Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №34/2003

Первая тетрадь. Политика образования

СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА 
 

Что мы представляем себе, когда речь заходит о малокомплектной школе? В «Педагогическом энциклопедическом словаре» малокомплектной называется всякая школа в сельской местности, насчитывающая менее пятнадцати человек. Сначала это были только начальные, а в семидесятые годы, когда деревни стремительно исчезали, малокомплектными (или по-другому – малочисленными ) стали уже и основные средние школы. Малокомплектная школа – это явление, целый мир, который можно попытаться исследовать. Подумать не только о непростых социально-экономических обстоятельствах учения, но прежде всего – об особой педагогике малых школ, возникшей как реакция на имеющиеся проблемы. О разных подходах этой педагогики – материалы нашей сегодняшней полосы.
Людмила БАЙБОРОДОВА,
заведующая лабораторией проблем сельской школы
Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д.Ушинского

Все плюсы разновозрастных классов,

или Особенности организации учебного процесса в сельской малочисленной школе

Казалось бы, уровень образования в небольших школах потенциально должен быть выше.
Но исследования показывают, что уровень учебной мотивации учеников малокомплектных школ довольно низкий, познавательные интересы развиты гораздо слабее, соответственно и успеваемость ниже. Может быть, все дело в том, чтобы выбрать способ обучения, подходящий именно для этих детей и этих конкретных социальных обстоятельств? Он уже есть, утверждает Людмила Байбородова из Ярославского педагогического университета. Для работы в малокомплектных школах замечательно подходит метод разновозрастных групп.

От общества ровесников – к сообществу разных

В малочисленных школах уже давно используется объединение нескольких классов начальной школы, реже – основной и старшей школы. Но на таких занятиях совместная учебная деятельность детей разного возраста практически отсутствует. Главная же задача действительно разновозрастного обучения в сельской школе – использовать громадный развивающий, воспитательный потенциал совместных действий учеников разного возраста. Во-первых, круг общения в классе, где учатся всего несколько человек-ровесников, сильно сужен, что создает особую психологическую напряженность для детей. Объединение детей разных возрастов на одном уроке меняет эмоциональный фон занятий. У ребят появляется возможность демонстрировать свои знания большему кругу людей, чем раньше (следовательно, повышается мотивация к учению вообще). Во-вторых, разновозрастное обучение способствует социальному развитию детей. Старшие помогают младшим в организации учебной деятельности, что оказывается особенно важным именно для тех учеников, которые по тем или иным причинам не могут реализовать себя в группе сверстников на обычном уроке.

Что делать учителю?

По каким предметам могут быть проведены разновозрастные занятия? Сколько классов могут обучаться одновременно? Как часто проводить такие занятия? Как оценивать их эффективность? В каждом из этих случаев учитель сможет найти подходящий ответ, если при построении занятий будет руководствоваться не только общедидактическими принципами, но и специальными принципами построения разновозрастного занятия. Давайте рассмотрим их на примере изучения физики в средней школе.
Первый принцип – интеграция содержания учебной деятельности. Известно, что ряд вопросов, изучаемых в школьном курсе физики, повторяется каждый год, значит, возможна организация однотемных занятий семи- и восьмиклассников, восьми- и девятиклассников и так далее. Один из вариантов однотемных занятий – соединение нескольких уроков в один блок, например, «Строение вещества» (7, 9 классы), «Силы в природе» (7, 9 классы), «Электрическое поле и электризация тел» (8, 10 классы). Если темы программ не совпадают, объединение классов в работе может происходить не на основе изучения одной проблемы, а на основе совпадения способов и методов учения – в совместной лабораторной работе, конференции, экскурсии, контрольной. Кроме того, замечательное поле встречи учеников разных классов – интегрированные занятия по темам «Вода», «Воздух», «Отражения», «Симметрия», «Противоположности», требующим знаний по химии, экологии, биологии, даже по гуманитарным предметам.
На успешность разновозрастного взаимодействия влияет и количественный состав учебной группы, в которой должно быть не менее двенадцати – пятнадцати человек, чтобы смешанный класс мог разделиться на несколько разновозрастных микрогрупп, руководимых учениками-консультантами. Примерная структура занятия по группам такова. В начале урока перед всем классом ставится проблемная ситуация (или лучше того – проблема постепенно вырастает из предварительного обсуждения темы). Затем проводится общий инструктаж о последовательности работы на уроке, происходит распределение по группам, выбор необходимого дидактического материала для каждой группы. Затем отдельно по группам ребята знакомятся с материалом, планируют деятельность, делят части задания между членами группы, выполняют его. Следующий шаг – сведение личных результатов в один групповой результат, который и будет предъявляться к общему обсуждению в конце урока. Финал работы – групповые отчеты, обобщение результатов, их оценка и рефлексия действий – удалось или не удалось достичь намеченных целей.
Два других принципа организации работы в разновозрастном классе – принцип взаимообучения и педагогизации учебной деятельности детей. Ученикам, особенно старшим в группе, не только формально передаются на некоторое время учительские функции контроля, консультирования и даже объяснения нового материала. Главное, что каждый из них действительно побывает в свое время в роли учителя, в реальности столкнувшись со всем необходимым объемом работ, при помощи которых можно добыть знание и поделиться им. И не менее важно, что учитель, сознательно допускающий это, не отстраняется и наблюдает, а оказывает своевременную педагогическую поддержку, становится консультантом консультантов. В связи с таким типом организации занятий увеличивается роль самооценки и взаимооценки работы учеников. Однако это возможно только в том случае, если учебная работа организована действительно грамотно, если учитель тщательно обдумывает содержание и формы совместной деятельности детей, раскрывает перед учениками значимость действий каждого, обеспечивает сменяемость ролевых позиций детей в течение занятия. И действительно уроки, организованные в сельской школе таким образом, позволяют решить хотя бы отчасти перечисленные выше традиционные проблемы развития учеников малокомплектных школ.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru