Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №26/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ВИРТУАЛЬНАЯ ШКОЛА 
 

Мы продолжаем разговор о проблемах информатизации российской общеобразовательной школы. Похоже, после массовых поставок компьютерного оборудования и программного обеспечения в городские, поселковые и сельские школы, самым актуальным стал вопрос: как наиболее эффективно использовать полученное «железо» и его «начинку»?

Виртуальный враг не сдается.
А может, это не враг?

Компьютерные игры: как превратить вред в пользу

Компьютерные игры все чаще доступны детям не только в специальных клубах, у друзей или дома, но и прямо в школе. Учителя информатики дают ребятам поиграть в конце урока в награду за быстрое изучение материала. Игры за плату становятся источником, пусть небольшим, дохода образовательного учреждения. Многие дети, делая выбор игры, предпочитают «стрелялки». Но не нанесет ли это вреда? Или: как найти позитив в опасной, как нам кажется, игре? (Напомним, в ряде стран уже действуют различные ограничения, связанные с компьютерными играми, или были попытки их ввести.)

Козел отпущения

Американский психолог и военный Давид Гроссман утверждает: «Мы приучаем детей убивать, так же как армия муштрует солдат. Телевидение скоро приравняет страдание и смерть к таким удовольствиям, как любимая газированная вода, шоколадка или духи. А видео- и компьютерные игры довершат зловещее образование, научат прицеливаться и стрелять, как учатся военные, тренируясь на мишенях. Таким образом, «прицелься» – «стреляй» превратится в инстинктивное движение в стрессовой ситуации». Пафос выступления психолога в конце концов сводится к ограничению распространения огнестрельного оружия в Америке.
Но можно ли всерьез считать игру или пистолет ответственным за преступления их владельцев? «Нет! – утверждает Микаэль Стора, психоаналитик. – Обвинять игры – это искать козла отпущения вместо решения серьезных проблем. Игры могут спровоцировать активные действия у неуравновешенных людей, но не в состоянии превратить нормального подростка в убийцу».

Спутать реальность и виртуальный мир

Взрослые, наблюдая детей – любителей «стрелялок», уверяют иногда, что не узнают своих отпрысков и учеников во время игры. «Перед экраном мои сыновья 11 и 18 лет разносят мозги своим противникам с таким восторгом, что меня это пугает, – жалуется Катарина, 43-летняя мама. – Когда я слышу их вопли: «Убей его! Убей его!» – я чувствую, как по спине бегут мурашки».
Социолога Дивину Фро-Мейгс беспокоит реализм действий игрока, к чему стремятся создатели игр. До сих пор, убивая противника, игрок просто нажимал на кнопки или клавиши клавиатуры. Сегодня он может махать оружием перед экраном. Передовые технологии все больше мешают удерживать границу между реальностью и виртуальным изображением.
Психоаналитик Серж Тиссерон утверждает: «Страх взрослых перед видеоиграми объясняется во многом тем, что впервые в истории человечества родители покупают детям игры, в которые сами не играли. Тем не менее подростки осознают, что просто играют, а не убивают. Они лишь уничтожают человечков на экране, как их родители громили в таком же возрасте оловянных солдатиков».

Давайте сформируем позицию зрителя

Безопасный досуг? Дивина Фро-Мейгс не уверена в этом. «Наше общество потратило столетия на развитие механизма ограничения жестокости: переговоры, терпимость, юмор… Стремительные решения киногероев, телевидение и видеоигры могут свести на нет многовековые усилия».
Микаэль Стора считает, что настоящую жестокость рождает потеря авторитетов, уменьшение роли родителей в воспитании детей. «Ведь не экран, а семья устанавливает законы жизни ребенка. Плохо, что родители оставляют детей на много часов наедине с игровой приставкой и передоверяют компьютеру право развлекать и воспитывать потомков. Можно, конечно, сожалеть о грубости этих игр, наполненных войнами, оружием и кровавыми ранами. Но если взрослые помогут ребенку сформировать позицию зрителя, подобные игры станут дополнительной возможностью для приобретения эмоционального опыта. Они вызывают сильные чувства гнева, страха или отвращения, но с этими чувствами ребенок столкнется и в жизни. Взрослые могут воспользоваться игровой ситуацией, чтобы предложить ребенку выразить свои ощущения. Предоставленные самим себе, наиболее уязвимые, психически неустойчивые дети могут попытаться на деле опробовать приобретенный опыт».

Советы учителям

Внимательно прочитайте этикетку, инструкцию к игре, рассмотрите картинки на обложке CD-диска. Ориентируйтесь на свой здравый смысл: далеко не для всех игр указаны возрастные ограничения, но это не значит, что они предназначены для малышей и даже подростков («Вы – командир маленького диверсионного отряда, действующего в глубоком тылу немцев. Ваша цель – уничтожить врага». Из описания игры «Элитный Commandos», ограничения не указаны).
Поиграйте сами. Вы не умеете? Попросите детей помочь, объяснить правила. Сыграйте вместе. Одобрите детские успехи, выскажите критические замечания. Эта игра забавна? Поучительна?
Познакомьтесь и познакомьте детей с разными видами игр.
Установите ограничения. Научите детей чередовать развлечения: прогулки, кино, театры, музеи, спортивные и интеллектуальные игры. Пусть виртуальная игра не станет жизненно необходимой.

По материалам западноевропейской прессы

Компьютерные игры для детей: справка

Рассказ об особенностях разных видов компьютерных игр, варианты их классификации вы можете найти по адресам: www.myafp.narod.ru/internet1.html,www.computer-museum.ru/histsoft/owngame.html.
О детских компьютерных играх, в том числе обучающих, читайте на сайтах: www.buka.ru , www.nd.ru , www.nd.ru/compedia , www.kinder.ru .


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru