Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №37/2003

Первая тетрадь. Политика образования

ШКОЛЬНЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК

«Все беды начались с этого закона», –

считает Морис МАШИНО, автор нашумевшей книги «Родители против учителей»

Эта книга недавно появилась на прилавках французских магазинов. Автор ответил на вопросы журналистов.

– Вы нарисовали ужасающую картину французского образования, изобразив безнадежную борьбу учителей с посредственными учениками, назойливыми родителями. Вы не преувеличили?
– Я думаю, что реальность еще тяжелее для педагогов, а родители и ученики в значительной степени несут ответственность за это. Конечно, есть такие, которые действительно помогают, но многие ведут себя нагло, грубо и разрушительно вмешиваются в учебный процесс, порой доходят до агрессивных действий, чаще на вербальном уровне, но бывает и на физическом.
– Вы считаете, что родители плохо воспитаны?
– Это факт! Сколько родителей влетают в класс во время урока подобно урагану, даже не извинившись перед учителем. Не сказав ни здравствуйте, ни до свидания. А любимая фраза: “У меня есть связи, вы еще пожалеете…”
– Вы долгое время преподавали. Когда вы поняли, что ситуация ухудшилась?
– Я преподавал философию до конца 80-х. Дети не сильно напрягались, но были довольно милы. Переломным стал 1989 год – год принятия нового закона. С этого момента начала расти родительская агрессия, получила поддержку абсурдная идея многих родителей о том, что раз они сами ходили в школу, то знают, какой она должна быть.
– Закон 1989 года провозгласил принцип совместного участия в образовании. Что тут плохого?
– Все беды начались с этого закона! Родителям разрешили войти во все административные образовательные органы, и они вообразили, что имеют право на все. Я думаю, что полновластным хозяином в школе должен быть учитель. Школа – это не “место жизни”, а “место обучения”, где передаются знания.
– Ваши взгляды могут показаться устаревшими.
– Все эти ограничения объемов домашних заданий, выученного наизусть, облегчение программ, освобождение от экзаменов, отмена второгодничества! По какому праву родители отменяют решение педагогов о необходимости повторного прохождения курса? Поэтому некоторые дети не умеют читать в шестом классе, а на выпускном экзамене делают ошибки в каждом слове. Идея совместного образования ошибочна. Это все равно что просить пассажиров самолета стать партнерами пилота, поучаствовать в управлении.
– Но вы ведь не отрицаете, что ребенок учится лучше, если семья и педагоги действуют согласованно?
– Я думаю, что ученик хорошо учится, если испытывает что-то вроде восхищения перед учителем. Любя учителя, он начинает любить и предмет. Одна из задач школы – научить ребенка руководствоваться не эмоциями, а разумом.
– Но сегодня родители требуют полной информации, а учителя часто прибегают к помощи семьи в обучении ребенка.
– Главное, что должны сделать родители, – это хорошо воспитывать ребенка. Даже в благополучных районах семьи с этим не справляются. В одном из самых престижных лицеев Парижа педагогический совет счел необходимым ввести специальный курс, дающий представление о том, что такое уважение. Родители все свалили на учителей. Они требуют, чтобы педагог в одном лице совмещал и психолога, и врача, и няньку…
– Но вы не можете не признавать, что родители заинтересованы в школьных успехах своих детей.
– Конечно! Но что они делают для этого? Они интересуются только отметками, только благополучным переходом в следующий класс. Они не желают потратить и десяти минут в день, чтобы разобраться, что именно не получается у ребенка. Если в семье есть деньги, хотя бы нанимаются репетиторы. А говорить о родителях, замученных работой или, напротив, безработицей, и вовсе не стоит.
– По-вашему, родители виноваты во всем. Не кажется ли вам, что кое в чем виновата школа?
– Мы распахнули школьные двери настежь, широко применяем непроверенные методы, а потом удивляемся кризису школьной системы. Но я согласен – за все происходящее в полной мере несет ответственность министерство.
– Есть ли выход?
– Взаимоотношения родителей и педагогов оптимальны, если директор умеет поставить родителей на место, заставить уважать принятые правила. Я за уважительных родителей.

Перевела Людмила ПЕЧАТНИКОВА

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru