Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №30/2003

Третья тетрадь. Детный мир

ДЕТСКАЯ ПЛОЩАДКА 
 

Александр КАСИЦИН

Нет спроса, нет и предложения

Особенно когда речь идет о высоких образцах

Общество предлагает определенный спектр моделей поведения и выбора жизненного пути. Одни образцы навязывают родители и школа, причем подросток вовсе не стремится следовать им. А другие словно в воздухе носятся (доносятся с экрана телевизора, обсуждаются в дворовой компании), и подросток прямо из воздуха их и впитывает.
Предъявляемые образцы двух уровней: реально-близкие, достижимые в процессе обретения профессии, семьи, общественной позиции; и высокие, идеальные, которые лично, может, и недостижимы, но дают ориентир, потому что наглядно доказывают не житейский, но жизненный смысл обретения профессии, семьи и общественной позиции.
Педагоги, социологи, психологи едины во мнении, что в сегодняшнем обществе с возвышенными образцами дело обстоит плохо. Почему? Ответы различны: безгеройное время, подростки не знают сегодняшних героев, общество не в состоянии ясно сформулировать свои ценности: прежних уже нет, а новых еще нет.
«В стране нет ни предложения, ни спроса на более высокие ориентиры и образцы. В только что проведенном у нас во ВЦИОМе исследовании в ответ на предложение назвать пять-шесть людей в нынешней России, чья жизнь может служить ориентиром для других людей, 30% юных респондентов назвали Путина, 6% – Шойгу, 5% – Жириновского. Все лидеры, значимые для опрошенных, – публичные политики, люди при власти. Знаменитых правозащитников, врачей, ученых, путешественников молодежь своими героями не назвала», – высказался на страницах журнала «Дружба народов» социолог Борис Дубин.
Конечно, публичные политики постоянно на виду и на слуху, но почему даже Жореса Алферова, выдающегося ученого, всемирную знаменитость, нобелевского лауреата, подростки не знают? Потому что он не мелькает на популярных телеканалах. Конечно, телевидение можно упрекнуть, что в своей вещательной политике оно не уделяет должного внимания настоящим героям нашего времени. Но если общественного спроса на высокие образцы нет, то форсировать их создание все равно не получится.
Героев времени не назначают сверху, и обязанность подражать им не декретируют. Правда, в советские времена этим активно занимался агитпроп, но безуспешно. Павлик Морозов, Павел Корчагин, Александр Матросов – герои официальной идеологии, а вовсе не реальные кумиры, которым хотелось бы подражать.
Если мечта о возвышенном образце для подражания выкристаллизуется наконец, она начнет складываться в толще повседневного существования, в семье, в классе, в дружеской компании. Хотелось бы, чтобы именно в семье и школе, потому что они предложат позитивные образцы. Те, какие надо.
Увы, пока не до того. Учителя, инженеры и врачи служат скорее символами обделенности, нищенского существования. А как подросток решится избрать себе Учителем с большой буквы символ обделенности? Воспринять жизненные идеалы и перспективы нищего? Невозможно. Но если вот такая у нас полная безвыходность, тогда нужно смириться с тем, что для подростков мы авторитетом никогда не будем и от наших идеалов он отвернется.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru