Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №24/2003

Первая тетрадь. Политика образования

СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА 
ПУТЕВОЙ ЛИСТ 

Людмила РЫБИНА,
Сергей ЛЕБЕДЕВ

Дорогами школьных автобусов

Путешествие по Ярославской области

Некоторое время назад мы опубликовали подборку материалов о реструктуризации сельской школы в Ярославской области. Основная доля критики пришлась на долю программы «Школьный автобус»…
Потом нам позвонили из Ярославского департамента образования, предложили приехать посмотреть, как обстоят дела. Малокомплектные школы работают. Автобусы ходят. Более того, именно с программой «Школьный автобус» сельчане связывают надежды на лучшее будущее для своих детей. Работы на селе нет. Деревни пустеют. Многие жители говорят, что единственный шанс для детей – получить качественное образование…
…И уехать отсюда.

Трасса М-8, Ярославская губерния, воскресный вечер. Машины тянутся в Ярославль. По встречной в область катятся дальнобойные фуры да изредка мелькнет легковушка.
Окна в деревнях темны. В палисадниках сугробы вровень с забором, калитки засыпаны. Машины пролетают через села, не сбавляя скорости. Некому выйти на дорогу в вечерний час.
В некоторых поселках у дороги стоят торговые ряды: сбитые из горбыля, обтянутые парниковой пленкой закуты. На свету под голой лампочкой вывешен военный камуфляж, пришпилены к доскам плюшевые игрушки: розовые зайцы, зеленые собаки, фиолетовые слоны. Промеж ларьков на веревках висят полотенца: «Мама», «Вася», «Мое»… Торговцы кучкуются в стороне от товара, около единственного фонаря, у огромного армейского термоса. Клиентов нет.
Проезжаем нефтепровод Сургут – Полоцк. Трасса расширяется, вместо одной полосы три в каждую сторону. Урок: текущая по трубам нефть – особенная субстанция, способная даже оживлять и благоустраивать окрестности.
За Ярославлем машины исчезают с шоссе. Дорога снова сузилась. По окраинам деревень – освещенные кирпичные дачи. В каждом селе церковь, мощная, по-купечески дородная, не те времянки с луковками, что часто теперь встретишь у трассы. Строили на века, щедро. Место выбирали так, чтобы видно было с дороги.
Церкви стоят как свидетели благодатного прошлого. За окошком машины текут заснеженные поля, лес подступает к дороге. Редко-редко выхватит дальний свет лошадь с телегой на обочине или просто пахучий свиток печного дыма, повисший в морозном воздухе.
Наутро будем в Пошехонье. Может быть, в солнечный день все покажется в ином свете.

Юдино – Ракоболь

…С высоты пьедестала на бывшую школу взирает мужчина в серебристом одеянии. То ли космонавт, то ли пилот-истребитель. Плечи его засыпаны снегом, со щеки отвалился кусок штукатурки. В одной руке он держит шлем с надписью: «СССР», другая указывает на школу: смотрите, что наделали!
В школьном здании остались только метровой толщины кирпичные стены. Мебель давно вывезли. Сторож топит печь старыми учебниками. Учебников нужно много. В позапрошлом веке печники сработали хитро: печное тепло циркулирует по трубам внутри стен, обогревая все здание.
На полу свалены грампластинки. Макаренко, «О семейном воспитании». Сухомлинский, «Об истоках гражданской зрелости».
«Забирайте», – говорит сторож.
«Я бы не посоветовала никому пройти через то, через что мы прошли», – говорит Елена Васильева, бывший директор Ракобольской школы, а ныне директор Юдинской, что в селе по соседству. Из Ракоболи в Юдино детей возит школьный автобус.
«Зданию нашей школы – 130 лет», – рассказывает Васильева. – Это была усадьба помещика Гладкова, двухэтажный летний дом барина. Мы удивлялись таланту строителей – две винтовые лестницы, лепка, украшения, все сохранилось. Обваливаться начало, только когда крыша протекла. Еще из школы был подземный ход. Школа на пригорке, внизу – пруд и речка Рака. На другом берегу – беседка. Вот к беседке этот ход и вел. Помещик богатый был, случись что – можно уйти тайно. В пруду лебеди плавали…
Теперь все это, говорят, купил настоящий барин. На аллею, наверное, хода не будет. Но пусть хоть так – лишь бы не разрушалось…»
Школа в Юдине самая обыкновенная, типовой проект. Еще два года назад обе школы разваливались на глазах – Ракобольская, простоявшая 130 лет, и Юдинская, построенная в семидесятых. Только в Ракоболи дети учились в теплых классах, а в Юдине по зиме на уроках сидели в пальто. Сейчас в Юдинской школе тепло, заканчивается ремонт спортзала, появился компьютерный класс. А школа в Ракоболи закрыта решением сельского схода.
«У нас вот как получилось, – продолжает Васильева. – Одна учительница в декретный отпуск ушла, вторая по семейным обстоятельствам собиралась уезжать в город. К тому же у нее в классе оставалась учиться одна девочка. Либо искать десятиклассниц, либо другие учебные методики использовать.
Мы стали изучать разные типы школ. Остановились на варианте школа-санаторий. В полутора километрах от дороги, парк, вода. Детям было бы хорошо. Но тут зашел разговор о финансовом нормативе. Посчитали: 37 учеников, денег в обрез. Год протянем, два. Да еще беда: дети вроде есть, но родители в любой момент могут решить уехать».
Тогда-то и появилась идея о слиянии школ, Юдинской и Ракобольской. Денег в районном бюджете хватало на ремонт только одного здания. Выбрали Юдино – село на трассе, проще организовать подвоз детей. К тому же тамошняя школа – типовая, ее проще чинить. А в Ракобольской школе прогнили потолки, просели балки, стала обваливаться лепнина. Срок лицензии на образовательную деятельность истекал 1 декабря 2002 года, и в районном управлении образования сообщили, что новую не дадут. «Берете на себя ответственность, что детей не задавит?» – спросила начальник управления Нина Мякина.
Сельский сход проголосовал за закрытие школы в Ракоболи. Сельчане поставили условие: отремонтировать Юдинскую школу, оборудовать спортзал, компьютерный класс, наладить систему отопления и чтобы школьный автобус ходил. Администрация района все условия выполнила.
Пятеро учителей из Ракоболи уехали, устроились на работу в другие школы. Трое – перевелись в Юдинскую.
«Если бы лицензия была не до 1 декабря 2002 года, мы бы повоевали еще. За ту школу-санаторий, которую мы хотели создать, – говорит Елена Васильева. И грустно признается: – Я не хотела работать директором. Больше себя учителем чувствую. А пришлось идти. На прорыв».

Вощиково – Кардинское

Школа в поселке Вощиково вовсе не выглядит деревенской. Двухэтажный особняк кремового цвета, ажурные фонари у подъезда – ни дать ни взять дача «нового русского». Сельская идиллия.
В восьми километрах от Вощикова, в селе Кардинское, есть другая школа. Одноэтажное здание, серый кирпич. Вокруг – сугробы по пояс, а дверь на замке. Эту школу закрыли два года назад. Сейчас 14 учеников из Кардинского ездят на автобусе в Вощиково, а здание школы, говорят, собрался купить предприниматель. Под дом отдыха. Бывшему директору школы Николаю Смелову он предложил стать управляющим.
Ключи от Кардинской школы до сих пор хранятся у Смелова. По праву хозяина.
Смелов построил свою школу сам. В старом школьном здании по зиме учились в шубах и валенках. Летом, в дождь, в пору было надевать плавки и купальники, крыша текла как решето. Смелов нашел специалистов, написал проект. Кирпич, шифер, трубы для котельной – все выбивал сам. Таская на чердак мешки с опилками утеплять крышу, надорвался, полгода валялся в больницах, не ходил, а ползал на карачках. Но школу выстроил. Дело было в конце восьмидесятых.
В то время в окрестностях Кардинского валили лес и сплавляли по реке, деревня так и называлась – Сплав. С началом перестройки лесхоз захирел. Приезжие лесорубы подались восвояси, да и многие деревенские поразъехались кто куда.
«Я предупреждала Смелова, – говорит Нина Мякина, начальник Пошехонского управления образования. – Еще когда он только взялся школу строить, данные по демографии ему показывала. Объясняла, что через десять лет в Кардинском учеников не будет. Не поверил».
Смелов на эту тему говорит неохотно. Он, похоже, и взаправду до сих пор не поверил, что надорванное здоровье, десять лет работы директором – все впустую.
Смелов недавно снялся с учета на бирже труда. Пособие платили, но работы толковой не предлагали. А когда увольнялся, по закону давали должность в Доме детского творчества. Не согласился. Говорит, что теперь будет искать работу сам. И не в образовании.
…Смелов недолго водил нас по Кардинскому. Школа в селе – самое благоустроенное здание. Даже занесенная снегом, она выглядит более живой, чем окрестные дома с просевшими стропилами. Над селом царит колокольня со шпилем, склоненным к земле, пустым проемом звонницы. «Запустение», – тихо произнес Смелов, когда наш фотограф стал снимать колокольню. И не оборачиваясь, пошел обратно, к машине.

В Вощиковской школе сто учеников, по соседству детский дом, детдомовские ребятишки тоже учатся здесь. Изучают два языка, на школьном автобусе возят ребят в Пошехонье – заниматься в изостудии. Есть компьютерный класс, тянут-потянут, вытянуть не могут хорошую линию связи, чтобы обеспечить доступ в Интернет.
В Вощикове уцелело хозяйство, действует и даже получает областные награды ферма. Жители села работают, вовремя получают зарплату. Новую школу взамен старого, аварийного здания строили на бюджетные средства и на деньги Вощиковского хозяйства.
В пришкольном музее есть отдельный стенд, посвященный истории строительства школы. В соседней комнате висят портреты семерых братьев Королевых, от рядового до генерала, уроженцев села, погибших на Великой Отечественной. А здесь, под стеклом, – деловая переписка с главой района, проекты и сметы, клочок красной ленточки, срезанный ножницами в руках начальства.
В Кардинском сама школа – как музей. Точнее, памятник. Памятник одному человеку, который не согласился с экономическими тенденциями и демографической ситуацией. Не взял их в расчет, надеясь, что не один он в поле воин. Оказалось – один. Лесхоз сдался без боя. Село опустело, и теперь сюда приезжает школьный автобус, чтобы возить детей в Вощиково.

Заячий Холм – Гаврилов-Ям

Заячий Холм – село неподалеку от Ярославля. Часть сельчан работают в городе, перед их домами стоят новые машины. Остальные трудятся здесь же, на ферме. Несколько дней назад дояркам выдали зарплату. За сентябрь. 250 (двести пятьдесят!) рублей.
«Детишков вывозить отсюда надо, эвакуировать», – говорит на ходу человек, идущий с мотком провода через плечо по центральной улице села. – Мы очень рады, что ходит школьный автобус. Пускай в городе учатся, может, и зацепятся там».
В Заячьем Холме когда-то была своя школа. В 1998 году она сгорела. Учились в помещении детсада, а сельсовет тем временем пытался найти средства на строительство новой. В итоге школу отстроить не сумели, зато пошел школьный автобус, который возит детей на учебу в райцентр, в Гаврилов-Ям.
«Вот приятель – тот работает. Сварщиком, в Сургуте где-то. На такую работу – не подмажешь, не попадешь. Он халупу свою продал, чтобы взятку дать. Мотается теперь, месяц здесь, месяц там, 64 тысячи получает. Хорошо!» – рассказывает другой сельчанин.
В Гаврилов-Яме несколько школ, но ребята из Заячьего Холма учатся в одной. Родители приезжали, придирчиво выбирали. Автобус ходит в два рейса, правда, в село не заезжает – бензина в обрез. К сельпо детей приводит социальный педагог, сопровождающий школьников в дороге. Народ, собравшийся у магазина перекурить и потолковать о жизни, мигом обретает тему для разговора: разобрать по винтику пресловутую российскую автотехнику.
– Кузов длинный слишком. Уже сейчас металл коробится, распорки ставят в салоне. Крыша на каждом ухабе прыгает. Подождать года два, и вовсе посыпятся те автобусы. Гроб на колесах, одно слово.
– Страшно ведь детей в такой сажать…
– Страшно. А что поделаешь? Раньше колхозный автобус гоняли. «Шараповозку», как в фильме.
– Раньше ведь в селе школа была, под боком, возить не нужно никуда…
– Да нужно. Что они тут увидят? Загнулось хозяйство. Работы нет никакой. Надо возить.
В Гаврилов-Яме исправно работает комбинат по обработке льна. Правда, сырье теперь доставляют из Франции. Говорят, получается выгоднее, чем ждать урожая с окрестных полей. К тому же в колхозах рабочих рук не хватает, а лен требует 8–9 человек на гектар, не меньше.
…В стороне от села пыхтит в снегу трактор, мужики споро разбирают на доски какой-то сарай и грузят добытое в прицеп. На дороге стоят четверо ребят лет 16, наблюдают.
– У меня папа в Москве работает, по строительству. С Лужковым общается, – говорит один и хитро улыбается. – А я в театральное буду поступать в Ярославле. Уеду отсюда.
– А ты уже в театре играл, наверное, в школьном?
– Не-а. Это у меня мечта такая. Уехать.
Начальник Гаврилов-Ямского управления образования Джордж Борисович Резвецов ведет нас по школе, куда приезжают на учебу дети из Заячьего Холма. Компьютерный класс, спортзал. Углубленное изучение математики и физики.
– А в Гаврилов-Ям-то возвращаются те, кто уехал в вузы учиться?
Резвецов молчит, потом отвечает:
– Возвращаются. Но не все.
– А на село?
– Единицы.
На прощание нам советуют заехать в магазин «Русский лен», купить сувениры. «Хоть он и французский, этот лен, а на вид – все равно как ярославский. Берите, не пожалеете»!


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru