Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №39/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело


 

Записали и комментировали:
Людмила ПЕЧАТНИКОВА,
Овена КОРСУНОВА,
Евгения СОКОЛОВА,
Анатолий ВИТКОВСКИЙ

Звонок на экзамен

В понедельник, 2 июня, все выпускники России писали экзаменационное сочинение.

Комплекты тем сочинений разыгрывались с помощью лототронов в прямом эфире федеральных и региональных телеканалов. По мнению чиновников Министерства образования, такой способ исключает «утечку информации о предполагаемых экзаменационных заданиях».
Как вы помните, темы сочинений и их распределение по комплектам рассекретило само Министерство образования – наша газета публиковала эти многостраничные списки. Поэтому вопрос надежности процедуры экзамена заключался в том, удастся ли кому-нибудь узнать заранее распределение комплектов тем по регионам.
Розыгрыш тем в прямом эфире телевидения такую возможность исключает. Но напряжение экзаменационной поры столь велико, что многие выпускники готовы использовать любую возможность, чтобы обезопасить себя от провала. Не случайно в Интернете, как и в случае с тестами ЕГЭ, появились десятки сайтов, где предлагалось за умеренную плату узнать, какой комплект придется на тот или иной регион, и сразу приобрести шпаргалки.
«Эти сведения фальшивые», – говорят в Министерстве образования. По всей вероятности, так оно и есть. Но нельзя отрицать, что этот экзаменационный бум отчасти спровоцирован самим министерством, не желающим упрощать процедуру сдачи экзаменов.

30 мая, в пятницу, очередная группа одиннадцатиклассников сдавала выпускные экзамены по выбору в форме ЕГЭ. На этот раз были заявлены четыре предмета: география, английский, немецкий и французский языки. Экзамен сдавали гораздо меньше ребят, чем во вторник, 27 мая (химия, обществознание, литература). География, конечно, не самый популярный предмет. А с иностранными торопиться не стали – экзамен по языку не лучший вариант для тестовых испытаний. 

Мы беседуем с Ириной ПРОЗОРОВСКОЙ, главным специалистом Управления образования г. Пскова, руководителем пункта проведения ЕГЭ по географии:
– В нашем городе в этом экзамене приняли участие всего 53 выпускника из полутора десятков школ (от 1 до 10 человек от учебного учреждения). Полагаю, ребята были на 100% готовы к испытанию в виде теста. Это, во-первых, заслуга учителей и администрации школ, которые начали готовить детей к ЕГЭ с самого сентября (область участвует в эксперименте второй год. – Прим. ред.). Во-вторых, тестовая форма аттестации уже давно не новинка в школах, которые принимают участие в федеральном эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования. В этих учебных заведениях подобные испытания (мониторинг качества образования) проводятся дважды в год. В Пскове таких заведений 7.
По сравнению с прошлым годом экзамен прошел более организованно. Дети вели себя дисциплинированно, с пониманием своей ответственности. Четко выполняли инструкции. Вопросы возникали только если ребенок допускал ошибку. В этом случае оператор помогал внести исправления, соблюдая предусмотренную процедуру.
Кстати, сегодня на нашем пункте весь день находился инспектор из Центра тестирования Вадим Баранников. Замечаний у него не было.
Как руководитель хочу сказать: чтобы очередной ЕГЭ прошел без ошибок и нарушений, необходимо привлекать к его проведению прошлогодних педагогов-организаторов – операторов, руководителей пунктов. Сегодня я вдвойне могу положиться на наших операторов – учителей начальных классов. Они уже приобрели опыт работы с новой для себя категорией детей.
Рассказывает Алевтина ДИМИТРИЕВА, ведущий специалист Управления образования г. Чебоксар (Республика Чувашия):
– На территории республики экзамен по географии проходил всего в двух пунктах: в Канаше и Чебоксарах. Я присутствовала на экзамене в Чебоксарах в качестве члена ГЭК. Ребята, которые пришли на экзамен, отнеслись к нему серьезно, сидели в аудитории до конца, были внимательны. Обошлось без вмешательства медиков и без апелляций. Если на экзамене по обществознанию нам попалось несколько экземпляров заданий с дефектами, то в этот раз ни одного пакета заменять не пришлось.
Дети из районов были доставлены в Чебоксары на школьных автобусах.

Продолжает разговор Татьяна ГРИГОРЬЕВА, оператор:
– На участие в экзамене на нашем пункте подавали заявку 152 ученика, а пришли 75. Почему?
Думаю, это издержки того, что от школьников слишком рано потребовали сделать выбор (подать региональную заявку в Министерство образования РФ. – Прим. ред.). Это было 25 апреля, когда многие еще не определились с выбором профессии, вуза, а значит, и предметов, необходимых для сдачи в форме ЕГЭ. Мы это понимали и говорили ребятам: напишите заявки, а потом можете не приходить на экзамен, если надумаете поступать по другой специальности.
Вот и вышло, что в аудиториях вместо пятнадцати сидели иногда по шесть-семь человек. Компьютер-то составил план рассадки детей, учитывая заявки, а не реальное количество участников экзамена. Зря, получается, задействовали столько помещений и операторов. Думаю, в следующем году ребятам надо дать возможность подавать заявки позже.

Свое мнение высказывает Эмилия БОГОМОЛОВА, социальный педагог, оператор пункта по проведению экзамена, г.Воронеж (первый год участия в ЕГЭ):
– ЕГЭ – это головная боль для родителей, детей и, конечно, учителей.
В день экзамена коллеги собирали детей у школы за час, благо им идти было недалеко. А вот тем, кому выпала более дальняя дорога, пришлось встретиться намного раньше и добираться до назначенного пункта на обычном городском транспорте, невзирая на то, что он был переполнен перед началом рабочего дня. (А вот в Японии, когда школьники сдают похожие экзамены, все предприятия и офисы городов начинают работу на час позже, чтобы школьники могли спокойно добраться до места. – Прим. ред.).
Перед началом ребята явно волновались, родители еще больше. Учителя – больше всех. Главной сложностью оказалось заполнение документов. Нас, операторов, этому учили несколько месяцев, проводили тренинги, репетиции, но все равно осталось много неясностей. Ученики тоже не совсем понимали, как это делается.
Серьезная проблема – нельзя ошибаться. На бланке выпускник может отменить не более десяти ответов. Вот мальчик сидел думал, сомневался и нечаянно поставил точку не там, где надо. Зачеркивать, стирать не положено. Значит, отменяй ответ. Ребенок нервничает. У другого почерк ужасный. В части В надо вписать слово. Написал коряво, с ошибками. Стал исправлять – получилось совсем непонятно. Снова отмена! Ученик получил вариант № 72, а в бланке от волнения написал “27”. Наверное, ему не снизят балл. Плохо то, что мы и сами не знаем, как это может повлиять на результат.
Толковые дети сидели до конца, а “слабенькие” быстро ушли. Поиграли, как сами сказали, в “крестики-нолики” и разбежались.
Еще проблема – на черновики дали только один лист. Многим ребятам не хватало, хотя мы предупреждали: “Пишите поэкономнее”. Снова нервотрепка.
Мы не имели права отвечать на вопросы, чего бы они ни касались, вообще не должны были подходить к детям. (В Пскове-то гуманнее было. – Прим. ред.) Нам даже не положено было друг с другом разговаривать, чтобы не отвлекать учеников и самим не отвлекаться.
В общем, реформа образования нужна, только ЕГЭ не назовешь реформой...

В ожидании результатов...

31 мая на портале информационной поддержки ЕГЭ было опубликовано сообщение о том, что большинство протоколов первого дня ЕГЭ-2003 уже проанализировано. Мы позвонили в некоторые регионы и узнали, как идет рассылка результатов единого экзамена.
Мы связались с гимназией № 1 города Самары, школой № 40 города Чебоксары, лицеем № 34 города Костромы, школой № 26 города Якутска, лицеем № 2 города Астрахани, английской гимназией Магадана.
Как выяснилось, к 10 часам утра 1 июня ни в одно из этих учебных заведений результаты ЕГЭ за 27 мая еще не поступили. В это время шла рассылка результатов в областные органы управления образованием.
Главный специалист Управления образования администрации Новосибирской области Андрей Головин сообщил, что информация о результатах экзамена уже начала поступать из Москвы и “сейчас формируется файл для отправки в школы, которая, вероятно, произойдет завтра”.
В управлении образованием Магаданской области – одного из самых удаленных от центра российских регионов – вся информация из столицы на этот час уже была получена. Как сказал заместитель начальника Управления образования администрации Магаданской области Владимир Бармин: “Сегодня мы начали отправку результатов в муниципальные органы управления, а как скоро она дойдет до школ, теперь зависит от расторопности муниципальных властей”.
А вот в якутском Центре аттестации и контроля качества образования сведения из Москвы ожидали только “через день-два”. По словам директора центра Татьяны Санниковой, задержка обусловлена особым положением региона: “Результаты в Якутск доставляют самолетами”.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru