ЛЮБИМЫЙ ГОРОД
СЮЖЕТЫ
Мостостроительство
Тверь – город древний, стоящий к
тому же на широкой реке. Неудивительно, что
проблема мостов всегда была здесь актуальной
Мосты в Твери были
проблемой государственной. Во всяком случае, к ее
решению иной раз приступали сами государи. Вот, к
примеру, одно из преданий.
Когда в город Тверь приехал Петр Великий, он
вышел на берег реки Волги прогуляться. Увидел
обывательниц, торгующих рассадой. Приценился:
– Почем, бабы, рассада?
А обывательницы отвечают:
– Да что, батюшко, ваше царское величество,
рассада-то денежка, да перевоз полушка.
Смотрит Петр, а моста через Волгу и нет.
– Подать, – закричал, – сюда голову!
Прибежал голова.
– Почто моста нет? – спрашивает царь.
Естественно, что голова отговорился дефицитом
средств в казне. Петр деньги выдал и велел
построить мост к его следующему приезду. Но
голова замешкался и мост не приготовил. Царь
разгневался:
– Что ж ты моста не построил?
Голова решил сыграть в юродивого:
– Батюшка, ваше царское величество, что станешь
делать? И деньги теперь есть, да ума нет.
Тогда Петр Великий поплевал на ладонь, хлопнул
собеседника по лысой голове и произнес:
– Вот, коли у тебя ума нет, так я тебе его прибавлю.
И сам прислал строителей для возведения моста.
Правда, это всего лишь легенда. Первое же
упоминание о мосте через Волгу (точнее, о его
строительстве) относится к 1375 году. Затем мосты
неоднократно строились, рушились, возводились
снова. При этом для отлынивания от мостовых работ
годилось всяческое оправдание. К примеру, в 1812
году свернули очередное строительство. По
официальным разъяснениям, «из-за войны и разных
от оной препятствий» (боевые действия,
естественно, в Твери не проходили). Так что еще в
XIX столетии в губернском городе действовал
принцип «рассада денежка, да перевоз полушка».
В наши дни самый эффектный из тверских мостов
соединяет площадь Мира и набережную Михаила
Ярославича. Он тоже строился не без запинки. В 1888
году были утверждены проект и смета этого
сооружения. Затем – вторая серия документации, а
в 1895 году – третья. Окончательно же мост открыли
только в 1990 году.
Впрочем, не всегда мостостроительство в Твери
сопровождалось маетой, медлительностью и
отсутствием гражданских инициатив. Вот, например,
когда после пожара 1763 года начали заново
отстраивать центральную часть города, вдруг
обнаружилось, что «першпективная дорога» (впоследствии
Миллионная, а сегодня Советская улица) неудачно
упирается в оборонительные укрепления кремля.
Молниеносно было принято решение – сделать в
валу прореху, а через ров перекинуть деревянный
мост. В том же 1763 году должностные лица доносили:
«Для коммуникации в крепость, где вал прорыт, от
назначенной першпективной по плану дороги, через
ров мост… строить велено, посему под оный сваи
бить начаты».
Всего-навсего за месяц было «через ров для моста
набито в глубине рва 36 свай и на оные насадки и
связи наложены», в мае следующего года был «мост
тесом весь обшит», а к сентябрю «большой мост
совсем сделан и дважды выкрашен».
Так что при желании мостостроители Твери могли
поразить горожан своим проворством.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|