Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №26/2003

Третья тетрадь. Детный мир

ПОДРОСТКОВАЯ ШКОЛА 
 

Все более серьезны разговоры о различии способов обучения в младших, средних и старших классах. Но по-прежнему камень преткновения – подростки, которые меньше всего нуждаются в школе, во всяком случае такой, какая она есть сейчас. Пространство и время их жизни другое, не то, что было в начальных классах. Опыт построения образовательного пространства, подходящего для них, пока невелик. Однако у сторонников подростковой школы появился уже свой журнал – «На стороне подростка», где учителя всерьез, без эмоций обсуждают, чему и как учить подростков, чтобы не мешать, а содействовать их развитию. И оказывается, что об этом ином типе учения, о том, как должно происходить вхождение в подростковую школу, надо начинать думать не в последней четверти четвертого, а уже в середине учебного года второго класса...
Сергей КУРГАНОВ
Харьков

Три переходных возраста

Подростковую школу нельзя придумать. Она может вырасти только вместе с учениками, как считает Сергей Курганов из Харькова, один из создателей “школы диалога культур”. Задача учителя при этом – не проглядеть момент, когда дети сами заявят о необходимости образования нового типа.

В ходе исследования, проводимого совместно с Еленой Донской, Владимиром Осетинским и Игорем Соломадиным в харьковской гимназии «Очаг», мы предположили, что в подростковом возрасте содержанием образования может стать совместный поиск адекватного времени (и месту) содержания образования, осуществляемый детским учебным сообществом и профессиональным сообществом взрослых.
Построение возрастной нормы учебной деятельности младших школьников отличается от проектирования содержания и форм образования подростков. Если новое содержание образования для младших школьников в конечном счете обретается и укореняется в классе, то новое содержание образования подростков требует особой пространственной и временной организации.
Наши наблюдения показывают, что во второй половине третьего года обучения ученики начинают выступать со специфическими учебными инициативами, изобретая и пробуя новое, подростковое содержание своего ученичества.
Так, например, третьеклассница Женя предложила перейти от учебных дискуссий в группах к сидению на «логическом стуле». «Логический стул», изобретенный Женей, – это обычный стул, сидя на котором ты должен не спорить, а долго и логично говорить сам, строя научно выверенную речь. Опыт показал, что на этом стуле сидеть и говорить может только Женя. У остальных ребят «длинная и умная» речь пока не получается. Характерно, что другие дети, обсуждая «прорыв» отдельного ученика, характеризуют этот прорыв как акт взросления («Как по-взрослому говорит Женя»; «Научная статья – это взрослая речь»).
Все эти детские учебные инициативы выступают как акты индивидуального (а затем и группового) взросления, как акты возникновения «чувства взрослости» и могут быть поняты как инициирование встречи с новым типом речи, с новым культурным содержанием, с новыми собеседниками (например, с Платоном). В конечном счете как инициирование встречи с людьми («книжными» или реальными), которые являются носителями иного по сравнению с содержанием образования в начальной школе знания. Это прорыв к иным людям, желание встречи с иными культурными мирами.
Возникает предположение, что встреча – это та пространственно-временная единица взросления, в форме которой может быть организована подростковая школа или, во всяком случае, опытно-лабораторная проба возможной подростковой школы. Одновременно встреча является и единицей учебной деятельности, опережающей то, что мы привычно называем «взрослением».
Наш предварительный опыт поиска учебного содержания подростковой школы позволяет наметить основные контуры работы сообщества детей и взрослых, в ходе которой в ответ на детскую учебную инициативу взрослые и дети разворачивают новую для детей форму их учебной жизни, начинают вместе делать новую школу.
Первый этап построения подростковой школы (второе полугодие третьего класса) совпадает с первым этапом подросткового кризиса, появлением неясных еще новых чувств и потребностей. На втором этапе построения подростковой школы (пятый класс) учебные инициативы детей должны быть узнаны новым значимым взрослым (учителем-предметником), легализованы как детско-взрослые проекты содержания подростковых учебных предметов. Подтверждение своих учебных способностей при встрече с новыми взрослыми представляет собой особое содержание учебной деятельности в пятом классе. Учитель, отчасти работая «по программе детей», выявляет все учебные способности сообщества и помогает им легализоваться в новом предметном материале. Третий этап (пятый и шестой классы) – это обнаружение границы начальной школы. И дети, и учителя обнаруживают невозможность сохранить формы и предметность учебного общения, характерного для начальной школы, в школе подростковой.
Подростковый учебный материал, предъявляемый учителем (учебником, научно-популярной литературой, наиболее продвинутыми детьми), не укладывается в прокрустово ложе групповой учебной дискуссии, обмена мнениями, выполнения предметных действий с реальными вещами. Открытие научной речи, научной статьи, логического стула демонстрирует (в игровой форме) образ этого недоступного предмета – настоящей науки, научной деятельности, теоретизирования, идеальных (только мысленных) предметов, априорного мышления, лекционной формы.
Обнаруживается, что двигаться в новом, собственно подростковом материале, в мире взрослых идей и понятий старыми средствами чрезвычайно сложно.
Внешне это обстоятельство может проявиться, например, как открытый конфликт между любимым учителем, предлагающим новый учебный материал (большие книги), и детским сообществом, отстаивающим прежнюю манеру работы (все прочитывать горлом, искать авторскую интонацию, овладевать собственной читательской интонацией, в случае возникновения трудностей чтения – «скулы болят» – останавливать чтение, развертывая литературоведческую дискуссию, свободный обмен мнениями о том, как сделано произведение и почему данный фрагмент следует читать именно так).
Если обе стороны мужественно удерживают свои позиции – возникает учебная ситуация подростковой школы.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru