной органики. Нынешний финал олимпиады (теперь Всероссийской) резко сократился по числу участников и стал для них платным. Поэтому общение умных подростков (ведь их меньше не стало) перешло в Сеть.
Происходит стихийный конкурс на лучший молодежный электронный учебник. Уже заметны предпочтения учащихся, которые действительно учат себя и друг друга. В химии это красивые эксперименты (обычно с фейерверочной пиротехникой) и последние научные новости (нередко переведенные из англоязычных ресурсов), явный уклон в сторону биохимии. Строго говоря, это и есть элементы не образования (формирования обучаемого по заданному образцу), а просвещения – заинтересованного знакомства со специфическими разделами человеческой культуры.
И остается только мечтать – найти бы для таких “юных web-химиков” ненавязчивых добрых и мудрых кураторов, консультирующих их в чатах и на форумах.
Пример удачного молодежного СР – “Покорение вещества” Р.Логунова (16 лет), по адресу: http://vo.spb.ru/. Сайт был создан для участия в 21-й ежегодной международной конференции “Школьная информатика и проблемы устойчивого развития”, на которой он 26 апреля 2002 года занял первое место. СР посвящен экспериментальной химии, все его разделы: “Огонь и дым”, “Взрывы опасные и неопасные”, “Свет и химия”, “Получение веществ”, “Металлы”, “Выращивание кристаллов”, “Хамелеоны” – снабжены фотографиями экспериментов. Среди фотографий есть и очень страшная (для тех, кто понимает, о чем речь) иллюстрация синтеза пероксида ацетона.
Наибольшее число собственных сайтов юных интернет-химиков посвящено пиротехнике. Самому младшему из них, вышедшему в Сеть с информацией “Как сделать порох”, 11 лет. Видно, что школьники стремятся к самостоятельным исследованиям и экспериментальной работе. По содержанию приводимых ими описаний синтезов инициирующих и бризантных взрывчатых веществ, электродетонаторов, дистанционных и таймерных механизмов (иногда с фотографиями собственной работы – от синтеза ВВ до результата взрыва) видно, что приведенная информация достоверна и воспроизводима. Это не “бумажная” химия школьных учебников, а серьезная самостоятельная исследовательская работа, например, по усовершенствованию рецептов, приведенных в широко цитируемой на таких страницах “Поваренной книге анархиста”. Диапазон интересов юных web-химиков широк – рядом с описанием синтеза гексогена можно найти разделы о летальных дозах самых сильных токсинов или рецепты получения “кайфа” от мухоморов.
Создание детских и юношеских “экстремальных” сайтов я считаю естественным для данного возраста.
Для многих будущих действительно великих химиков путь в науку начинался с домашних фейерверков – самых интересных, ярких и доступных экспериментов, великолепно реализующих дидактический принцип “мотивации к изучению естественных наук”. В подцензурное “застойное” время кружки ракетомоделистов, т.е. детей, работающих с пороховыми изделиями, были почти в каждом Доме пионеров.
Кроме того, нормальный подростковый максимализм требует сильных ощущений, которые не получить от выпадения осадка при сливании содержимого двух пробирок. Можно предположить, что появление “юных web-химиков” вызвано предельной формализацией и мнимым наукообразием школьного курса химии, далекого от какой-либо практики, интересной именно этому возрасту.
В моей коллекции есть около двух десятков интернет-адресов “экстремальной химии”, которые здесь приводить не буду. Один из наиболее приличных СР по пиротехнике находится по адресу: http://pyrotechnic.narod.ru/. Здесь хорошо представлены исторические сведения о фейерверках и нет прямых ссылок типа “бомба из хозмага”.
Интересно, что большинство школьных и студенческих пиротехнических сайтов авторизованы, с координатами и фотографиями создателей. Многие юные интернет-химики честно пишут: “Автор не несет ответственности за использование данной информации в целях, противоречащих любым законам любой страны (в частности – УК России)”. Иногда встречаются еще более непосредственные предупреждения: “Автор не несет ответственности за возможные несчастные случаи”. После терактов в Москве некоторые сайты закрыли разделы «Синтез взрывчатых веществ», снабдив оглавление лозунгами типа «Мы против терроризма!».
Таким образом, нельзя считать всех юных web-химиков безответственными технократами и жертвами принципа научности в нашей системе образования – многие выражают в своих предупреждениях понимание собственной хотя бы юридической ответственности за распространяемую информацию. Многие, но не все...

Словарь

  • Интернет, Сеть, “паутина” – равнозначные термины, происходящие от англ. WWW (World Wide Web – Всемирная паутина).

  • Рунет – русскоязычный Интернет.

  • Сайт, Сетевой ресурс (СР) – от англ. site – место; место в Сети с постоянным адресом, где расположены ресурсы данного владельца.

  • Портал – от англ. portal – главный вход, сайт, с которого начинается работа; обычно содержит много ссылок на другие ресурсы.

  • Гиперссылка – команда на языке HTML, позволяющая вызвать другой сайт нажатием на слово, картинку или специальный значок.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru