Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №28/2003

Первая тетрадь. Политика образования

ШПАРГАЛКА ДЛЯ ЕГЭ 
 

Алексей СЕРЕБРЯКОВ,
директор Центра тестирования
«Гуманитарные технологии»,
Светлана КИРИЛЛОВА

Что представляет собой образовательное тестирование? Отличаются ли его российские технологии от тех, что применяются в других странах?

– Сегодня в России мы отовсюду слышим слова «тесты», «тестирование». Все говорят, что для нашей страны это нечто новое. А на Западе практика и теория тестирования сложились давно?

– Хотел бы уточнить: существует психологическое тестирование и тестирование образовательное. Их специфика различается. В Центре тестирования «Гуманитарные технологии» мы больше занимаемся психодиагностикой и психометрикой, а не разработкой тестов общеобразовательных знаний, не педагогическими измерениями. Но у истоков современной тестологии стояли именно психологи. Их имена для образованного человека на Западе так же известны и значимы, как имя, к примеру, Зигмунда Фрейда. Это представители американских и европейских школ психологии, которые работали на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков: Бине, Векслер, Гилфорд.

– Когда в обиход вошли слова «тест» и «тестирование»?

– Слово «тест» конечно же существовало в языке еще задолго до появления науки психологии, и тем более тестологии. В переводе с английского «тест» значит «испытание». То, что сейчас превратилось в образовательное тестирование, начиналось с так называемых «тестов достижений» – измерений некоторых интеллектуальных и физиологических показателей. Тогда тестология была похожа на науку об экспериментах и испытаниях. Первые тесты были психофизические, они измеряли, например, скорость реакции в определенных условиях. Испытуемому давалось задание: услышите сигнал – нажмите на кнопку. Сколько секунд уходит на это у определенного человека? Все записывалось и сравнивалось. Позднее тесты приобрели более привычный для нас вид: на бланках напечатаны несколько задач и несколько вариантов ответов на задачи, испытуемому надо выбрать один ответ. В ХХ веке одной из важных областей применения тестирования на Западе стала диагностика уровня развития и интеллектуального потенциала человека. Результаты подобных тестов (конечно, их данные использовались вместе с другими, дополнительными методами) в Европе и США служили и служат основанием для поступления в учебные заведения или приема на работу.

– Известно, что в СССР строжайше запрещалось проводить тестирование интеллектуального уровня?

– Да, постановление сталинских времен запрещало тестологические методы: они бросали вызов коммунистической парадигме. В советском обществе все должны быть равны. В конце концов тестология в СССР была реабилитирована. Но ее специфика по сравнению с западной претерпела изменения. В педагогике стало лидировать предметное тестирование.

– То есть в России цель образовательного тестирования несколько иная, чем в других странах?

– У нас в образовательной сфере измеряется главным образом уровень знания того или иного предмета. В чем-то это уникальное явление для мира тестирования. Мы и здесь оказались самобытны. На Западе тоже разрабатывается немало тестов на проверку знаний. Но там чаще всего проверяется не знание фактов и имен, как это делается в России. Тестологов интересует проверка обобщенных умений – компетенций. Компетенция – целый комплекс умений, навыков решения задач и понимания проблем.

– Но ведь в странах, где для поступления в вуз принято проводить тестирование (например, в Великобритании), школьников тоже тестируют по разным предметам. Каждый ученик выбирает не меньше трех предметов, которые он хотел бы сдать в университет. Разве это нельзя назвать предметным тестированием?

– Не совсем. Для поступления в высшие учебные заведения на Западе и в США используются универсальные тестовые материалы. Там тестируют по общеинтеллектуальным модулям (вербальным, техническим и т.д.). Так, например, в США в образовательной сфере широко применяется «Джмат» – тест на общие математические и естественно-научные способности. В него входят задания на абстрактную и наглядно-образную логику, на понимание технических особенностей, на умение решать различные задачи, считать и так далее. Наверняка в колледжах и институтах существуют специальные тесты на знания по конкретным дисциплинам. Но при поступлении в вузы и колледжи там применяют диагностику более общих факторов, чем просто знание предмета. Абитуриент должен продемонстрировать с помощью тестов и собеседований свои интеллектуальные достижения и потенциал. А предмету – той же ядерной физике и высшей математике – его учат потом, когда он станет студентом.
В чем-то ближе к российскому британский опыт: наши тестологи ездили в Англию знакомиться с ним. Там есть общие интеллектуальные тесты, но есть тесты и по предметам. В заданиях по предметам дается более широкий спектр заданий: ставка делается не на знания фактов и умения решать стандартные задачи, а на более развернутые умения и проверку компетенций в решении сложных задач. В России ситуация в образовательном тестировании уникальная – мы тестируем практически только по предметам.

– Почему мы в таком случае решили не перенимать для ЕГЭ британский опыт?

– Во многом единый государственный экзамен базируется на собственных, российских традициях. Не будем забывать: к началу эксперимента по ЕГЭ у нас уже были свои способы тестирования. В стране действовала развитая сеть централизованного тестирования, которой руководил Владимир Хлебников. Существовал «Телетестинг», созданный «Первым сентября». Кстати, в «Телетестинге» к тестированию по предметам предлагался общеинтеллектуальный блок. Мы рекомендовали учитывать его при поступлении в вузы. Для вузов это было бы полезно – познакомиться с интеллектуальным потенциалом абитуриента. Но наш опыт не был принят на вооружение Министерством образования РФ. Видимо, он показался слишком революционным. В России система подготовки в вузы идет еще от создателей советской общей школы. Она базируется на глубоком изучении конкретных дисциплин. У нас в стране считается: если студент хочет изучать в вузе определенный курс, он должен сдать по нему вступительный экзамен. Хочешь стать физиком – изучай физику в школе, сдавай выпускной экзамен по физике, потом вступительный по физике – в вуз. Это наша традиция. О ней много спорят. Но надо ли ее ломать?

– Разве мы опять не идем впереди планеты всей?

– Я бы сказал: параллельно планете всей. Сейчас активно развиваются различные системы тестирования. Англичанам ближе национальная система, которая строилась более чем на столетнем опыте применения тестовых технологий, на измерении умственных достижений и интеллектуального потенциала. Американцам ближе своя. Но всех интересует и наша, российская система тестирования по предметам. Во всяком случае, британцев, которые только готовятся широко применять на национальном тестировании компьютерные технологии, интересует российский опыт компьютерного тестирования.

– Представим, что Россия пойдет своим путем в применении тестирования. Это значит, что она уже не сможет перенимать зарубежный опыт?

– Безусловно, наша система не является калькой с зарубежного опыта. Это во многом оригинальная система. Но хочу напомнить, что и мы, и иностранцы опираемся на те же самые основы психометрики и статистики, которые хорошо известны и используются тестологами во всем мире. От статистики отказаться нельзя. Статистика, как и математика, имеет общий для всего человечества язык.


Инновационное предприятие «Агентство “Гуманитарные технологии”» создано на базе психологического факультета МГУ. Является одним из лидеров в области производства компьютерных психологических тестов в России. В качестве самостоятельной организации входит в структуру Научного парка МГУ. С 1996 года по решению Ученого совета МГУ выполняет функции Центра психологического и профориентационного тестирования старшеклассников и абитуриентов. С 1997 по 2001 год агентство «Гуманитарные технологии» участвовало в экспериментальном проекте «Олимпиада “Телетестинг”», созданным Издательским домом “Первое сентября”, который включал компьютерное тестирование абитуриентов по 9 предметам школьной программы. В 2003 году, в связи с реализацией реформы образования в России, олимпиада «Телетестинг» проводится в частном порядке, без выдачи сертификата. Сегодня «Гуманитарные технологии» работают над проектами дистанционного профориентационного тестирования и дистанционного образовательного тестирования «1С:Телетестинг», участвуют в развитии сервера, посвященного поддержке Единого государственного экзамена.
Научный руководитель «Гуманитарных технологий» – доктор психологических наук, профессор МГУ, член Координационного совета по тестированию при Министерстве образования РФ Александр ШМЕЛЕВ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru