Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №26/2003

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ТЕОРЕМА СОЦИУМА 
 

Михаил ХОДОРКОВСКИЙ

«Купите нас!»

Региональные тележурналисты предпочли бы работать в частных телекомпаниях. Об этом шла речь на их встрече с главой нефтяной компании «Юкос»

М.Ходорковский. США к 2010 году будут иметь 11,4 триллиона долларов валового продукта, Китай – 10,6 триллиона долларов, а мы с вами при всем своем старании будем иметь 900 миллиардов долларов. Вы представляете, что такое жить рядом с китайской экономикой, составляя от нее всего 10%? Хотим мы или не хотим, мы в эту гонку включены, и если захотим выключиться, нас с вами не будет.
Что мы должны сделать, чтобы двигаться быстрее? Для начала посмотрим, кто производит этот продукт. Возьмем «социальное большинство», которое составляет 78 миллионов человек. В 1998 году они произвели на 230 миллиардов долларов продукции, а к 2010 году смогут производить на 500 миллиардов. Дальше, 2,4–4 миллиона человек, творческие умы, произвели в 1998 году на 100 миллиардов долларов продукции. Потенциал их роста к 2010 году – 850–1400 миллиардов долларов. Эффективность современной экономики определяют всего 2–3% населения.
Ключ к экономическому росту страны – это менеджеры, предприниматели, экономическая элита. Почему мы не можем реализовать этот потенциал? Ситуация очень простая: люди уезжают, потому что их давит и душит общество. Так вот, для того чтобы реализовать потенциал этих 2,5–4 миллионов человек, от которых зависит развитие страны, нам надо сначала их воспитать (а это образование), необходимо дать им возможность работать (для этого они должны быть интегрированы в международные экономические процессы), и третье, они должны захотеть здесь остаться.
Вот, собственно говоря, связь между экономикой и демократией.
Ю.Мучник, тележурналистка, г. Томск. Раньше вы всегда декларировали, что хотите держаться в стороне от политики. Сейчас сами признаете, что стараетесь быть все активнее во взаимоотношениях с властью. Что же такое произошло в России, отчего бизнес и власть надо активно соединять?
М.Х. До 1996 года, пока не началась приватизация крупной промышленности, пока 80% этой промышленности принадлежало государству, наше влияние на власть было виртуальным. А с 1996 года, когда промышленность перешла в руки частного сектора, это влияние стало возможным.
Ю.М. Правильно ли для России – бизнес и власть, когда в одних руках сосредотачивается и экономическая, и политическая власть, и власть над СМИ?
М.Х. А что же вы хотели? Чтобы мы, производя 70–80% промышленного потенциала в Томской области, не оказывали влияния на экономическую политику?
Ю.М. Зачем вы скупаете телекомпании?
М.Х. А почему вас не волнует, что из 800 региональных компаний никак не меньше половины принадлежит государству? Почему вас не волнует, что множество региональных телекомпаний напрямую зависят от государства и только единицы – от разнообразного крупного бизнеса? Почему вы оставляете за государством право на монополию?
Ю.М. Многие телекомпании, которые сейчас принадлежат олигархам, развивались именно как негосударственные, в пику монополии на информацию со стороны государства…
М.Х. Ну и что? И ничего не получилось. И я могу объяснить почему. У нас слишком низкий уровень жизни населения и слишком низкие расходы на рекламу, а при этом расходы на производство электронной информации не намного меньше, чем в других странах. Продукт получается бесприбыльным.
Ю.М. Вы покупаете СМИ, чтобы спасти их?
М.Х. Нас устраивает поддержание плюрализма мнений, но волнует по-настоящему только происходящее в наших регионах.
М.Титов, тележурналист, г. Югорск. Я работал на государственном телевидении и работаю сейчас в корпоративной компании. Там я ощущал очень жесткую цензуру. А сейчас есть только одна ниша, где информация дозируется, – это в отношении нашего предприятия. Но зато у нас абсолютно развязаны руки в отношении городских властей, мы можем говорить все, невзирая на лица, звания, ранги, мы чувствуем себя под определенной защитой. Вот так и поддерживается плюрализм, о котором мы так долго говорили.
М.Х. Хочу сразу развеять миф о лоббировании интересов компании «Юкос» здесь, перед вами. Те регионы, в которых мы реально работаем, там и с журналистами сотрудничаем очень «подробно»: там мы действительно стараемся себя лоббировать. Вы же представляете те регионы, в которых не заинтересованы мы, но которые заинтересованы скорее в нас как в инвесторах и конкурентных поставщиках топлива.
У меня другой интерес: я к 35 годам осознал свою ответственность за развитие моей страны, осознал, что я реально могу как-то на это развитие влиять, и понял, что мне не удастся от этого отстраниться.
Я твердо уверен, что электронные СМИ сыграли решающую роль в переизбрании Ельцина в 1996 году. На старте он имел рейтинг 2%, а в результате набрал не меньше 50%, и это сделали, конечно, электронные СМИ. Мы достаточно тщательно отслеживаем влияние наше и СМИ на общественное мнение. То, что мы делаем, мы делаем достаточно продуманно, на протяжении многих лет. И видим результаты.
Р.Олейник, тележурналист, г.Пенза. Я представляю тот регион, где «Юкос» контролирует всю продажу бензина. А будете ли вы покупать в нашем регионе телекомпании, что ожидать пензенским журналистам?
М.Х. Я же говорил, это не наш бизнес, мне бы действительно хотелось поддержать множество телекомпаний, но мой совет директоров, боюсь, не даст мне на это денег.
И.Мишин, тележурналист, г. Екатеринбург. Вы не собираетесь заниматься медиабизнесом. А компании, которыми «Юкос» будет владеть, – это ведь бизнес, пусть телевизионный, но бизнес. И если вы к этому относитесь как к тому, что надо спасти, как к инструменту, который должен создавать благоприятную социально-психологическую среду для развития населения тех городов, в которых вы работаете, но при этом не станете относиться к нам как к бизнесу, компании начнут умирать через год, через два…
М.Х. Есть очень серьезная разница между инвестором и менеджментом компании. Инвестор только принимает решения: вложить ли деньги в уставной капитал этой компании или не вкладывать. Дальнейшими решениями занимается менеджер. Еще и законодательство о СМИ ограничивает влияние инвестора на действия менеджеров – так что это вопрос не ко мне.
А в отношениях с коллективами компаний, с журналистами, я считаю, нам не надо ничего выдумывать. Есть достаточно продвинутый американский опыт взаимодействия между журналистами, издателями, инвесторами и так далее. К слову сказать, он не всегда либерален и благодушен к журналистам, но в целом там выстроили нормальную либеральную прессу…


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru