Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №26/2003

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ТЕОРЕМА СОЦИУМА 
 

Даниил ДОНДУРЕЙ,
кандидат философских наук,
главный редактор журнала «Искусство кино»

Великая виртуальная революция

Вся страна, за очень малым исключением, живет в реальности, изготовленной на телевидении

Искусство вообще обладает способностью создавать некие виртуальные миры, в которые человек погружается, но не полностью. Считается, что осознавать условность искусства, оперировать с такого рода дистанцией могут примерно 3–4 процента “потребителей искусства”. Другое – массовая культура, частью которой и стало телевидение: там не предполагается никакой дистанции между художественной и подлинной реальностью, и если героиня сериала больна раком, это абсолютно то же самое, что больная раком соседка или родственница, и переживается точно так же.
Так вот в телевидении в последние лет двадцать эти реальности объединились. Нетелевизионный мир уже не существует, а ТВ-реальность воспринимается как единственно настоящая. Если по телевизору не показывают, как бомбят столицу Сомали, то ее не бомбят. И если показывают две недели подряд во всех подробностях, как умирают моряки на “Курске”, мы все сходим с ума.
Говорят в таких случаях: не нравится – выключи. Но подавляющее большинство не может выключить телевизор. Для них оно стало одной из первых, базовых, фундаментальных потребностей. Это как свет, вода, тепло, секс, и еще неизвестно, что на каком месте: уж во всяком случае потребность в ТВ выше, чем в сексе.
Но использовать невероятную силу ТВ, находясь вне телевидения, практически невозможно. Все крики о государственной цензуре – или ловкие спекуляции, или застаревшие фобии, давно не соответствующие реальности. Уж такой свободы слова и картинки, как в России, по моему глубокому убеждению, нет ни в одной стране мира.
Телевидение управляется только изнутри, собственниками и топ-менеджерами. Это, как правило, милые, дельные, интеллигентные люди, дети интеллигентных родителей, носители фундаментальных стереотипов российского интеллигентского сознания.
Стереотип первый. Все средства массовой информации, искусство и интеллигенция в целом должны всегда, что бы ни происходило, противостоять власти. И содержанием информации, публицистической передачи, ток-шоу становится в основном то, на чем можно противостоять власти: неправильные решения, глупости, неудачи, несовершенство разных аспектов модернизации и реформирования, лоббистские группы и интересы.
Стереотип второй. Я, конечно, люблю нашу страну, но согласимся, мой дорогой и моя дорогая, что это скверная страна. Следовательно, я фиксирую только систему поражений и неудач.
Стереотип третий. Будущее России ужасно или по крайней мере уныло; ничего хорошего здесь не будет никогда. Поэтому ТВ не обсуждает никакие модели развития. Спросите у любого внимательного и активного телезрителя: чем отличается грызловская модель развития России от лужковской или от модели Явлинского?
Итак, что в нашем телевизионном меню? Как говорят сами телевизионщики, это три основных формата: телесериал, новости, ток-шоу. За последние два года российские сериалы съели все типы продуктов, которые раньше были основными, – американские, латиноамериканские сериалы и даже советское кино. Про что они? Только про бандитов. Не про школьников, не про строителей. Все, больше никого в населении российском нет.
Новости: борьба с властью, у нас все плохо, будет еще хуже, ничего мы не умеем, ничего у нас не получается – и так на всех каналах страны. Кроме всех этих радостей ежедневно на экран выходит одиннадцать выпусков криминальных новостей. Они только по-разному называются.
Не знаю, сколько у вас знакомых бандитов – у меня лично ни одного. У меня нет знакомых проституток. А мне показывают, что это девять из десяти.
Ток-шоу покупаются за границей без всякого разбора. И вот мы вслед за уставшими от политкорректности американцами за сумасшедшие деньги везем наших граждан на остров и там предлагаем им (в контексте переполненного криминалом телепространства) “убить” человека, с которым ты ел-пил, а теперь должен проголосовать против него, хотя он тебе нравится…
Вот это и есть теперь та реальность, в которой живут наши бедные граждане.
И вам никогда не расскажут с телеэкрана о многом из того, что реально происходит в стране. Ну, например, что у населения сейчас 38 миллиардов долларов только на частных вкладах. И еще 36 миллиардов у людей в кубышках. Нищая страна. Это деньги не олигархов – у тех еще около 100 миллиардов за границей.
Вы никогда не узнаете, что сегодня 6 миллионов российских семей строят загородные дома. Или что за девяностые годы количество личных автомобилей увеличилось с 7,5 до 21 миллиона – примерно одна машина на две семьи.
Только Шереметьево пропускает сейчас 12 миллионов человек в год, а в целом по России продается в любое зарубежье, с Киева начиная, туда и обратно 23–24 миллиона билетов, что в 50 раз больше, чем прежде во всем СССР (это минимум 100–200 долларов за билет, между прочим). У нас 11 тысяч туристических агентств, у нас 5 миллионов человек отдыхают только в дальнем зарубежье.
Подобные цифры ломают представление о том, что происходит с народом, со страной – но ведь было бы желание их узнать.
По телевидению вы никогда не увидите передачу о том, что работать у частника лучше, чем у государства. А ведь уже накоплен значительный опыт в пользу такого утверждения. На «Норильском никеле», на шоколадной фабрике в Самаре, которая давно принадлежит частной фирме, на пивзаводе “Красный Октябрь”, принадлежащем бельгийско-немецкому концерну, и так далее рабочие получают больше, чем на государственных предприятиях, социальное обеспечение лучше, налоги там платят все, как положено. А ведь как просто: несколько документальных сериалов, какие-то специальные передачи – и люди выйдут на улицы с лозунгами “Хотим приватизации! Нам будет лучше!”. Но все наоборот: рабочие частных предприятий живут одной жизнью, а оценивают ее с точки зрения другой, и 70 процентов наших сограждан высказываются категорически против того, чтобы крупные предприятия принадлежали частным хозяевам.
ТВ говорит нам: “Эй, страна, забудь про работу, бизнес; знай: экономика – это криминал; бизнес – это преступление; деньги – это гадость и зло”. Страна модернизируется, у нас миллионы молодых людей пытаются войти в этот рынок, научиться понять, что лучше: пить водку, как папа пил ее всю жизнь, перейти на пиво или ограничиться пепси-колой? Идти убивать – или учить немецкий язык, чтобы бесплатно учиться в немецких университетах? Вы не узнаете из телепередач, что немецкие вузы – бесплатные, что нужно только одно: выучить немецкий язык – больше ничего.
Так вся страна садится на иглу превратных представлений телевидения о реальности – без всяких концепций, но по устаревшим стереотипам.

Какие художественные фильмы вы любите смотреть по телевизору больше всего? (в % к числу опрошенных)

1994

1997

2000

2002

Комедии

54

62

66

53

Старые ленты (отечественные и зарубежные)

51

О любви, мелодрамы

35

33

Детективы, боевики

44

32

Исторические

38

23

24

О современной жизни

26

29

Мультфильмы

25

20

12

Фантастические

24

18

14

Ужасы, мистика

22

17

12

Музыкальные

15

7

7

Эротические

17

6

7

Затруднились ответить

1

 


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru