Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №36/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ЗАВТРА – КАНИКУЛЫ! 
 

Учебный год и еще один день

Как сделать его настоящим праздником?

Совсем немного осталось до лета. Еще несколько дней – и только выпускники будут приходить в школу каждый день, сдавая экзамены. А всем остальным – свобода! Годовые оценки выставлены, и детская душа уже не принадлежит школе, мысли далеко – на речке, в лесу, внутри приключений. Но это вовсе не означает, что наши дети не нуждаются в ощущении Большой Точки, Некоторой Черты, Финала. Все-таки еще один год жизни прожит. Ребята, особенно младшеклассники, в большинстве своем смутно чувствуют, что подросли, многому научились. А чему конкретно, в чем изменились – едва ли скажут. Понять и почувствовать это может помочь учитель – такой, который стремился именно прожить со своими учениками этот год, а не только передать им некую сумму знаний.
Сегодня своими секретами делятся педагоги маленьких авторских школ. Возможно, их идеи покажутся нашим читателям невыполнимыми в условиях большой школы. Но ведь главное – не перенять чужие рецепты радости, а вдохновиться ими, чтобы придумать свою счастливую жизнь. Не так ли?

Екатерина СКВОРЦОВА,
частная школа «Эпишкола»
Санкт-Петербург

Не забудьте пересечь экватор, когда переходите в следующий класс!

“Эпишкола» – маленькая частная школа, живущая в Петербурге. Школа наша растет помаленьку – прибавляя по классу в год. Эпи – от греч. epi – на, над, сверх, при, после, возле (эпиграф, эпилог, эпизод, эпитет, эпицентр, эпицикл…). «Эпишкола» – школадошколы, школапослешколы, школавнешколы, школаоколошколы… «Эпишкола» – школа, не ограничивающая мир ребенка рамками школы.
Всего в школе чуть более 50 ребят, соответственно в каждом классе от трех до 11 человек. Понятное дело, что о выпускном как особом празднике первые годы и речи не заходило. Просто никто никуда как бы не переходил. Первый выпускной был у нас в 1997 году, когда ребята доросли до пятого и «выпускались» из начальной школы в среднюю. Мы задумались о специальном празднике, специальном ритуале в конце года. Поскольку слово «выпускной» обычно сразу же ассоциируется со словом «бал», то и мы решили, что ребятам нужно устроить настоящий бал. Все готовили костюмы, разучивали танцы, готовили подарки и поздравления, мальчикам сделали очень похожие на настоящие кивера, в общем, был замечательный, красивый праздник.
Мы считали важным как-то специально отметить эту границу, этот переход в другое состояние – из начальной школы в среднюю. В некотором смысле это, конечно, должен был быть праздник третьего класса. Но поскольку школа у нас маленькая, отношения достаточно тесные, можно сказать, почти семейные, как-то неправильно было праздновать только одному классу. Ведь конец учебного года и момент перехода в следующий класс касается не только третьеклассников – рассуждали мы тогда. И тут у нас родились основные идеи праздника – переход, игровые испытания, торжественное посвящение, обозначение нового состояния.
Каждый год что-то придумывалось по-новому, по-своему, рождались разные сюжеты, идеи облекались в новые формы, с ростом ребят увеличивалась доля их участия в подготовке этого действия, но основные «атрибуты» оставались практически неизменными.
В 1998-м мы играли в город Эпишкольск. В городе были улицы и кварталы. На улицах в этих самых кварталах жили классы – соответственно были кварталы № 1, № 2, № 3, № 5 (первого, второго, третьего, пятого классов). А также мы пригласили на праздник дошкольников, будущих наших первоклассников, у них был свой квартал – дошкольный. Во всех кварталах сидели ребята со своими учителями и родителями (немножко сзади). И таинственно и призывно пустовали стулья в квартале № 6.
Вел праздник мэр города Эпишкольска. По очереди предоставлялось слово городским кварталам – классам. Они (в виде разнообразного собственного творчества) отчитывались о проделанной за год работе – показывали, чему полезному они научились за год. Подтверждали свои умения и получали право переходить в квартал с номером на один больше. Соответственно начали мы праздник с пятиклассников, они благополучно перешли в шестой квартал и освободили пятый. Дальше каждый последующий класс занимал пустующие кресла в соседнем квартале. Вот такая была процедура перехода. Перехода и в прямом смысле этого слова – из квартала в квартал, из класса в класс переходили, переступая черту, разделявшую классы, занимая новое место.
На другой год пришла в голову идея, что очень благодатная тема для праздника – море. И мы отправились в морское путешествие. Заранее ребята украсили помещение – повесили на ниточках сложенных из бумаги рыбок, был сооружен корабль со спасательными кругами, штурвалом, колоколом… Главные герои – капитан Врунгель и старший помощник Лом. Они набирали команду для плавания. Проверяли их готовность, их «классность».
Ребята по классам готовили выступления – о море, о морских животных… Лом давал новым «матросам корабля» и другие «морские» задания-испытания – пройти всем классом, держась за руки, по канату; вбить одной рукой гвоздь в деревяшку (а другая в это время придерживает бескозырку, сдуваемую ветром) и т.п. Общими усилиями в ходе праздника необходимо было украсить корабль флажками (выполнить флажками морской азбуки надпись последний звонок). Выпускники этого года – третьеклассники давали последний звонок, звоня по очереди в корабельный колокол.
Этап перехода был обыгран так. Мы же на корабле в дальнем плавании – значит, пересекаем экватор. А на кораблях, как известно, есть традиция: тех, кто в первый раз пересекает экватор, купать в морской воде. Вот и мы тоже решили соблюсти традицию.
А поскольку все ребята первый раз переходили из одного класса в другой (второгодников у нас нет), то всех ребят по очереди «выкидывали за борт». В одну дверь кабинета – «кают-компании» выходили ребята со значком, скажем, «пятый класс» на груди; на время исчезали из общего поля зрения; а «поднимались на борт» (в другую дверь входили) уже со значком «шестого класса» (и с заслуженным подарком в руках). А за дверью учителя брызгали ребят водой – купать так купать…
А в конце капитан Врунгель зачитал приказ по кораблю: за проявленные смекалку и мужество присудить очередное звание матроса (1, 2, 3-го…) класса таким-то ученикам…
Что будет в этом году на выпускном празднике? Мы подробностей еще сами не знаем. Просто еще не придумали. Дело в том, что от момента, когда мы пишем эту статью, до выпускного еще три недели. В нашем творческом коллективе все еще может много раз поменяться за это время. Но общий сюжет уже понятен. Праздник будет называться «Хоббиты нашего двора». И пока президенты разных стран будут шумно отмечать 300-летие Петербурга, мы потихонечку уйдем в наши «норы», «затеряемся» в Средиземье, чтобы не мешать их празднику и спокойно отметить свой. Надеемся, что они нам тоже мешать не будут. Соответственно каждый класс будет играть какой-то народ из известных в Средиземье – гномов, хоббитов, эльфов… В трудное путешествие уйдут выпускники этого года – хоббиты-третьеклассники и гномы-девятиклассники. На своем пути они встретят разные народы. Все они расскажут о себе, но и предложат путешественикам преодолеть различные испытания. Обязательно по дороге встретится и гостеприимная таверна «Резвый пони», в которой как раз окажутся несколько заезжих театров. А в итоге, пройдя через все земли, преодолев все испытания, жители Средиземья встанут в один общий дружеский круг, который и есть кольцо Всевластия, защищающий нас от бед и дающий силы на многие годы.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"