Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №32/2003

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПАРАЛЛЕЛЬ 
 

Светлана КИРИЛЛОВА

Леди и джентльмены учатся по Интернету

Британский виртуальный проект во многом похож на тот, что предлагает школа Рачевского

Британская школа: экспортный вариант

Экспорт российской школы в страны СНГ отнюдь не является уникальным. Над тем, как привлечь в школу лучших учеников и сделать престижное образование более доступным, сегодня размышляют руководители лучших школ Великобритании. Привилегированная британская частная школа для девочек Родин (Rodean) на протяжении многих лет является одним из лидеров в школьном образовании своей страны. О новой виртуальной программе этой школы рассказывает директор по маркетингу школы Родин Эндрю Стефенсон.
– Господин Стефенсон, ваша школа – участник образовательных ярмарок, устраиваемых Британским советом. Почему вы обратили внимание на нашу страну?
– У российских школьников очень высокий уровень знаний. Поэтому, думаю, многие британские частные школы-пансионы хотели бы набирать учащихся из России. У нас в школе Родин для них будет особая, так называемая русская, стипендия. Она представляет собой скидку в 500 фунтов стерлингов от общей платы за обучение.
– Вы знаете, что образованный класс в России пока небогат. Больших скидок за учебу ваша школа предложить не может?
– Даже для самых способных учеников британские частные школы не смогут сделать большей скидки, чем 50 процентов от платы за учебу, – это запрещено законодательством. Мы бы очень хотели принять талантливых детей из небогатых российских семей, которые хотят поехать в Англию, жить и учиться в нашей школе, но не можем этого сделать. Законодательство есть законодательство.
– В России уже несколько лет размышляют над тем, как использовать Интернет в пропаганде нашего школьного образования в странах СНГ. У вашей школы тоже разрабатывается свой виртуальный проект?
– Школа Родин выступила с инициативой системы обучения через Интернет. Этот проект, который называется «Открытая школа Родин», еще прорабатывается во всех деталях. Главное состоит вот в чем. Студентки, которые составляют ядро школы, будут по-прежнему жить в пансионе или ходить на занятия, и их будет только 400 или 500 человек. Зато у школы может быть более 2000 учеников по всему миру. В принципе это и есть школа третьего тысячелетия, школа нового типа. Ребенок может находиться в Москве, но учиться у нас, в британской школе со старыми традициями. Да, преподавать все предметы нашей школы по Интернету, конечно, невозможно: ведь в нашей школе это и театр, и музыка, и спорт. Но есть еще экономика, история, бизнес. А их как раз можно изучать в виртуальном режиме.
– Ученики виртуального филиала вашей школы смогут поступать наряду со своими британскими сверстниками в университеты Великобритании?
– В этом и состоит идея интернет-обучения в нашей школе. Учащиеся других стран пройдут через общепринятую систему образования в Великобритании. Они изучат программы a-level (повышенного уровня), позволяющие поступать в высшие учебные заведения нашей страны. После этого они смогут подать документы в лучшие британские университеты. Когда социологи проводили исследования в Великобритании, к великому удивлению многих, было замечено, что преподавание в классе ориентировано на отстающих учеников. Самые способные дети, которые все быстро схватывают, не могут реализовать себя. Я слышал, что в России похожая ситуация. Поэтому программа, которую готовит открытая школа Родин, нацелена на то, что самые талантливые дети будут преуспевать. И в этом тоже есть огромный плюс. Сейчас в частные школы Великобритании могут позволить себе отправить детей только богатые родители. Наш проект дает возможность семьям не очень высокого достатка получить образование в школе Родин.
– Что для этого надо будет предпринять детям и их родителям?
– Когда программа будет запущена, надо будет пройти собеседование, сдать тесты, зарегистрироваться в нашей школе, и тогда по электронной связи ребенку будут поступать контрольные работы и учебная литература. Мы сотрудничаем с Университетом Сассекса, разрабатываем контролирующие программы: сколько раз ученики из другой страны должны встречаться, а сколько раз – созваниваться с преподавателями, с тьюторами, с людьми, которые наблюдают за процессом обучения. Сколько раз им нужно будет приезжать в Великобританию, чтобы там посетить определенное количество уроков в самой школе Родин. А есть еще важная проблема, поставленная совсем недавно: как принимать контрольные работы и оценивать экзамены через Интернет. Как узнать, кто нажимает на клавиши – ребенок или кто-то из взрослых? Поэтому нам необходимо иметь наблюдателей в разных странах, которые будут отслеживать, как дети заполняют тесты, как и с чьей помощью выполняют домашние задания. Впрочем, сдавать экзамены повышенного уровня (a-level) через Интернет пока невозможно. И не думаю, что это будет возможно в течение ближайших пятнадцати лет.
– Значит, виртуальным ученикам вашей школы все равно придется приезжать в Великобританию для сдачи выпускных экзаменов?
– Да, но это обойдется, естественно, дешевле, чем учеба и проживание в нашей школе. К тому же личное присутствие на экзаменах необходимо, чтобы поступить затем в британские вузы.
– Этот проект вашей школы прорабатывается и в других странах?
– Сейчас этот проект школы Родин уже внедряется в Кении, в Найроби, где у нас есть виртуальные студенты. Здесь, в Москве, мы подбираем персонал, который будет помогать наблюдать за тем, как ребенок занимается в нашей школе, не выезжая из России. И обратная сторона: в Англии есть студенты, которые мечтают выучить русский язык. Таким образом, занимаясь с русскими детьми, они могли бы успешнее заниматься изучением русского языка. Об этом мы разговаривали с директором одной из частных московских школ. Но сейчас не могу рассказать обо всех деталях.
– Я не сомневаюсь, что у вашего проекта будут очень серьезные препятствия. Например, если ему удастся осуществиться – что будет с блестящей системой британских частных школ? Кто будет посылать в эти школы своих детей за 25–30 тысяч долларов в год?
– Да, это так. Если почти каждый ребенок сможет учиться в привилегированной школе по Интернету, отпадет нужда в этих дорогих школах-пансионах. Мы как бы ведем игру: мы те, кто разрабатывает проект. Вспомним, что Гарвардский университет в США тоже сделал Открытую программу Гарвардского университета. Теперь люди по всему миру могут получить степень МBA. Но все равно степень МВА, полученная при очном обучении в Гарварде, – это престижно! Ведь само по себе присутствие на семинарах в Гарварде гарантирует качество.

Кстати

По данным ЮНЕСКО, оказание иностранцам образовательных услуг может стать одним из самых прибыльных видов экспорта ХХI века. Особенно это касается стран, которые бедны природными ресурсами. Каждый год на учебу в разные концы света разъезжаются свыше миллиона молодых людей разных национальностей (и это не считая тех, кто уже учится вдали от родины). По количеству иностранных учащихся сегодня лидируют США: свыше полумиллиона иностранцев приносят национальной экономике около 17 млрд долларов в год. Ряд стран (среди них Франция, Япония, Австралия, Великобритания) решили в ближайшие 10 лет если не догнать США, то хотя бы приблизиться к ним. За последние годы Великобритания удвоила прием иностранных студентов. Сингапур вложил в экономику образования миллионы долларов и превратился в значительный международный образовательный центр.

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru