ТЕОРЕМА СОЦИУМА
Даниил ДОНДУРЕЙ,
кандидат философских наук,
главный редактор журнала «Искусство кино»
Великая виртуальная революция
Вся страна, за очень малым исключением,
живет в реальности, изготовленной на телевидении
Искусство вообще обладает способностью
создавать некие виртуальные миры, в которые
человек погружается, но не полностью. Считается,
что осознавать условность искусства,
оперировать с такого рода дистанцией могут
примерно 3–4 процента “потребителей искусства”.
Другое – массовая культура, частью которой и
стало телевидение: там не предполагается никакой
дистанции между художественной и подлинной
реальностью, и если героиня сериала больна раком,
это абсолютно то же самое, что больная раком
соседка или родственница, и переживается точно
так же.
Так вот в телевидении в последние лет двадцать
эти реальности объединились. Нетелевизионный
мир уже не существует, а ТВ-реальность
воспринимается как единственно настоящая. Если
по телевизору не показывают, как бомбят столицу
Сомали, то ее не бомбят. И если показывают две
недели подряд во всех подробностях, как умирают
моряки на “Курске”, мы все сходим с ума.
Говорят в таких случаях: не нравится – выключи.
Но подавляющее большинство не может выключить
телевизор. Для них оно стало одной из первых,
базовых, фундаментальных потребностей. Это как
свет, вода, тепло, секс, и еще неизвестно, что на
каком месте: уж во всяком случае потребность в ТВ
выше, чем в сексе.
Но использовать невероятную силу ТВ, находясь
вне телевидения, практически невозможно. Все
крики о государственной цензуре – или ловкие
спекуляции, или застаревшие фобии, давно не
соответствующие реальности. Уж такой свободы
слова и картинки, как в России, по моему глубокому
убеждению, нет ни в одной стране мира.
Телевидение управляется только изнутри,
собственниками и топ-менеджерами. Это, как
правило, милые, дельные, интеллигентные люди,
дети интеллигентных родителей, носители
фундаментальных стереотипов российского
интеллигентского сознания.
Стереотип первый. Все средства массовой
информации, искусство и интеллигенция в целом
должны всегда, что бы ни происходило,
противостоять власти. И содержанием информации,
публицистической передачи, ток-шоу становится в
основном то, на чем можно противостоять власти:
неправильные решения, глупости, неудачи,
несовершенство разных аспектов модернизации и
реформирования, лоббистские группы и интересы.
Стереотип второй. Я, конечно, люблю нашу страну,
но согласимся, мой дорогой и моя дорогая, что это
скверная страна. Следовательно, я фиксирую
только систему поражений и неудач.
Стереотип третий. Будущее России ужасно или по
крайней мере уныло; ничего хорошего здесь не
будет никогда. Поэтому ТВ не обсуждает никакие
модели развития. Спросите у любого внимательного
и активного телезрителя: чем отличается
грызловская модель развития России от
лужковской или от модели Явлинского?
Итак, что в нашем телевизионном меню? Как говорят
сами телевизионщики, это три основных формата:
телесериал, новости, ток-шоу. За последние два
года российские сериалы съели все типы
продуктов, которые раньше были основными, –
американские, латиноамериканские сериалы и даже
советское кино. Про что они? Только про бандитов.
Не про школьников, не про строителей. Все, больше
никого в населении российском нет.
Новости: борьба с властью, у нас все плохо, будет
еще хуже, ничего мы не умеем, ничего у нас не
получается – и так на всех каналах страны. Кроме
всех этих радостей ежедневно на экран выходит
одиннадцать выпусков криминальных новостей. Они
только по-разному называются.
Не знаю, сколько у вас знакомых бандитов – у меня
лично ни одного. У меня нет знакомых проституток.
А мне показывают, что это девять из десяти.
Ток-шоу покупаются за границей без всякого
разбора. И вот мы вслед за уставшими от
политкорректности американцами за сумасшедшие
деньги везем наших граждан на остров и там
предлагаем им (в контексте переполненного
криминалом телепространства) “убить” человека,
с которым ты ел-пил, а теперь должен
проголосовать против него, хотя он тебе
нравится…
Вот это и есть теперь та реальность, в которой
живут наши бедные граждане.
И вам никогда не расскажут с телеэкрана о многом
из того, что реально происходит в стране. Ну,
например, что у населения сейчас 38 миллиардов
долларов только на частных вкладах. И еще 36
миллиардов у людей в кубышках. Нищая страна. Это
деньги не олигархов – у тех еще около 100
миллиардов за границей.
Вы никогда не узнаете, что сегодня 6 миллионов
российских семей строят загородные дома. Или что
за девяностые годы количество личных
автомобилей увеличилось с 7,5 до 21 миллиона –
примерно одна машина на две семьи.
Только Шереметьево пропускает сейчас 12
миллионов человек в год, а в целом по России
продается в любое зарубежье, с Киева начиная,
туда и обратно 23–24 миллиона билетов, что в 50 раз
больше, чем прежде во всем СССР (это минимум 100–200
долларов за билет, между прочим). У нас 11 тысяч
туристических агентств, у нас 5 миллионов человек
отдыхают только в дальнем зарубежье.
Подобные цифры ломают представление о том, что
происходит с народом, со страной – но ведь было
бы желание их узнать.
По телевидению вы никогда не увидите передачу о
том, что работать у частника лучше, чем у
государства. А ведь уже накоплен значительный
опыт в пользу такого утверждения. На «Норильском
никеле», на шоколадной фабрике в Самаре, которая
давно принадлежит частной фирме, на пивзаводе
“Красный Октябрь”, принадлежащем
бельгийско-немецкому концерну, и так далее
рабочие получают больше, чем на государственных
предприятиях, социальное обеспечение лучше,
налоги там платят все, как положено. А ведь как
просто: несколько документальных сериалов,
какие-то специальные передачи – и люди выйдут на
улицы с лозунгами “Хотим приватизации! Нам будет
лучше!”. Но все наоборот: рабочие частных
предприятий живут одной жизнью, а оценивают ее с
точки зрения другой, и 70 процентов наших
сограждан высказываются категорически против
того, чтобы крупные предприятия принадлежали
частным хозяевам.
ТВ говорит нам: “Эй, страна, забудь про работу,
бизнес; знай: экономика – это криминал; бизнес –
это преступление; деньги – это гадость и зло”.
Страна модернизируется, у нас миллионы молодых
людей пытаются войти в этот рынок, научиться
понять, что лучше: пить водку, как папа пил ее всю
жизнь, перейти на пиво или ограничиться
пепси-колой? Идти убивать – или учить немецкий
язык, чтобы бесплатно учиться в немецких
университетах? Вы не узнаете из телепередач, что
немецкие вузы – бесплатные, что нужно только
одно: выучить немецкий язык – больше ничего.
Так вся страна садится на иглу превратных
представлений телевидения о реальности – без
всяких концепций, но по устаревшим стереотипам.
Какие
художественные фильмы вы любите смотреть по
телевизору больше всего? (в % к числу опрошенных)
|
1994 |
1997 |
2000 |
2002 |
Комедии |
54 |
62 |
66 |
53 |
Старые ленты
(отечественные и зарубежные) |
– |
51 |
– |
|
О любви,
мелодрамы |
35 |
33 |
|
|
Детективы,
боевики |
44 |
32 |
|
|
Исторические |
38 |
23 |
24 |
|
О современной
жизни |
26 |
29 |
|
|
Мультфильмы |
25 |
20 |
12 |
|
Фантастические |
24 |
18 |
14 |
|
Ужасы, мистика |
22 |
17 |
12 |
|
Музыкальные |
15 |
7 |
7 |
|
Эротические |
17 |
6 |
7 |
|
Затруднились
ответить |
– |
1 |
|
|
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|