Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №30/2003

Третья тетрадь. Детный мир

ДЕТСКАЯ ПЛОЩАДКА 
 

Елена ИВАНИЦКАЯ

Призрак личной победы

Именно за ним чаще всего гонится подросток.
И если не находит его дома, то идет в сомнительные компании, секты, к прожигателям жизни и криминальным авторитетам

Оптимальный вариант для гармоничного, стабильно развивающегося общества – тот, где моделью для подражания детям служат родители. Это и ориентация на трудовые, творческие, социальные достижения матери и отца (со здоровым желанием их превзойти!). И обращение к моральному примеру дорогих и уважаемых людей, когда в ситуации нравственного выбора подросток сознательно или бессознательно спрашивает себя: как бы мама с папой поступили в подобном случае?
Но всякое общество, а не только наше сегодняшнее, не соответствует идеалу здорового и гармоничного. Поведение, всю жизненную ориентацию родителей подросток далеко не всегда воспринимает естественно и с благодарностью. Для этого требуются серьезные усилия старших, о чем они подчас не хотят задумываться.
Во все времена моралисты порицали сограждан за малоприятную слабость – прихвастнуть, выпятить свои достоинства, возвеличиться над ближним, показать себя удачливее, талантливее и богаче, чем тот горемыка.
За десятилетия советской жизни у огромного множества людей эта слабость оказалась еще неприятнее. Хорошим тоном стало хвастаться совершенно обратным: тем, какой ты несчастный, замученный, самый больной и самый страдающий.
В нынешний переломный период это советское наследие никуда не исчезло. Многие родители не только объективно переживают нелегкие дни, но и неустанно твердят и сами себе верят, что они несчастные жертвы, никому не нужны. Что им плохо, они только терпят и мучаются, выполняя тяжкий долг. От ровесников таким страдальцам, может, и удастся когда-никогда услышать слово сочувствия. Да редко: ровесник сам такой же. И вместо сочувствия скажет в ответ: мне тоже плохо, даже еще хуже.
Для родительского авторитета такая манера поведения – настоящая катастрофа. Страдалец, который через силу тянет постылый жизненный воз, не может быть для подростка образцом, на который хотелось бы ориентироваться. Такой родитель – антиобразец. От него хочется бежать куда угодно и как угодно.
Психолог Татьяна Болотова в книге для родителей «Как помочь себе и своему ребенку?» вспоминает типичный случай из своей психологической практики: женщина приводит на прием четырнадцатилетнюю дочь, жалуется, что та рвется из дому в веселые компании. «А девочке интересно с вами дома?» – спрашивает психолог. И получает ожидаемый ответ: «Дом – не цирк, чтобы было интересно. Они, родители, мучаются, вкалывают, устают, но живут же как-то, терпят через силу, не скачут за весельем прочь из дому». «Вы сами выстроили такую жизнь и такой дом, – возражает психолог, – стоит ли удивляться, что девочка так жить не хочет?»
Первой реакцией матери была страшная обида: она сжилась с ролью человека, безропотно терпящего тяжкую долю, и за свою жертвенность ждала сочувствия, а не отвращения. Потом матери пришлось очень многое пересмотреть и перестроить в своем поведении, чтобы родной дом перестал быть для дочки тем местом, где не живут, а терпят тоскливую жизнь.
Родители-«жертвы» ни социально, ни морально не привлекательны для детей. Напротив, подросток будет резко отталкиваться от их жизненной модели. Поступать наперекор и наоборот, зачастую загоняя себя в тупик. Ведь он отвернется и от тех форм поведения, которые объективно необходимы для жизненных достижений – терпение, упорное следование долгу. Потому что родители сами, вольно и невольно, каждый день внушали ему, что такое поведение ведет к поражению и тоскливому прозябанию. Хотя объективно не такие уж они и пораженцы. Не просто тяжко трудятся и мучаются, а с честью преодолевают сложные жизненные обстоятельства.
Позиция победителя, хозяина своей жизни, – самая привлекательная для подростка. Но ведь она зависит не от места работы, суммы денег, машины и метража квартиры, а от внутреннего самоощущения.
В гораздо более тяжких обстоятельствах настоящие жертвы – жертвы сталинского произвола, ссыльнопоселенцы, лишенные дома, социального статуса, возможности применить свои знания, каторжно работавшие на самых тяжких, грязных и непрестижных местах, оставались для своих детей образцом, потому что даже в своей мучительной жизни сохраняли позицию силы и самостояния.
Веселье за пределами родного дома может стать приятным времяпрепровождением, но не может быть жизненной перспективой. Если самые близкие и дорогие люди, родители, избирают позицию безнадежно страдающей жертвы, они оставляют своих детей в полной дезориентации. Перечеркивают реальные достоинства и достижения своей жизни. Помимо воли подталкивают ребенка туда и к тем, у кого ему померещится жизненная победа. А ведь ими могут оказаться и прожигатели жизни, и криминальные авторитеты, и скинхеды, и сектанты...


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru