Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №23/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

РЕЖИССУРА УРОКА 
НЕШТО ПОПРОБОВАТЬ?

Маргарита ДУПЛОВА,
учитель ОБЖ

Может там коряга быть

Социоигровые приемы на уроках ОБЖ

В нашей школе в начальных классах второй год ОБЖ (охрана безопасности жизнедеятельности) ведется отдельным предметом. Урок нужный, особенно в наше время, но как его правильно проводить, учителя не знают, ведь никаких пособий и методических рекомендаций нет.
Вначале я проводила этот урок традиционно. Читали, отвечали на вопросы, обсуждали ситуации, рисовали иллюстрации к темам. Это не устраивало не только моих учеников, но и меня. Поэтому, только познакомившись с социоигровым стилем обучения, я сразу же попробовала применить его на своих уроках.

Сценки

В своем 3 «А» классе по теме «Будь осторожен с незнакомцем» урок начала с того, что предложила классу построиться в круг.
Затем начали называть места, где может подстерегать какой-нибудь злоумышленник. Они назвали: улица, лифт, дом, магазин.
Поделились на команды. Каждая команда («Улица, «Лифт», «Дом», «Магазин») придумывала сценки о том, как они будут вести себя в данной ситуации при встрече со злоумышленником. Роли распределяли сами, необходимые атрибуты находили тоже сами.
В работу включился весь класс.

Шапка вопросов

На следующем уроке у нас была тема «Безопасность на воде». Я просила ребят заглянуть в учебник и написать записку в «шапку вопросов». Но тут меня срочно позвали к телефону, а шапки под рукой не оказалось. Я ткнула пальцем в угол, куда нужно было складывать записанные вопросы, и ушла.
Вернувшись, я была приятно удивлена. Ребята сидели и перечитывали параграф, чтобы лучше ответить! А все записки было сложены в «шапку» – кепку одного из мальчишек.
Вопросы оказались на удивление разные и по всей теме:

Почему нельзя купаться в чужом месте?
Ты ныряешь в незнакомое
место?
Можно ли удить рыбу с пристани, если не умеешь плавать?
Почему на воде нельзя драться, толкать в воду?
Что надо делать, если свело ногу?
Почему на надувных матрасах нельзя заплывать далеко?
Что надо делать, если у тебя на воде начал сдуваться матрац?
Почему после купания нужно переодеться в сухое? И т.д.

Желающих отвечать было очень много. Чтобы никого не обидеть, решили отвечать по алфавиту первых букв фамилий.

Плакат

Когда на «посиделках» я поделилась, как провела этот урок, одна моя коллега посоветовала нарисовать плакат о том, как нельзя вести себя на воде. Что я и сделала на следующем уроке.
Класс разбился на четыре команды. От каждой команды подошли по одному посыльному с помощником. Я предложила не только нарисовать плакат, но и придумать четверостишие на эту тему.
Все с большим удовольствием занялись делом. Устроились кто где. Одни на парте, другие около доски на полу, третьи на полу около двери, четвертые рядом с цветами. Работали увлеченно. Когда я сказала, что время истекло и пора защищать свой плакат, очень расстроились те, кто еще не успел закончить.
Следующий этап работы заключался в том, чтобы усовершенствовать плакат другой команды и стихи. А четверостишия получились вот какие:

Если мы хотим поплавать,
То идем мы все на пляж.
Если мы не можем плавать,
То ложимся на матрац.

(После улучшения другой командой:

Если мы хотим поплавать,
То всегда идем на пляж.
Если не умеем плавать,
То ложимся на матрац.
Если сдулся наш матрац,
Мы кричим: «Спасите нас!»)

Другая команда сочинила так:

Ты не плавай далеко.
Там, быть может, глубоко.
Если заплыла туда,
Выбирайся ты сама.

Стихи остальных команд были, конечно, не столь удачные, но тоже на тему.

Если ты не знаешь места,
Прыгать в воду не спеши.
Посмотри сначала в воду,
Может там коряга быть.
Ты не знаешь, что там будет:
Может, бочка или гвоздь.

(А по мне так очень даже здорово! Спасибо, что не постеснялись прислать «не столь удачные», на ваш взгляд, варианты. – Прим. ред.)

Не ныряй и не купайся
В незнакомом месте.
Посмотри сначала в воду:
Что находится в воде?

После этого урока – представьте! – дети стали приносить мне свои стихи.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"